В «Точке кипения» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) прошло заседание Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования. Одним из ключевых аспектов дискуссии стал бесшовный переход из колледжа в вуз.

Как пояснил Александр Вячеславович Бугаев, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации, при обеспечении непрерывного профессионального роста кадров важно повышать качество оказания технологии. Непрерывное образование — важный инструмент для достижения национальных целей и реализации ключевых проектов национальных, которые поставил перед нами как задачу наш президент Владимир Владимирович Путин, возможность для студента реализовать себя на благо нашей страны, отечественной науки, народного хозяйства.
– На сегодняшний день мы, конечно, сталкиваемся с проблемами реализации этого бесшовного подхода. Наши выпускники колледжей вынуждены повторно изучать целый ряд пройденных дисциплин, которые будут проходить в вузе. И это увеличивает срок их обучения, это замедляет развитие их профессиональных навыков, хотя, казалось бы, пройдя предварительное обучение в организации среднего профессионального образования, этого можно было бы избежать, – подчеркнул Александр Вячеславович.
Наиболее перспективным направлением, по мнению первого заместителя Министра просвещения РФ, является разработка интегрированных образовательных программ, которые должны быть согласованы и по компетенциям, и по адаптивным подходам, по учебным планам. В настоящее время профильные ведомства обсуждают, как сделать этот процесс перехода от среднего профессионального образования к высшему более гладким и эффективным. Высшая школа имеет собственную позицию по заданной теме. Например, в Российском новом университете и колледже РосНОУ уже сделаны первые шаги по сближению позиций преподавателей высшей школы, системы СПО и чиновников, но некоторые параметры нуждаются в корректировке.
– Для того, чтобы сделать переход из колледжа в вуз более плавным, необходимо, во-первых, согласовать рабочие программы профильных предметов между колледжем и вузом, а также глубину изучения тем. Простыми словами – договориться не повторяться и преподавать так, чтобы университет был логическим плавным продолжением обучения в колледже. Во-вторых, протестировать внедрение преподавателей колледжа в вуз, а преподавателей вуза – в колледж. Речь идет не о больших количествах часов, а о тестовом режиме – 1-2 предметах. В-третьих, проводить агитационную политику с применением психологических и маркетинговых техник для студентов колледжа для того, чтобы у них было желание поступать в дальнейшем в вуз, – говорит преподаватель профессиональных дисциплин по специальности «Туризм и гостеприимство» колледжа РосНОУ Ксения Александровна Ильина.
По мнению Ксении Александровны, учащихся следует ориентировать на практическую значимость обучения: какую выгоду студентам принесет продолжение обучения по специальности – карьерный рост, расширение возможностей для трудоустройства, более высокая ценность на рынке труда. Совмещение преподавания в вузе и колледже укрепляет доверие между студентами и их наставниками.
– Насколько это реально – тесно взаимодействовать с преподавателями вуза, я не знаю, просто делюсь своими мыслями. Знакомый человек, с психологической точки зрения, вызывает у студентов спокойствие и доверие. К тому же, уже известный преподаватель наверняка успел зарекомендовать себя как профессионал, который четко знает, какие темы были пройдены и освоены обучающимся, с каким уровнем сложности они столкнулись в учебном процессе. Я часто общаюсь со своими студентами после выпуска, уточняю, чем они занимаются, где учатся, где работают, – рассказывает Ксения Александровна. – Греет сердце то, что с каждым годом все большее количество студентов после колледжа трудоустраивается по профилю. Их приглашают на работу, предлагают средние зарплаты по Москве, что говорит о высоком уровне их подготовки и ценности моего труда.
Что же касается поступления в университет после колледжа, фразу: «Мы проходим одно и то же», – к сожалению, отмечает Ильина, слышала практически от каждого. Позитивной практикой преподаватель считает приглашение выпускников, которые поступают в университет, обратно в колледж с рассказами младшим товарищам об их учебно-профессиональном пути. Эти встречи весьма продуктивны, например, студентке Елизавете Оганесян удалось трудоустроиться в деканат колледжа после ее обучения в университете РосНОУ. Ксения Александровна уверена: такие мероприятия нужно сделать более масштабными и регулярными.
Александр Иванович Лысиков, директор Губернского колледжа города Серпухова, Народный учитель РФ и Почетный гражданин Московской области советует обратиться к опыту 15-20-летней давности, когда колледжи, техникумы и профессиональные лицеи заключали прямые договоры с вузами страны; совместно отрабатывались учебные планы, набор изучаемых дисциплин в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.
– И абитуриенты, и их родители при поступлении ребенка в колледж четко понимали траекторию образования этого студента на ближайшие 7-8 лет. После завершения среднего образования по внутренним экзаменам, проводимым вузом-партнером, молодого человека или девушку зачисляли в вуз, и они имели возможность учиться на 1-2 курса меньше. Академические знания высшей школы и практический опыт, полученный в колледже, давали в сочетании блестящий результат, – подчеркивает Александр Иванович.
Размышляя о том, насколько часто студенты, выпускаясь из колледжа, решаются продолжить учебу в вузе, Александр Лысиков отмечает: в последние годы наблюдается положительная динамика. Судя по опыту Губернского колледжа в Серпухове, около 25 % выпускников по специальности УГСН 44.00.00 («Педагогика») и 15 % выпускников в области машиностроения (УГСН 15.00.00) стремятся продолжить образование в вузах сразу после окончания колледжа. Также Александр Иванович подчеркивает, что среди выпускников, обучавшихся по направлениям 23.00.00 («Техника и технология наземного транспорта») и 20.02.02 («Защита в чрезвычайных ситуациях»), процент продолжающих обучение также остается значительным.
– Особое внимание стоит уделить выпускникам-мужчинам, призванным в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Многие из них планируют продолжить свое образование после возвращения из армии, что также увеличивает процент тех, кто заинтересован в получении высшего образования. Мотивированные выпускники — настоящая находка для вузов. Они не только обладают практическим опытом в своей специальности, но и вооружены современными методиками, умениями и профессиональными компетенциями. Многие из них уже работают по специальности в рамках получения дуального образования, что делает их еще более ценными кадрами для образовательных учреждений. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что интерес студентов к продолжению образования в вузах растет. Это свидетельствует о высоком уровне мотивации и стремлении к профессиональному развитию среди выпускников колледжей, – оптимистично заключает Александр Иванович.
Комментарии