search
main
0

«Воспитание нельзя откладывать на потом». Заместитель министра образования РФ Елена ЧЕПУРНЫХ

Коллегия Минобразования РФ рассмотрела вопрос «О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». О том, что удается сделать и каковы планы высшего образовательного ведомства страны, рассказывает заместитель министра образования РФ Елена ЧЕПУРНЫХ.

Не может не тревожить то, что в России велико число семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также ухудшение физического и психического здоровья населения, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность, преступность детей и подростков. Все это – комплексное социально-педагогическое явление, характеризующее состояние общества и влияющее на его развитие. Не секрет, что большое число детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, с отклонениями в развитии, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления, представляют угрозу для будущего страны и ее безопасности.

В соответствии с Законом «Об Основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» решение многих профилактических задач находится в компетенции органов и учреждений образования, через воспитательное воздействие которых проходит практически все подрастающее поколение страны.

Анализ информации из регионов свидетельствует об активизации и некотором повышении эффективности деятельности органов управления образованием. Этому во многом способствовали первоочередные меры, предусмотренные постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.», решениями Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Результатом комплексных мер, предпринятых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которую входят как органы и учреждения образования, так и социальной защиты, МВД, комитеты по делам семьи и молодежи, стало некоторое снижение подростковой преступности. За 2002 г. на 24,7% уменьшилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Количество несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось на 18,3%.

Важнейшее направление профилактики безнадзорности и беспризорности и одно из приоритетных направлений деятельности органов управления образованием – обеспечение целенаправленного общественно полезного времяпрепровождения детей и подростков (учеба, досуг, занятость), сохранение детей в системе образования. В 2002 г. внесены изменения и дополнения в Закон РФ «Об образовании». На органы местного самоуправления возложена ответственность за учет детей до 15 лет, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях. Законодательно установлен и возраст начала учебы в школе – с 6,5 (по заявлению родителей возможно раньше), но не позже 8 лет.

В сентябре 2002 г. мы провели единовременный учет детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях. Выявили 26220 из них в возрасте от 7 до 15 лет, которые в нарушение закона нигде не учились. Это 0,15% несовершеннолетних данной возрастной категории, составляющей 17,8 млн. человек. За последние 3 года число детей, не получающих образование, снизилось на 14 тысяч (35,6%). Снижение их числа по сравнению с 1999 г. зафиксировано почти в 60 регионах РФ.

С нынешнего года сбор данных о численности детей, не обучающихся или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, будет осуществляться ежегодно на основе статистической формы, утвержденной Госкомстатом России, и состоять из двух основных этапов. В апреле будем проводить учет детей, которые должны приступить к школьным занятиям в первых-пятых классах, а с 1 по 20 сентября во всех органах управления будет проведена проверка того, как и в каком количестве дети приступили к занятиям.

Принципиальная позиция Министерства образования РФ заключается в том, что необходимо заинтересовать детей, создать для них в образовательном учреждении соответствующие условия, охватить внеклассной работой, дать возможность для творческого досуга и занятости вне школы, то есть обеспечить реальную профилактическую, воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу с детьми и подростками в образовательной среде. Мы считаем, что именно школа должна стать центром воспитательного пространства в микрорайоне, где проживают дети, инициировать и развивать конструктивное взаимодействие всех участников профилактического процесса как в самой школе (учащиеся, педагоги, родители), так и вокруг нее (милиция, социальные и медицинские службы, общественные, религиозные объединения и другие). Все это поможет реализовать комплекс превентивных мер, сформировать среду, безопасную для жизни и здоровья детей.

Одна из главных задач – нормативно-правовое, организационное и материальное обеспечение «школы полного дня». По количеству учреждений дополнительного образования мы практически дошли до определенного предела, когда все возможные помещения, которые можно приспособить для организации этой работы, уже используются. Чтобы существенно расширить роль учреждений дополнительного образования, нужно использовать вторую половину дня в обычных школах. Образовательное учреждение должно принимать меры к выявлению учащихся, находящихся в социально опасном положении, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, которую должен координировать специально назначенный работник – заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог (в каждом случае, думаю, это будет индивидуальное решение). При этом администрация должна не выталкивать «трудных» подростков из образовательного учреждения, а оказывать им необходимую психолого-медико-педагогическую и социально-правовую помощь.

Для обеспечения прав детей мы 3 года назад открыли в Минобразовании детскую общественную приемную. Такие приемные открыты и во многих регионах России. Но пользоваться ими могут только те дети, которые имеют возможность туда позвонить. В некоторых случаях такой звонок должен быть оплачен, а средств у детей нет. Поэтому в проекте 2004 г. стоит задача открыть круглосуточный бесплатный телефон с возможностью для каждого ребенка, прежде всего находящегося в интернатном учреждении, позвонить и попросить социальную, психологическую либо педагогическую помощь.

Важным фактором профилактики безнадзорности детей стало обеспечение их досуга и занятости во второй половине дня. Значительную роль в решении этой проблемы играет система дополнительного образования, которая выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, профилактическую функции.

В последние годы увеличивается количество учреждений дополнительного образования и, самое главное, – численность обучающихся в них детей. Она достигла 8,3 млн. человек – более 40% обучающихся в образовательных учреждениях. За последние 10 лет число учреждений дополнительного образования увеличилось на 3,4 тысячи, а обучающихся в них детей – на 5,1 млн. Нужно сделать все, чтобы эти учреждения более полно вписались в те изменения, которые происходят в структуре и содержании образования. Мы думаем о том, как включить учреждения дополнительного образования в процесс профилизации образования, и, мне кажется, находимся на правильном пути. Это позволит поднять роль дополнительного образования во всем образовательном процессе.

У нас очень много проблем в организации работы по месту жительства. В прошлом году проведен эксперимент по инициированию различных проектов создания клубов. Предстоит в законодательном порядке решить, каким может и должен быть механизм финансирования их деятельности. Готовится проект нового Жилищного кодекса. Думаю, некоторые вопросы, связанные с финансированием клубов по месту жительства, можно включить в этот законопроект. В недалекой перспективе будет рассматриваться вопрос о расширении круга лиц, которые смогут получать пенсию по выслуге лет, необходимо сделать все, чтобы в перечень этих специалистов были внесены и работники системы дополнительного образования, социальные психологи и социальные педагоги.

На протяжении последних лет заметна положительная динамика в организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей. Сохранена сеть оздоровительно-образовательных учреждений, находящихся в ведении системы образования. Увеличено число мест в лагерях с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений и клубов по месту жительства. В регионах ведется большая работа по возрождению традиций лагерей труда и отдыха, ученических производственных бригад, формированию новых форм трудовой занятости подростков в условиях рынка. Но остается одна из серьезных проблем. Велик удельный вес правонарушений, совершаемых подростками в возрасте от 15 до 18 лет, а они выпадают из льготной оплаты путевок в оздоровительные учреждения в летнее время. Поэтому есть идея: в федеральной составляющей средств, выделяемых на летний отдых, четко зафиксировать проценты на организацию льготного летнего отдыха подростков этого возраста. Может быть, также настало время обратиться в Правительство РФ с предложением возобновить бесплатный или оплачиваемый по льготных расценкам проезд детей в транспорте во время каникул, когда их перевозят организованно, группами.

Особенностью оздоровительной кампании последних лет стало усиление ее социальной направленности. Получила развитие организация отдыха детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (сирот, детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченных семей, состоящих на учете в органах внутренних дел). С нынешнего года в федеральную целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включили мероприятия по созданию специализированных профильных лагерей для детей группы риска. Мы провели первый конкурс таких лагерей. Надеемся оздоровить в них порядка 15 тысяч детей.

Значительную роль в повышении эффективности профилактической работы сыграла Программа развития воспитания в системе образования РФ. Мы сумели многое сделать для повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов, привлечения к нему широкой педагогической, научной и родительской общественности, создания условий для разработки и внедрения современных воспитательных методик и технологий. В субъектах Федерации создаются эффективные модели воспитательных систем, учитывающие специфику конкретного региона. Но возникает очень важная проблема: кто будет проводить профилактическую работу в системе воспитания?

Ее кадровое обеспечение совершенствуется год от года. В образовательных учреждениях вводятся ставки заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных воспитателей. На первом этапе реализации Программы (1999-2002 гг.) только в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования число педагогов-психологов увеличилось на 4,7 тысячи, социальных педагогов – на 7,3 тысячи, педагогов дополнительного образования – на 72,8 тысячи. Эти цифры говорят сами за себя.

Увеличивается количество образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовящих кадры для воспитательной, психолого-педагогической и социально-педагогической работы. Подготовку по специальностям воспитательно-реабилитационного профиля («Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика дополнительного образования», «Организация воспитательной деятельности» и другие) ведут более чем 350 высших и средних специальных учебных заведений России. Возрождается практика привлечения студентов к организации профилактической работы с детьми. Это и уличная социальная работа, и занятия в спортивных кружках, секциях, клубах, работа в лагерях труда и отдыха, спортивно-оздоровительных лагерях во время каникул, и другие формы социально значимых общественных работ.

Все более развивается сеть новых учреждений образования. Надо отметить успешную работу сети кадетских образовательных учреждений, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, готовящих детей и подростков к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В 2002 г. в России работали 9 общеобразовательных школ-интернатов, 30 кадетских школ-интернатов. Нас радует, что практически каждую неделю приходят все новые предложения из субъектов Федерации об открытии образовательных учреждений подобного типа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте