Нынешний год, объявленный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, призван продемонстрировать каждому гражданину нашей страны, всем людям мира, что обучению и воспитанию в современном российском обществе всегда уделялось и уделяется первостепенное внимание, а профессия учителя – сложная, многогранная, требующая постоянного творчества, самосовершенствования, самоотдачи – одна из самых важных на земле.
Каждый из нас, читая эти строки, размышляя о нашей профессии, вспоминает тех учителей, которые оставили в душе «незримый прочный след…». Смею и я в свой юбилейный год вспомнить о самом значимом наставнике в моей жизни, о первом учителе, которому за два дня до 1 сентября исполнилось бы 100 лет.
…Яркий лучик солнца скользнул по лицу и заставил прищурить глаза. «Пора вставать», – подумала я, просыпаясь в который уже раз за эту ночь. Как долго, с каким нетерпением ждала я этот день – 1 сентября – день моего рождения. Он был особенный, потому что мне исполнялось 7 лет. Как и ранее, в это утро я сунула руку под подушку, чтобы нащупать подарок, приготовленный мне мамой. Сколько же было радости и восторга, когда я достала белые атласные ленты! Такие в мои косички не вплетались еще ни разу. А потом увидела рядом с кроватью коричневую форму с белым воротничком и манжетами и белый накрахмаленный фартук. Это был тот самый памятный день, который навсегда связал меня со школой.
В то утро, казалось, я была самой счастливой! Вся наша большая семья провожала нас с мамой в школу! И мама была необыкновенно красивой и радостной! Она отправлялась к своим ученикам в 21‑й раз, но в этот раз в новом классе появилась особая ученица – собственная дочь.
«Сколько себя помню, мне всегда хотелось учительствовать», – вспоминала моя мама Надежда Павловна Осетрова. 44 года она проработала учителем начальных классов, из них более 40 лет на одном месте, в селе Долгие Лески Каменского района Тульской области. Из четверых ее детей только мне довелось учиться у своей мамы в течение четырех лет, а потом еще четыре года быть вожатой у ее следующих учеников.
Мама училась очень хорошо, поэтому начать свою педагогическую деятельность ей было предложено очень рано, в пятнадцать лет (из-за отсутствия учителей). Она часто рассказывала о начале своей работы, и эти рассказы всегда были наполнены теплом и любовью к своим ученикам. Особенно трудно было в военные годы, когда их село заняли немцы, да и в послевоенное время. Это были годы лишений. Многие дома были разрушены, сожжены. Но желание учиться было так велико, что ни учеников, ни учителей не пугали никакие трудности.
Мама рассказывала, как выглядела ее классная комната в течение многих послевоенных лет: земляной пол, вместо стола – скамья повыше, вместо стула – скамья пониже. Чтобы осветить класс, зажигали лучины и развешивали их вдоль стен. Бумаги для письма не было, использовали края старых газет, странички старых тетрадей. Кто что находил дома, приносил в школу, этим делились со всеми. Географию мама преподавала по картам, нарисованным ею собственноручно до войны. Часть из них сохранилась до сегодняшнего дня. Как реликвию храню я эти рисунки для своих детей и внуков. За свою работу мама была награждена медалью «За доблестный труд». Вручение проходило в Москве.
Моя мама очень любила свою работу. Никогда до последнего дня своей жизни она не высказывала малейшей тени сожаления об избранном пути. Преподавать в сельской школе всегда было нелегко. Насколько я помню свои школьные годы, у мамы всегда было по два класса в параллели; 1‑й и 3‑й или 2‑й и 4‑й. Как правило, одновременно в одном кабинете обучались до 30 учеников и более. К тому же дома ее ждали собственные дети – нас у мамы было четверо.
Как часто по вечерам я наблюдала за ее работой! Уложив нас спать, она включала в большой комнате настольную лампу-«грибок», обкладывалась учебниками и тетрадями и до глубокой ночи сонную тишину нарушал только шелест переворачиваемых страниц. Во сколько она ложилась и вставала, можно было только догадываться! К утреннему походу в школу и завтрак был готов, и одежда на стуле каждого откуда-то появлялась, и в хозяйстве был полный порядок. Уже повзрослев, я не переставала удивляться ее выносливости, сдержанности, терпению и работоспособности. Она была очень трудолюбивым, добрым и отзывчивым человеком, на которого мне и сейчас хочется быть похожей. Всю ее жизнь она была для меня образцом для подражания. Она о многом мечтала, но в силу не зависящих от нее причин многие ее мечты так и не осуществились. Надеюсь, что-то из несбывшегося я смогла воплотить в жизнь.
А какую большую просветительскую работу должен был вести на селе учитель! На это тоже требовались и силы, и подготовка, и умение собрать, увлечь и убедить взрослых людей, с которыми приходилось встречаться. Надо сказать, что мама очень много внимания уделяла своим ученикам не только на уроках. У нас было много походов, праздников, спортивных состязаний. Мы любили слушать ее чтение книг на природе, а какие праздники мы устраивали для родителей! Все это она мудро передала и мне, поддержав мое решение поступить на педфак.
Маму очень любили в селе. Она до последних дней жизни была очень уважаемым и авторитетным человеком. Всю жизнь в ее дом тянулись и взрослые, и дети. А ученики просто обожали ее, не забывали о ней спустя десятилетия. Писали письма, присылали поздравления, а то и приезжали к ней домой, чтобы оказать знаки внимания своей первой старенькой учительнице. Надо сказать, мама тоже всю свою жизнь была близка со своей первой учительницей. Много мне рассказывала о ней. Ее звали Анастасия Митрофановна Нитченко. Даже когда ее не стало, мама навещала ее могилу.
Передо мной никогда не было проблемы жизненного выбора. Наверное, с молоком матери впитала я эту безмерную любовь к учительству, переданную почти на генетическом уровне еще и от бабушки, маминой мамы, Александры Матвеевны Мининой, которая более трех десятков лет преподавала в церковно-приходской школе. Уходя из жизни в глубокой старости, она передала мне две истины: «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» и «Отдавая, приобретаешь». Это и стало для меня заповедями, моим жизненным девизом.
Прошло много лет. Так случилось, что и у моего сына я была первым учителем… Совсем недавно, 3 сентября, состоялась ежегодная встреча с этим классом. Им по 45! И я, как обещала, вручила им их школьные тетради, которые хранила 35 лет. Какая это была теплая встреча! В очередной раз убедилась, как важно учителю прежде всего любить детей. Разных, непохожих. Как важно стремиться в каждом из них найти те струночки, которые помогут им зазвучать. Я стремлюсь, чтобы у меня это получалось. Сегодня я учитель учителей. И от меня в школе многое зависит.
Во все времена в образе учителя аккумулировались нравственно-этический идеал эпохи, национальные, религиозные и культурные традиции, которые должны быть переданы последующим поколениям. С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, то есть не зависящими от времени, а какие – динамичными, подвижными, необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием времени. Важно не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Учитель в первую очередь должен быть создателем среды, побуждающей к учебе. Мы обязаны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. При этом не забывать о том, что результат учения всегда равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль.
В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели. Одни идут с предметом к детям, а другие с детьми идут к предмету. Это и есть сотрудничество. Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве, если вдуматься, глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Педагогика направлена на одно – дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. В процессе общения с учителем как с личностью и идут нравственный рост, обучение и научение. Важный момент этого взаимодействия – восприятие ученика как личности с ее достоинствами и недостатками, поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых едва ли не первое место занимает учитель. Педагог должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя – формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами, служить обществу, одновременно создавая его.
Трудно встретить педагогический коллектив, который бы не мечтал о высокой оценке своего труда со стороны руководителей, педагогической общественности, родителей и детей. Вряд ли среди этих коллективов есть такие, которые не понимают, что за подобной высокой признательностью стоит огромный многолетний труд всех без исключения работников школы. Всех вместе и каждого в отдельности. Можно ссылаться на время, в которое мы живем, ситуацию в мире, низкий уровень подготовки педагогов в высшей школе и многое другое, но это все окажется на менее уважаемой чаше весов, если на другую из них положить любовь к человеку (и к ребенку, в частности), уважение к самому себе как к педагогу и личности, веру в будущее для своих единомышленников, друзей и близких, надежду и уверенность, что ваш труд будет вознагражден благодарностью и успехами детей.
Владимир Иванович Даль, писатель и собиратель фольклора, точно обозначил сущность профессии педагога: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать своего воспитанника». Следовательно, реализация современной политики в области образования невозможна без фигуры педагога – профессионала, творца, гражданина, личности, умеющей повести за собой, взять ответственность за порученное дело, быть примером для своих учеников. Пускай же каждому ученику повезет в жизни, и из детства в отрочество, в юность и зрелость он будет идти бок о бок рядом с таким достойным человеком, имя которому «педагог».
Вера ИЛЮХИНА, директор школы №2006, председатель межрайонного совета директоров №22
Комментарии