search
main
0

Воспитание сотворчеством. Лучшая профессия на земле

На урок к Наталии Викторовне Сухой, учителю смоленской школы №34, я попала случайно. Одиннадцатиклассники анализировали рассказ О’Генри «Дары волхвов». Шла оживленная беседа с ребятами о том, как они понимают слово «дары» и близкие к нему и производные от него. Рук никто не поднимал, потому что участвовали все. Наталия Викторовна, задав очередной вопрос, называла кого-то из учеников, и тот охотно отвечал, будто только и ждал, что именно его сейчас спросят, потому что был готов к ответу.

Конечно, меня удивила включенность каждого в обсуждение. Еще более удивило, что, как потом оказалось, класс был самым слабым из параллели. Их мотивация к учебе почти была равна нулю. И потому основные знания подростки получали на уроке. Ведь и на занятии можно было просто присутствовать. Но судя по ответам, знания у ребят есть. В том и заключается истинное мастерство учителя, проявляется его яркий природный дар, что он умеет заинтересовать любого ученика любой темой. А это удается далеко не многим. Вот часто современные дети не хотят учиться, и ничего не сделаешь. На улице было хмуро, словно кисейной занавеской задернуты туманом дома и деревья. А в классе светло. От теплой обстановки, от улыбок, которыми одаривала учеников учительница, а они – ее. Урок проходил на хорошем эмоциональном настрое. Говоря о дарах, коснулись рождественского праздника, традиции незаметно дарить подарки, которая началась с Николая Чудотворца, покровителя детей. А потом читали предложения из текста и находили в них вводные слова. Именно им и была посвящена тема урока. Наталия Викторовна Сухая – потомственный педагог. «Я выросла в учительской семье, – рассказывает она, – поэтому желание учить детей передалось мне с генами. Моя бабушка была учителем истории, мама преподавала русский язык и литературу. Мамина сестра и моя сестра тоже педагоги. Мне хотелось быть похожей на маму, такой же романтичной». Вот так передается из поколения в поколение эта профессия (по мнению Наталии Викторовны, лучшая на земле). Как эстафета доброго, справедливого отношения, а главное – всепобеждающей любви к детям. Она, именно она, залог успеха любого педагога. Были у Наталии и другие мечты – желание стать врачом или журналистом. Между прочим, можно сказать, что они тоже сбылись. В педвузе были курсы медсестер, она и их окончила. А еще в студенческие годы была редактором факультетской многотиражки, а теперь под ее руководством ребята выпускают газету «ЗвонокЪ и Ко». Есть у Наталии Викторовны свой родной класс, тоже 11-й, где она классный руководитель. Социально-гуманитарного профиля. Это ребята увлеченные, умеющие учиться самостоятельно. Здесь сплошь победители и призеры олимпиад и конкурсов. Наталия Викторовна с восторгом рассказывает о своих питомцах. Вот лауреат Твардовских чтений, других состязаний, обладатель премии князя Смоленского Романа Ростиславовича, победитель конкурса «Выпускник 2011 года» Александр Гучков. «Он многосторонний, талантливый подросток, способный к языкам, и очень интересный человек» – так характеризует своего ученика Наталия Викторовна. Редактор многотиражной газеты Светлана Хесина прирожденный филолог, призер литературного конкурса, тонко чувствует язык, стиль автора. «Она, – считает Наталия Викторовна, – понимает литературное произведение глубже, чем я. У нее очень свежий и глубокий взгляд и очень интересный анализ произведения. Лучше других понимает то, что хотел сказать писатель. Она тоже лауреат Всероссийских Твардовских чтений». Увидеть в каждом ребенке его скрытые возможности, которые заложены в нем самой природой, Наталия Викторовна считает своим непременным долгом. «Это имеет даже большее значение, чем просто научить его». Дети, естественно, очень разные. И узнать тайну души каждого совсем непросто. А еще нужно уметь вызвать доверие к себе. Но есть дети, души которых закрыты наглухо, с ними учителю труднее всего установить контакт. Именно таким был сначала Дима Фролов. Наталия Викторовна не сразу отыскала путь к его душе. Зато теперь они друзья. Дима ежедневно звонит ей домой, чтобы пообщаться, что-то обсудить, спросить совета, а то и самому что-то посоветовать любимой учительнице. «Иногда случается, что он не позвонит. И тогда мои домашние донимают меня вопросом: «Почему Дима сегодня не звонил?» Обсуждения у нас с ним бывают разные, в том числе в каком хозяйственном магазине ему купить ту или иную вещь. Теперь он меня опекает. Нередко советует, какую книгу прочитать, какой фильм посмотреть. Мальчик очень тонкий по натуре, легкоранимый, интеллигентный». Наталия Викторовна радуется каждому успеху своих ребят, скажем, просто понравились ей их рассуждения на уроке или кто-то вернулся с победой с олимпиады. Так же радостно встречали своего учителя и классного руководителя ее одиннадцатиклассники, когда она вернулась с финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2011», на котором Наталия Викторовна вошла в «пятнашку» лучших учителей России. Дети встречали ее с цветами, разноцветными шариками и улыбками восхищения и гордости.И конечно, тут же взяли у нее интервью для школьной газеты. На вопрос «Что дал вам этот конкурс?» она ответила так: «Только на конкурсе педагог приобретает новые знания о себе как учителе, о своей профессии, о коллегах как профессионалах, знакомится с передовым педагогическим опытом, делится своим». Для Наталии Викторовны крайне важно, какими вырастут ее ученики. И потому она заботится о том, чтобы нравственные заповеди стали для них основным ориентиром. Но при этом, конечно, беспокоит, каково им, добрым, привыкшим к справедливому отношению,  выйти в мир, столкнуться со злом, хамством и другими человеческими пороками. Как защитить их от всего этого? И она учит учеников, как противостоять такому влиянию, как не допустить, чтобы тобой манипулировали, уметь сказать твердое «нет». А с каким удовольствием Наталия Викторовна говорит о том, что ее ученики самостоятельны, к ней только изредка прибегают советоваться! В последнее время они увлеклись созданием роликов и документальных фильмов, сами разрабатывают сюжеты и сценарии. У ребят четко распределены роли: есть сценаристы, режиссеры, операторы. Хотя и вполне возможна взаимозаменяемость. Один из роликов был направлен против вандализма. Вот уже несколько лет по всем городам процветает такое явление, как расписывание стен зданий, заборов, общественного транспорта, его называют граффити. Психологи считают, что такое желание вызывает уныло-серый облик наших улиц. Однако всем это нравиться не может, стереть, закрасить исписанные стены не так просто. В этом ролике ребята-актеры тоже расписывали стену. А когда работа была закончена, они свернули рисунок и унесли с собой. Граффити были исполнены на большом листе бумаги. Так, они  считают, можно удовлетворить страсть к рисованию, не портя стен, и можно примирить обе стороны. Класс Наталии Викторовны занял 2-е и 3-е места по двум номинациям в городском конкурсе документальных фильмов. У них есть ленты и посерьезнее. Подростки показали киноленту про малолетних узников фашистских концлагерей. Им удалось разыскать одного из жителей Смоленска, которому пришлось пройти через все эти испытания. Он рассказал про зверства фашистов. По выходным и в каникулы Наталия Викторовна встречается со своим классом в Ледовом дворце. Все ее воспитанники, как и она, увлекаются коньками. Наталия Викторовна, как обычно, приносит с собой большой термос с горячим чаем и пакет с печеньем. Сколько радости, веселья дают и детям, и учителю эти встречи на ледяном поле!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте