«Производство человеческого в человеке» – вот главное, что было в педагогике Макаренко (В.И.Слободчиков). Сегодня воспитание человека в человеке, обращение к духовному «я» постепенно и не без трудностей возвращается в сферу школьного образования, чему я несказанно рада. В образовательной практике одним из средств духовно-нравственного воспитания современного школьника выступает проектная деятельность.
Воспитательная палитра школьных проектов раскрывается через их содержательное наполнение. От того, какие цели и задачи ставит ученик перед собой, что является содержательным наполнением его проекта, зависит, какое духовное преображение будет происходить в нем самом. Приведу несколько примеров.
В творческом проекте Александры, ученицы 10‑го класса, «Неосвещенная битва за село Холмец в почтовой миниатюре» содержанием являются история российской и советской марки, марки в период Великой Отечественной войны, историческая справка о малоизвестном героическом сражении за село Холмец, сведения о том, что при селе Холмец воевала прабабушка Саши, медсестра Надежда Александровна Праведникова. В результате работы над проектом ученица выполнила стилизованную работу в жанре исторической композиции «Почтовая марка-1942, бои за село Холмец». Медсестра Надежда изображена на переднем плане почтовой марки.
Подводя итоги своей проектной деятельности, Александра пишет: «К созданию работы меня побудило отсутствие какой-либо информации в искусстве об этом героическом сражении, что и поражает, и расстраивает одновременно, поскольку подвиг наших предшественников должен быть увиден и услышан, а почтовая миниатюра является одним из самых распространенных, ходовых и узнаваемых символов искусства».
И цель проекта, и его содержание, высказывания Александры – все это свидетельствует о том, что она действительно дорожит историей своего Отечества, гордится историей своей семьи, сочувствует, сопереживает, выражает свою гражданскую и нравственную позицию средствами изобразительного искусства. Именно в этом видится результат данного проекта.
Чувство гордости за свою страну с замечательным архитектурным наследием, любовь к своему родному городу Москве, уважение к труду и восхищение талантами московских архитекторов – вот о чем творческий проект учеников 8‑х классов «Место, где ты (не) был». Продуктом проекта является телеграм-канал https://t.me/mestogdetinebal, на котором ребята рассказывают об уникальных московских зданиях, которые важно знать, ценить, сохранять.
Проект учеников 7‑го класса «Каждый человек тебе учитель, да не всякий любимый» (http://28.03.2023.tilda.ws) про любовь к учителям и наставникам. Для того чтобы его выполнить, ребятам пришлось переосмыслить значение каждого учителя, наставника в своей жизни, подумать, поразмышлять о работе учителей, дать нравственную оценку своим и чужим мыслям, чувствам, поступкам.
Образовательная практика показала, что в процессе проектной деятельности воля, устремления, образ мыслей, чувствования ребенка меняются, определяя его внешние поступки и поведение. Мы можем воздействовать на внутренние установки детей, вовлекая их в проектную деятельность, содержанием которой являются добро, любовь, истина, красота, семья, дружба, честь, благородство и другие общечеловеческие ценности. Участие в таких проектах позволяет ребенку осуществлять нравственную и эмоциональную переоценку собственных действий и последующую адекватную корректировку своего поведения.
Действительно, как сказал В.И.Слободчиков: «Человеческое не закладывается в человеческом геноме, это то, что воспитывается, прививается ребенку в детстве и юности». Проектную деятельность в школе можно рассматривать как эффективное средство решения задач воспитания при условии тщательного отбора содержания проектов.
Алла ПОЖАРСКАЯ, методист Романовской школы, кандидат педагогических наук
Комментарии