search
main
0

Воспитание ошибкой. Школьников надо учить взвешивать последствия действий и рисковать

Сегодня в школе внимание в лучшем случае сосредоточено на развитии интеллекта ребенка. Социальные навыки, продуманный выбор и уважение к товарищу по команде прививают по остаточному принципу. Как выпустить из школы не просто умного абитуриента, а настоящего, ответственного, уверенного в себе человека? Об этом рассказала директор предуниверсария – лицея НИУ ВШЭ Наталия ЛЮБОМИРСКАЯ.

– Наталия Вениаминовна, насколько я знаю, в вашем предуниверсарии пока лишь один класс?- Да, мы пока набрали только 10-й класс, в  нем 25 мальчиков и 33 девочки. Он делится на учебные группы в зависимости от предметов, которые ребята выбирают. Большинство лицеев работают с профильными классами, у нас дети работают по индивидуальным учебным планам, которые составляют сами. Конечно, есть и обязательные предметы – математика, русский язык и литература, один предмет естественно-научного профиля, ОБЖ, физкультура. Остальное выбирается в зависимости от собственных предпочтений – дети сами определяют, на каком – базовом или профильном –  уровне изучать тот или иной предмет. Конечно, мы даем рекомендации, условно говоря, если человек ориентируется на поступление на экономический факультет, стоит взять углубленную математику; если интересуется правом –  углубленный курс истории, географии. Именно поэтому у нас и нет фиксированного класса. На одних предметах сидит одна группа школьников, на других – другая. Группы все время перекрещиваются, это способствует созданию единого коллектива. Плюс то, что ребята сами делают выбор в составлении учебного плана, повышает ответственность. Это ведет к взрослению.- Но, наверное, справедливо, что в 15 лет ребенок еще не может четко определиться, что ему нужно.- Именно поэтому у каждого есть возможность поменять предметы, потому что на этот выбор нередко влияет не только осознанное желание, но и элементы моды. У нас есть ребята, которые хотели изучать обществознание. Это самый распространенный ЕГЭ после обязательных, хотя по сути это странный предмет – смесь из пяти отдельных предметов. Мы решили разделить то, что в нем собрано, и предложить курс обществознания, в рамках которого полгода идет социология, полгода – политология, экономика и столько же право. Вопросы, которые есть в философии, вынесены у нас в предмет, который называется «Теория познания». Это также обязательный для всех лицеистов предмет, который необходим для развития критического мышления. Здесь мы говорим о тех темах, которые не покрывают четыре вышеупомянутых предмета. Такой подход эффективен, так как дети знакомятся с разными дисциплинами, понимают, как работают социолог, политолог, узнают, что такое социологическое исследование. Это знакомство с реальными видами деятельности. И мы замечаем, что ребята, которые ориентировались на экономику, потому что это модно, популярно и прибыльно, начинают понимать, что есть и другие сферы приложения сил.- Наверное, многие ребята шли именно за экономическим образованием, потому что это предуниверсарий Высшей школы экономики?- Примерно половина поступивших говорили об этом, но нам очень приятно, что постепенно они начинают понимать, что мир гораздо шире и богаче. Они отказываются от иллюзий, что экономика – это область, где можно быстро и легко разбогатеть. У нас сейчас есть группа ребят, которые хотят научиться играть на бирже. По сути, свою роль здесь играет чисто детское восприятие на уровне «Нам обязательно повезет!». Ведь если бы это было действительно просто, все были бы богаты, не так ли? Но мы ни в коем случае не осуждаем и не ограничиваем их, будем беседовать с родителями на собрании, выяснять, готовы ли они вложиться в такой проект, мы же должны сформировать портфель стартовых денежных средств. Конечно, ВШЭ не жалеет средств на лицей, но, похоже, это издержки, которые должны нести уже родители и школьники. Если придем к какому-то единому мнению, будем учить ребят и этому. Так что, как видите, мы даем им возможность пробовать многое в  разумных пределах и,  конечно, совершать ошибки. Это одна из ключевых вещей, которых нет сегодня в школе, – возможность делать ошибки, анализировать их и преодолевать. Вся наша жизнь построена на этом. Ждать, что проживешь всю жизнь, не сделав ни одной, по меньшей мере глупо, а в школе сразу дают установку: «Не ошибись».Взаимный интерес, взаимное уважение – наше основное правило. И дети, даже порой не осознавая этого, счастливы в лицее. Хотя отметки у кого-то и стали хуже, чем прежде, потому что требования стали выше.Досье «УГ-М»Наталия Вениаминовна ЛЮБОМИРСКАЯ – выпускница МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор биологических наук. С 1990 года была организатором лицейских классов в московской гимназии №45 имени Л.И.Мильграма, с 1996 года активно работала в системе международного бакалавриата, в последние годы занимается работой со старшеклассниками. Вдохновитель и организатор внедрения новых образовательных технологий в деятельность школ. Наталия Вениаминовна имеет 6 публикаций по  проблемам среднего образования, включая статьи в международных научных изданиях. Выпускники Наталии Любомирской учатся в ведущих университетах России, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов и Финляндии.- Это специфика российской школы?- Нет, так во всем мире, просто где-то с этим уже стараются бороться, а мы до сих пор живем в старой парадигме. Отношение к ошибкам у нас крайне негативное, хотя надо дать ошибиться. Мы не должны тормозить естественное развитие человека, который по природе своей готов рисковать. Давно известно, что все, чего человечество достигло сегодня, – результат рискованной затеи, на которую пошли несколько сотен древних людей, покинув Африку. Риск заложен у человека в генах, а наша школа в ее массовой форме боится этих подростковых выплесков, всячески загоняет их вглубь. Мы же стараемся любому начинанию детей дать шанс. Даже если оно не придет к своему логическому завершению,  мы должны позволить им попробовать, не отбивать инициативу,  поэтому они на многое смотрят открытыми глазами. Жизнь, конечно, поставит ограничители там, где это нужно, мы же должны помочь им проявить себя и следить, чтобы они очень больно не падали.- Такой смелый, готовый пробовать и совершенствоваться абитуриент будет желанным гостем любой приемной комиссии?- По крайней мере мы на это очень надеемся. Мы не ждем, что все выпускники лицея пойдут в Вышку. Самое главное, что они смогут в любом вузе стать точкой кристаллизации студенчества, будут задавать тон, создавать атмосферу. Когда все приходят из разных регионов, из разных школ в один вуз, на один курс, поначалу наблюдается некий хаос, а они будут уже сплоченной группой, которая понимает, чего от них ждут. Проблема ведь еще и в том, что проходной балл в вузы растет, но качество образования падает, несмотря ни на ЕГЭ, ни на олимпиады. С  олимпиадами ситуация, по сути, еще тяжелее. К ЕГЭ готовят по нескольким предметам, а к олимпиаде – по одному. Когда такой натасканный по одному предмету школьник приходит в вуз, он оказывается невосприимчив к широкому гуманитарному образованию. Уже невозможна его качественная специализация, потому что она должна быть построена на хорошем фундаменте. А если его нет? Это одна из причин того, зачем НИУ ВШЭ нужен предуниверсарий.- Наталия Вениаминовна, чего, на ваш взгляд, не хватает школе, чтобы исправить эту ситуацию? – На уроке в обычной школе сегодня можно научиться ставить проблему, качественно решать задачу. Но умение быть лидером, дисциплинированным исполнителем, организатором командной работы, умение быть тем, кто берет на себя ответственность, – те социальные навыки, которые крайне необходимы, школа не воспитывает. Если ты просто не умеешь слышать собеседника, то все безупречные знания, грамотность и прочее не будут никому нужны. Сегодня надо быть не просто толковым исполнителем, но и уметь работать в команде. Только такая структура может продвигать что-то вперед. Этот принцип лежит у нас и в системе управления лицеем. То же самое мы стараемся делать вместе с детьми – формируем единую команду. Здесь нет места фамильярности и панибратству, здесь только уважение с точки зрения опыта. Но без выстраивания иерархии, в основе которой статус или позиция. В такой ситуации непросто работать прежде всего педагогу. Он должен быть самодостаточным, уверенным в себе, готовым к учебе. Учиться можно даже в 60 лет. Тот, кто любит и умеет учиться, может научить этому других, а тот, кто считает, что уже все знает, остановился в своем развитии. Мы рады, что благодаря этому подходу наши дети нас не боятся. Они относятся к нам просто и по-человечески.- Позади уже целое полугодие. Ребята делятся с вами своими впечатлениями от учебы в предуниверсарии?- Они очень гордятся тем, что они первые, понимают, что сейчас закладываются традиции, поэтому даже решили писать конституцию лицея. Все это работает на их социализацию, на их взросление. Беда современного общества еще и в том, что дети из школ выходят акселератами в интеллектуальном плане и абсолютно инфантильными в социальном. Интеллектуальному развитию детей уделяют очень много времени, если, конечно, все не сводится к натаскиванию на сдачу ЕГЭ, но и в том и в другом случае личность уходит на второй план, она развивается сама по себе. Хорошо, если в семье понимают эту проблему и занимаются развитием личности, а где-то до сих пор считают, что раз ребенок учится в школе, то это полностью ее задача. Но порой в школе эта работа принимает уродливые формы. Например, воспитание патриотизма с помощью уроков ОБЖ и лекций о том, что Россия – лучшая страна в мире. Патриотизм – это чувство, которое не закладывается лекциями. В нашем предуниверсарии мы пытаемся гармонично воспитывать детей.- Для этого, конечно, нужны и особые наставники?- В преподавательском составе нашего предуниверсария преимущественно педагоги из ВШЭ. С нами много работают и студенты университета. Они на добровольных началах ведут некоторые кружки, например «Осмысленный мир», где разбирают философские проблемы – дело рук студентов философского факультета. Эти занятия прививают умение логически мыслить, сопоставлять. Метод познания, который ребята осваивают, позволит им быть успешными в дальнейшей деятельности. Дебаты на английском тоже ведут студенты. Все работает на престиж факультетов, которые они представляют, и на привлечение новых студентов. Что же касается педагогов, то те, кто пришел сюда из школы, в основном связаны с программами международного бакалавриата, поэтому и используют схожие методики и практики. Главное, что все готовы к сотрудничеству и равноправному диалогу. Понятно, что проще всего управлять детским коллективом через страх: дети будут бояться, а значит, и слушаться. Это самый распространенный способ управления, но мы им не пользуемся. Взаимный интерес и взаимное уважение – вот наше основное правило. Дети, быть может, даже не осознавая этого, счастливы здесь. Хотя отметки у кого-то стали хуже, чем в прежних школах,  потому что требования выше, появились и тройки, и иногда бывают даже двойки, но они чувствуют интерес и потому счастливы.- А чем еще предуниверсарий НИУ ВШЭ отличается от обычной школы?- Мы задали этот вопрос ребятам. Мы спросили, какой из путей познания – язык, логика – превалирует в школе? Они сразу сказали, что все сбалансированно. Преподаватели удивились, ведь они знают, что язык все равно преобладает. Но оказалось, что дискуссия, с помощью которой в основном выстроено общение учителей с учениками на уроке, позволяет поддерживать ощущение баланса. Мы не просто даем материал, который надо записать, понять, выучить и потом воспроизвести. Здесь все идет через общение и обмен мнениями.- Наталия Вениаминовна, у вас нет опасения, что предуниверсарий вырастит абитуриентов, которые будут, скажем так, идти впереди своего времени?- Я думаю, нет. Человек, который четко понимает, чего он хочет, что он может, а что нет, сумеет приноровиться к обстоятельствам. Кроме того, жизнь многому научит их и обтешет. Да и мы тоже ставим некоторые преграды. Есть, например, этические вопросы, и мы говорим, что какая-та затея неэтична, или нелогична, или невыполнима. Наши дети прекрасно знают, что в жизни нельзя делать лишь то, что хочется, а то, что наши ученики будут адаптивными, мы не сомневаемся. Нашей стране сегодня очень не хватает креативных людей. Без людей, готовых рисковать и изобретать, придумывать новое и нестандартное, нам не выйти на новый уровень. Если в популяции доля таких людей будет менее 5%, то мы так и будем оставаться сырьевой державой, ведь и без того мы сильно отстали. Если станем загонять всех в русло единомыслия, отстанем еще сильнее. Я уверена, что понимание и востребованность таких людей, какими будут выпускники предуниверсария НИУ ВШЭ, со временем будет только возрастать.Мнения по поводуАндрей БЕЛОВ, преподаватель биологии, заместитель директора предуниверсария НИУ ВШЭ:подобной системе, по которой работает наш предуниверсарий, я сам работаю уже во второй раз. Первый раз был примерно 20 лет назад в гимназии №45 имени Л.И.Мильграма, где мы вводили индивидуальный учебный план. Здесь это происходит более органично, поскольку дети приходят из разных школ, это совершенно новая ступень их опыта. Действительно, главная задача лицея не просто подготовка к поступлению в Высшую школу экономики, а самоопределение. Ребята знакомятся с преподавателями, с разными дисциплинами и делают свой окончательный выбор. На примере собственных детей я твердо знаю, что после школы можно совершенно не представлять, куда будешь поступать, менять вузы, чтобы определиться, здесь ученики могут попробовать такие перемены в щадящем режиме. К сожалению, у нас в старшей школе сейчас большие проблемы, если не будет никаких серьезных институциональных изменений,  все сведется просто к подготовке к ЕГЭ. Кто-то в таком случае перейдет в экстернат, эта тенденция уже набирает силу, кто-то – на семейное образование, что разрешено законом. Время сейчас – колоссальный ресурс, а семейное образование позволяет тратить его с пользой, занимаясь необходимыми предметами, не задумываться о том, как добраться до школы. В предуниверсарии НИУ ВШЭ мы даем высококачественное школьное универсальное образование с учетом возможности выбора предметов. Конечно, в программе будут и ключевые курсы, которые собирают ее воедино, например «Теория познания». Этот курс мы, по сути, взяли из программы международного бакалавриата, он действительно формирует критическое мышление, которое необходимо заложить в старшей школе. Это то, что удерживает целостность образования.Александр ЧЕЛЕХОВСКИЙ,  старший преподаватель департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, преподаватель экономики предуниверсария НИУ ВШЭ:уже достаточно давно работаю в Высшей школе экономики, в том числе и со школьной аудиторией,  веду занятия на факультете довузовской подготовки, принимал участие в подготовке команды Москвы к Всероссийской олимпиаде школьников по экономике. Один из главных организаторов предуниверсария – заведующий кафедрой макроэкономического анализа департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, председатель совета лицея Лев Любимов. Это мой непосредственный начальник, любой проект, который он запускает, не может быть плохим, так что, когда мне предложили попробовать свои силы в  предуниверсарии, я сразу согласился. Пожалуй, если бы такое предложение исходило от обычной школы, я бы колебался, все прекрасно знают, что экономика, если ее преподают в обычной школе, может быть интересна максимум пяти учащимся в классе, остальные мучительно готовятся к занятиям и думают только о том, как бы преподаватель не поставил плохую отметку. Что же делать? Делить класс на две части, чтобы углубленно заниматься с заинтересованными, а другим просто давать формальные задачи? Но это же будет искажение учебного процесса, да и сам вузовский преподаватель в таких условиях развиваться не сможет. Я был уверен, что получу абитуриентов, которых можно будет подготовить к большим победам в олимпиадах школьников, что  это будут мотивированные дети, которые по собственной воле выбрали экономику, поняли, что это их предмет, в конце концов и я буду интересен детям. Кроме того, я думаю, пока в предуниверсарий в основном пришли ребята, готовые остаться и в нашем университете.Мария УМЕРОВА,  заместитель заведующего кафедрой английского языка при факультете права НИУ ВШЭ, преподаватель английского языка предуниверсария НИУ ВШЭ:преподаю в Высшей школе экономики уже десять лет, университет развивался на моих глазах. Со средним образованием мы не были сильно связаны, так что, когда в прошлом году я увидела объявление об открытии предуниверсария, мне стало интересно, как национальный исследовательский университет будет продвигать эту идею. Группы по иностранным языкам у нас сегодня небольшие – у меня 14 человек, дети сильные, удовлетворительные оценки лишь у двоих, у остальных – «хорошо» и «отлично». У ребят высокоразвитые навыки владения иностранным языком, проблемы есть, пожалуй, только с говорением,  я бы даже сказала, что оказывает влияние, скорее всего какой-то психологический фактор, потому что они хорошо успевают по другим предметам. Но мы стараемся, работаем над этим. У нас сейчас 6 часов в неделю на профильном уровне, нередко мы берем темы, которые не изучают в школах: деньги, банки, межкультурное общение, глобализация, по европейской шкале это уровень В2 – Upper Intermediate, и  они вполне соответствуют ему. В следующем году мы будем готовиться к международному экзамену IELTS Academic. Конечно, и к ЕГЭ тоже будем готовиться, но могу сказать, что, в общем, к ЕГЭ ребята уже готовы. Правда, надо еще поработать над письменным выражением мыслей, логикой, связностью изложения, умением аргументировать свою точку зрения, то есть развить на более высоком уровне «critical thinking» («критическое мышление»).У меня опыт работы преимущественно с вузовской аудиторией, школьники все же немного другие. Они более раскованны, чем студенты, но ничуть не меньше мотивированы на учебу. В силу возраста они хотят больше игры, развлечений, подвижности,  поскольку урок идет всего 45 минут, нужно очень постараться, чтобы внести такой элемент. У нас разнородный коллектив педагогов, хотя большая часть, конечно же, вузовские преподаватели, но  не могу сказать, что между нами и школьными педагогами большая разница в подходах, в уровне знаний, наверное, во многом это обусловлено тем, что в предуниверсарий НИУ ВШЭ пришли настоящие профессионалы, мастера своего дела. Это те, кто был в жюри предметных олимпиад, кто готовил олимпиадников. Даже нам, вузовским преподавателям, есть чему поучиться у  этих школьных педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте