Вышла в свет новая книга известного профессора Наталии Владимировны Кудрявой «Лев Толстой – провидец, педагог, проповедник». Ее презентация прошла недавно в Музее Льва Николаевича Толстого на Пречистенке.
За год до смерти Лев Толстой записал в дневнике: «Воспитание спасет мир». На протяжении почти века педагогические идеи Толстого были не только забыты, но и иронично отторгнуты большой наукой, мол, все это, как писалось в учебниках по педагогике, только для деревенских детей. Да и творчество Толстого в целом воспринималось по-плехановски – «отсюда и досюда». А по-ленински Толстой представлялся как воинствующий критик буржуазной действительности, выразитель интересов патриархального крестьянства, класса недалекого в политическом плане, «хлюпик, юродствующий во Христе».
Надо было иметь мужество, чтобы в прошлом столетии говорить правду о Толстом и об открытиях, сделанных им не только в художественных сферах творчества, но и в педагогике, которую он рассматривал как науку о духовной и физически здоровой жизни человека и человечества.
Наталья Кудрявая, доктор педагогических наук, профессор, вслед за своим отцом Владимиром Александровичем Вейкшаном избрала путь служения далеко не конъюнктурной идее – восстановлению в правах педагогического гения Льва Толстого.
Как один из создателей и организаторов эксперимента «Школа Л.Н.Толстого» я был очевидцем большого интереса учителей к книге Кудрявой «Лев Толстой о смысле жизни» (М., 1993). Она стала для них реально настольной. Прежде всего потому, что помогала соотнести важные духовные вопросы жизни со школьной практикой учителя и учеников. При этом возникало ощущение, что чтение нравственно-философских текстов самого Толстого давалось учителям с большим трудом. Были трудности и при знакомстве с его педагогическими статьями.
Откликом на эту потребность можно считать новую книгу профессора Кудрявой «Лев Толстой. Провидец. Педагог. Проповедник» (М., 2021). Она призывает современников взглянуть на Толстого глазами ищущего смысл жизни человека. Автор книги открывает читателям просторы духовной вселенной Толстого, и, избегая ложного пафоса, делает это бережно, умно, с чувством такта, следуя заповеди Толстого – говорить о сложном просто и ясно.
Наталья Владимировна одна из немногих в наши дни, кто не побоялся назвать Толстого провидцем и связать весь комплекс идей художника и мыслителя со сферой образования и воспитания. Для нее Толстой именно провидец, вся деятельность которого была направлена на отыскание педагогических стимулов духовного и физического развития человека.
Автор справедливо утверждает, что понимание Толстым проблемы смысла жизни и нравственного поведения, антропности духовности, онтологического характера ценностей и способности педагога их развивать в учениках явилось его заметным вкладом в складывающуюся в настоящее время экзистенциальную психологию и педагогику.
Развивались и развиваются во многом созвучные взглядам Толстого христианская, гуманистическая, экзистенциальная психология и педагогика. Не случайно, а закономерно видный австрийский экзистенциальный психолог В.Франкл, сосредоточивший свое внимание на высшем духовном измерении человека, назвав его ноэтическим, рассматривал Толстого как предтечу этого направления психологии.
«Наука жизни» Толстого стала доступна западной интеллигенции раньше, чем отечественной. А в наши дни ученик В.Франкла профессор Альфрид Ленгли «переучивает» отечественных психологов и психотерапевтов в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова на основе современного экзистенциального анализа. Видимо, слушатели этих курсов даже не подозревают о тех поэтических образах, которые оставил Толстой в произведениях «Исповедь», «О жизни», «В чем моя Вера?», «Царство Божие внутри вас» и др.
В последнем произведении, книге мудрых мыслей «Путь жизни», вступление к которой написано современным научным психологическим языком, Толстой говорил об основной парадигме жизни человека, Божеском и человеческом (психофизическая проблема), о каждодневном волевом усилии человека на пути борьбы его с «грехами, соблазнами, суевериями» и обретении истинного смысла жизни.
Важно сосредоточиться на главном. «Путь жизни» – это путь вечного движения к идеалу через преодоление зависимости от того, что разрушает душу и тело. Книга эта – методология жизни человеческого духа. И именно в этом ключе рассматривает ее автор книги о провидце и педагоге Толстом.
Сама жизнь сегодня актуализирует проблемы духовного воспитания, идеи здоровьесберегающих технологий в педагогике и медицине, процесс сближения религии и науки. И нельзя не согласиться с профессором Кудрявой, утверждающей, что именно сегодняшние процессы жизнедеятельности человечества указывают на важность обращения наших современников к духовным исканиям и открытиям Толстого – писателя, провидца, педагога, проповедника.
По мнению автора книги, впервые в истории наук о человеке Толстой обосновал способ духовной, осмысленной, нравственной жизни с опорой на онтологические категории человека. Произведения Толстого демонстрировали выход из гуманитарного кризиса в науках и практиках работы с человеком, вписали в научный дискурс проблемы духовности и нравственности, подчеркивая их антропность и возможность работы с ними как онтологическими категориями жизни человека. Толстой по-новому для своего времени решал так называемую психофизическую проблему соотношения духовного и психофизического (у Толстого – «Божеское и человеческое»), почти в духе современной гуманистической педагогики и психологии рассматривал концепцию личности в триаде «тело, душа и дух».
Автор книги справедливо утверждает, что настало время повлиять на ситуацию невнимания и даже искажения этого пласта творчества Толстого, и появление такого издания, безусловно, заметный вклад в реабилитацию духовной философии Льва Толстого, который был убежден, что знаниевая педагогика не в состоянии ответить на проблему «как человеку стать Человеком».
Подчеркнем еще раз, что впервые в отечественном толстоведении (а возможно, и в мировом) сделана попытка современной интерпретации «науки жизни» Толстого, традиционно известной как религиозно-нравственное учение. Кроме того, в книге дается современная интерпретация педагогического творчества Толстого в его взаимосвязи с наукой о духовной жизни, что и было попыткой писателя, дерзнувшего «нарушить спокойствие педагогов-теоретиков и высказать столь противные всему свету убеждения».
В недавно вышедшей книге историка профессора Оксфордского университета Андрея Зорина дается оценка проповеднической деятельности Толстого и высказывается мысль об «одиноком вожде», учение которого оказалось не востребованным человечеством. Можно согласиться, но можно и возразить профессору Зорину. В наши дни, несмотря на отсутствие адекватной оценки религиозно-нравственного учения писателя (оно по-прежнему исключено из научного оборота в нашей стране, замечу, что в сборнике «100 великих философов» есть раздел, посвященный Достоевскому, но нигде не значится имя Толстого), идеи этого учения через педагогику становятся все более популярными и востребованными.
Гений не одинок. Сегодня у Толстого есть целая армия последователей, которая внедряет идеи педагогики осмысленной духовной жизни. Автор приглашает читателя проследить шаги гениального педагога и мыслителя на этом нелегком пути и надеется, что педагог и проповедник обретет новых единомышленников, среди которых авторы последней главы книги В.Б.Ремизов, Е.А.Волошина, К.В.Зорин, К.Ю.Брешковская, Ю.В.Прокопчук, а также множество неназванных последователей педагогики Л.Н.Толстого. От себя прибавлю имена методистов и учителей, участвовавших в эксперименте «Школа Л.Н.Толстого». Они указаны в финале моей книги «Уроки Толстого и школа культуры».
Толстой, как-то успокаивая загрустившего художника Л.О.Пастернака, отца поэта, напомнил ему, что все на свете пройдет – и царства, и кости наши сгниют, но, если есть зерно художественности, оно одно вечно будет жить. Так и с педагогикой духовного роста. Эта гуманистическая педагогика стоит на пороге нашей действительности. Уйдет в прошлое знаниевая педагогика, ориентированная на психофизический параллелизм человека, изъяны которой Толстой увидел еще в середине ХIХ века. А на ее место придут гуманистическая педагогика и психология, что явится воплощением смелой и дерзкой идеи Толстого «сказать, чего никто не знает и с чем никто не согласен». Автор книги убедительно помогает читателю понять этот замысел Толстого.
В письме «О воспитании», ставшем духовным завещанием (1909 г.), Толстой предложил гуманистическую реформу народного образования с включением двух новых учебных предметов – о смысле жизни и нравственном поведении, оснастил их преподавание и даже предложил собственную методику. Воспользуемся ли мы этим?
Виталий РЕМИЗОВ, заслуженный учитель России, кандидат филологических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры
Комментарии