Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Лето

«Восток» закрыт

Учительская газета, №30 от 28 июля 2020. Читать номер
Автор:

В лагере не звучат детские голоса, а стучат топоры

Узловая – город железнодорожников. На его гербе – колесо от локомотива и узел железных дорог. Железнодорожники здесь всегда считались классом привилегированным. У них были своя больница и поликлиника, где лечили лучше, чем в городских. Свой Дворец культуры и парк отдыха, где в праздники гулял весь город. А у детей в лесу у станции Настасьино был свой лагерь с гордым названием «Восток» по имени первого космического корабля Земли.

В иных лагерях не выпускают детей за ворота, держат как в клетке. Лагерь «Восток» в лесу был маленькой детской Республикой Солнца – такое его название звучало часто. Ребята ходили в лес и купались, гоняли мяч и побеждали в конкурсах, уходили в «звездный поход» и пели у костра под гитару. Тут даже время текло по-другому! В день вмещалось столько игр и приключений, сколько в обычной жизни происходит за неделю. Как же ребята любили свой лагерь! А потом, вырастая, выбирали профессии железнодорожников и отправляли уже в этот лагерь своих детей.

Руководители и работники в нем порой сменялись, многие помнят талантливого директора Эльвиру Семеновну Живоглазову, любимую воспитательницу Татьяну Александровну Храпову и других, но лагерь всегда оставался лучшим. «Восток» занимал призовые места в конкурсах, о нем сообщали в центральной прессе и по телевидению, о нем писали песни и рассказы.

Мне доводилось бывать в этом лагере. Помню, как по воскресеньям ребята сбегались к воротам, ожидая родителей. С какой радостью, увидев их, толпой идущих с поезда, летели им навстречу! И помню, как плакали те, к кому родители долго не приезжали! Порой папы и мамы брали себе путевку на соседнюю с лагерем базу отдыха «Тульский железнодорожник», и тогда это был летний семейный отдых, полный ребячьего счастья. А как ярко и празднично отмечали в «Востоке» День железнодорожника! Как гордились ребята своими родителями!

Однажды в отряд принесли фотографии из лагерного музея. С каким трепетом ребята брали их в руки, как вглядывались в лица детей и вожатых 30‑х годов, когда лагерь открылся. Вот она, связь поколений, вот они, будущие династии железнодорожников!

В лагере «Восток» несколько лет назад уже собирались торжественно отмечать 80‑летие лагеря! Взрослые, как обычно, призывали: «Ребята! Берегите лагерь, в него приедут ваши дети!» Дети берегли. Но увы! В конце 2017 года из ОАО «РЖД» пришел циркуляр с приказом: «Лагерь «Восток» – закрыть!» И солнце зашло на «Востоке».

Из лагеря вывезли все имущество, оставив лишь голые стены. Где все это теперь? Где экспонаты музея, собранные с такой любовью? Растащены или выброшены на свалку как мусор?

Возмущенные железнодорожники писали коллективные письма руководству РЖД, областным властям, просили открыть лагерь, но тщетно…

– Лагерь «Восток» нельзя было закрывать! – убежденно говорит начальник Тульского отделения Московской железной дороги ОАО «РЖД» Александр Потапенко. – Меня многие просили и просят помочь его снова открыть. Раньше в «Востоке» за лето оздоравливались до семисот наших детей».

«Детский лагерь «Восток» надо обязательно открыть!» – третий год убеждают, просят ОАО «РЖД» железнодорожники региона.

В Тульской области от железной дороги кроме «Востока» были еще «Приокские зори» и своя база отдыха «Тульский железнодорожник». Первыми закрыли «Приокские зори», потом расправились и с «Тульским железнодорожником».

Там, где взрослые пели у костров песни с детьми из лагеря, сегодня высокие руководящие дяди из Москвы, в том числе и с железной дороги, понастроили дач и коттеджей, заборы – не подступишься! Места-то ведь заповедные, лакомый кусочек.

А теперь вот и «Восток», судя по всему, ждет такая же участь – собираются, говорят, его продать московским нуворишам. Получается, все лучшее – дядям!

Самое удивительное, что все это происходит в ОАО «РЖД» – компании государственной. Российские железные дороги – это не экономика, это политика, пронизывающая всю страну и обеспечивающая в ней стабильность и безопасность.

В России на миллионы увеличивается количество школьников.

– В прошедшем учебном году, – сообщил глава правительства, – в стране за парты сели на миллион школьников больше. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил, что «в середине наступающего десятилетия в России будет около 19 миллионов школьников, почти на шесть миллионов больше, чем в 2010 году». А в это время крупнейшая государственная компания массово закрывает свои детские лагеря, свои детские сады, санатории, дома отдыха, спортивные и оздоровительные учреждения, дворцы культуры, парки, больницы и поликлиники. Закрывает или передает их в областную и муниципальную собственность. Дорога сбрасывает с себя заботу о своих работниках.

– Что сейчас самое главное на железной дороге? – спросил я недавно в высоком кабинете.

Мне, задумавшись, ответили:
– Клиентоориентированность.

Да, это трудно произносимое слово предполагает получение большой прибыли. А раньше, помнится, говорили о безопасности движения, о том, что железная дорога – зона особой ответственности.

Сориентировались! Крупнейшая государственная компания расправилась не только с «Востоком». На Московской железной дороге, к примеру, проходящей по 9 центральным регионам России, из 14 лагерей осталось всего 5. В каждой второй области нет своего лагеря. В списке на сайте ОАО «РЖД» около 70 принадлежавших дороге лагерей. Но много ли из них осталось?

Лагеря для детей железнодорожников – это не только оздоровление детей, это и воспитание будущей смены. Многие из нынешних школьников Узловой придут работать на железную дорогу. И мы, пассажиры, будем вверять им свои жизни. Речь не только о лагерях. Следует заметить, закрываются не только лагеря. В Узловой, к примеру, уже несколько лет закрыта часть отделений в железнодорожной больнице. В том числе и терапевтическое.

Несколько лет назад Узловую потрясло невиданное ЧП: умер машинист локомотива во время рейса. Отказало сердце. И только по счастливой случайности все обошлось без жертв. Забота о людях и о безопасности движения. Понятия эти неотделимы.

…Работники лагеря в канун его 80‑летия написали о «Востоке» книгу, которая готовится к изданию. Книга-то выйдет, а лагеря нет. И если его не откроют, то придется писать в ней последнюю главу «Гибель «Востока». А может, и книгу так назвать. Для истории и потомков. Но пока есть надежда, что разум, государственный подход и здравый смысл возобладают. И слова про заботу о людях, которые все постоянно слышат на селекторных и иных совещаниях, не разойдутся с делом. Хочется надеяться, что на месте «Востока» и его окрестностей не застучат топоры, расчищая территорию лагеря под дачи, а, как и прежде, будут радостно звенеть ребячьи голоса!

Иван АНДРИЯНОВ, Узловая, Тульская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt