Во все времена семья была надежной защитой взрослых и детей. Такой она остается и сейчас. Но вот о том, какой она может стать в будущем, единого мнения нет. Многие по-прежнему уверены, что семья, несмотря на все изменения, происходящие в нашей жизни, останется в прежнем ее виде. Но вот детям родители станут меньше уделять внимания, их в основном будут воспитывать няни и гувернеры. Известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего» пишет, что семья стремительно уходит в небытие, находится на грани полного исчезновения. Однако другие футурологи и писатели, как наши, так и зарубежные, настроены более оптимистично. Они говорят: семья существовала и будет существовать. О современной семье, особенностях воспитания нынешних детей рассуждает заведующая кафедрой системной психотерапии Института практической психологии и психоанализа, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научного Центра психического здоровья РАМН, президент Общества семейных консультантов, член Международной ассоциации семейной терапии Анна ВАРГА.
Семья – это система. Она функционирует как единый организм, где все связаны друг с другом, как внутренние органы нашего тела. И эту связь осуществляет информация. Все, что происходит в семье, является общением и несет информацию о том, что происходит с нашими внутренними органами. Избежать общения невозможно. Если кто-то начинает громко хлопать дверью, все понимают, что это значит. Чуть громче стучат посудой на кухне, родители перешли на шепот. Если входишь в комнату, остальные, кто находится там, замолкают, что тоже несет какую-то информацию. Никто ничего прямо не говорит, нет обращенного текста, но есть информация, и мы ее «читаем». Мы ее понимаем, часто правильно, иногда неправильно, но интерпретация этого «сообщения» есть всегда. Поэтому любое поведение ребенка тоже является сообщением для членов его семьи.На семью действуют две силы, так же как на любую социальную систему, будь то организация или государство. Это сила развития и сила стабильности. Любая семья проходит свой жизненный цикл. Она должна возникнуть, сформироваться, пройти определенные этапы и закончить свое существование. Если нарушается баланс этих двух сил, семья становится нефункциональной.Правила семейной жизни обычно заданы социумом и культурой. Они бывают одинаковыми для многих семей, а бывают уникальными для одной, известные только ей. В большой семье, состоящей из одних взрослых, растет поздний и горячо любимый ребенок. Наиболее частое правило: ни в коем случае не ругать его, а хвалить, восхищаться им. Такое правило – выражение любви к ребенку. Если кто-то из гостей не последует ему, он поставит всех в неловкое положение и станет нежеланным гостем. Изменение семейных правил – болезненный процесс для всех членов семьи.Все мы получаем в детстве некие предписания и рецепты о том, как жить. Это называется воспитанием. Для того чтобы понять законы жизни семейной системы, необходимо знать предписание, которое люди получили «на дорожку» от своих родительских семей. Семейную историю удобно и эффективно прослеживать с помощью техники генограммы. Она позволяет увидеть стереотипы взаимодействия всех ветвей семьи в трех поколениях, вычислить сценарии и подводные камни семейной жизни.Особые детиСемья как явление динамично развивается и меняется, и это не значит, что она разваливается. Она никогда как институт не исчезнет, потому что это специфическая деятельность человека, биологически укоренившаяся в нем. Как и все живое, он должен оставлять свое потомство. При разных условиях вид размножается по-разному, лучше или хуже. И поскольку одному человеку очень трудно вырастить потомство, семья будет всегда.Если престиж семьи в обществе низкий, то люди будут реже рожать. Хоть их озолоти. Все не решается деньгами. В большинстве бедных стран рождаемость высокая, а в благополучных часто падает.Принципиальные изменения в понятии «семья» происходят с каждым рождением ребенка, вплоть до третьего. Первый коренным образом меняет структуру семьи: были супруги, а теперь стали еще и родителями. Это разные роли. Здесь потребуется серьезный договор, чтобы сохранить и супружеские, и родительские функции. С рождением второго ребенка начинается соперничество братьев-сестер, что тоже придает семье динамику и вносит в нее новое содержание. Третий ребенок создает своего рода завершенность ситуации, снимает драму двух детей, соперничество между ними смягчается. Дальше появление новых детей принципиальных изменений не вносит.Воспитание необходимо сделать понятным, прозрачным, чтобы ребенок ясно себе представлял, что от него хотят. Запретов должно быть немного, не более трех в одном конкретном периоде психического развития. Правила должны быть постоянными. Нельзя допустить, чтобы сегодня за это ругали, завтра хвалили, а послезавтра совсем не замечали. От этого ребенок становится тревожным. Я за прозрачное, упорядоченное воспитание, за предсказуемость ситуаций.У ребенка надо воспитывать границы в поведении, он не должен тиранить окружающих его людей. Это часто бывает, это дети, которых жалко, за которых страшно, в них вложен огромный труд, им боятся что-то запретить. Ребенок получает особый опыт управления взрослыми и оказывается беззащитным перед собственным внутренним хаосом. Такое чадо может требовать от уходящей на работу мамы: «Не смей уходить, пока я не поем». Ему все можно, ему все подчиняются. Что особенно сложно, теряется связь между усилиями ребенка и его достижениями. Если он не получает адекватной обратной связи, то начинает развиваться с нарушениями.Никакого равенства между родителем и ребенком нет, не может быть, родитель более ответственная фигура в этой паре. Он отвечает, пока сын или дочь маленькие, за их жизнь, благополучие, здоровье, прививает какие-то навыки.Не ругать, а игратьНе все родители умеют общаться с детьми. Если ваше общение сводится к замечаниям, поучениям, ругани, то малыш, а потом и подросток решит: чтобы добиться родительского внимания, надо плохо вести себя. Такие дети вырастут задирами. Старайтесь чередовать ругань с похвалами или просто чаще играть с ребенком. Не ругать, а придумывать игровую ситуацию, в которой есть и воспитательный момент.И мальчики, и девочки нуждаются во внимании того и другого родителя. Если дочь не получит достаточного внимания от отца, она, став взрослой, будет влюбляться в холодных мужчин, как бы пытаясь развернуть их к себе, но здесь ее всегда будут ждать неудачи.Не все правильно понимают, для чего детям нужны игрушки. Это не баловство, а знак того, что родители их любят, хотят порадовать. А баловство, когда взрослый дал ребенку поручение и забыл проверить, как оно выполнено, или же что-то запретил, а после того как ребенок заплакал, разрешил.В этих ситуациях родитель ведет себя непоследовательно, и сын или дочь не знают, за что их будут ругать, а за что хвалить.Есть большая опасность, когда ребенок начинает диктовать взрослым, устраивая истерики, как жить, куда не ходить, кого не звать в гости. Плохо, когда малыш получает все по первому требованию. Дети, находящиеся в зависимости от взрослых, ощущают себя несвободными и могут вырасти невротиками.Тяжело отражаются на психике детей семейные конфликты, сцены. Ребенок пугается, когда взрослые проявляют друг к другу открытую агрессию – ругаются, кричат и даже дерутся. Во-первых, он учится физическому насилию, во-вторых, ему трудно сохранить нейтралитет. Но мирно спорить в присутствии детей – это нормально.Изобретатели забытых велосипедовСегодня все чаще родители не находят взаимопонимания с детьми, потому что изменились коммуникационные технологии. Нередко родители – люди книги, а дети – люди компьютера. Это не только разные способы получения информации, но и разные способы общения. Опыт старших мало пригоден для современного ребенка. У родителей часто возникает ощущение потери своего авторитета. Сейчас родители до подросткового возраста и дальше обслуживают сына или дочь, а воспитывает их компьютер. И это приводит к увеличению конфликтов между ними.Поможет ли сегодня в воспитании ребенка опыт прошлого? Раньше это была народная педагогика. Все знали (и это передавалось из поколения в поколение), какое воспитание хорошее, а какое плохое. Во многих семьях опирались на трудовую мораль. Социальные процессы привели к тому, что позиции народной педагогики во многом разрушились, обесценились. В педагогической литературе сегодняшнюю систему называют репрессивной анархией. Много угроз и предупреждений, но нет никакой системы и предсказуемости в наказании для ребенка.Чтобы быть эффективными родителями, нельзя опираться на то, как поступают со своими детьми окружающие их люди. Вероятность того, что они попали в болото репрессивной анархии, очень велика. Эффективный родитель сегодня – это пионер-первопроходец и изобретатель забытых велосипедов.На то, каким вырастет маленький человек, действует не только стратегия родительского воспитания. Есть еще социализация – влияние на детей сверстников, учителей, тренеров, репетиторов, фильмов, компьютерных игр и, наконец, книг. Отслеживать и регулировать этот процесс невозможно.Цели воспитания иногда плохо осознаются взрослыми. Сегодня распространено мнение, что правовое образование помогает выживать. Такой идеи не было во времена перестройки. Тогда сложилась парадоксальная ситуация. Подростки, которые мыли машины вместо учебы, кормили всю семью, состоящую из кандидатов или профессоров. Поэтому многие родители тогда перестали настраивать детей на учебу. Сейчас образование вновь стало актуальным.Образование – один из путей безопасного выживания. Другой – формирование «правильных» черт характера и ценностей. Обычно оно происходит неосознанно.Можно более или менее правильно воспитать ребенка, если отвлечься от представления о его будущем. Быть с ним в его сегодняшнем дне, решать сиюминутные задачи. Самые жуткие родители – те, у кого есть некоторые идеи и какой-либо проект, какими должны стать их сын или дочь. Они накладывают свои ожидания на малыша. Наоборот, самой эффективной стратегией воспитания оказывается стратегия ситуативная, когда взрослые гибко подстраиваются под условия актуальной ситуации, под состояние ребенка, под его желания и настроения.Что нужно помнить родителям1. Родительство основано на правильных, тысячелетиями выверенных инстинктах.2. Должны ли быть секреты у детей от родителей? Конечно, да, так же как у них должны быть своя территория, свои вещи.3. Необходимо развивать чувство собственного достоинства, целеустремленность и доброту.4. Как научить детей самостоятельности? Общий принцип – гомеопатический, постепенный переход к крупным аллопатическим дозам безнадзорности. Все время отдавайте ему все большую часть ответственности, подбадривая при неудачах. Тогда он научится доверять себе и станет самостоятельным.
Комментарии