search
Топ 10

Воронежская область Да здравствует трезвый шофер!

В Воронежской области чуть не половина школ – сельские, малочисленные, поэтому вопрос о подвозе учеников актуален для каждого района. Правда, это уже вторая проблема. Первая – оставлять в селе школу или нет.

Начальник областного управления общего образования Станислав Рогачев свое мнение высказывал неоднократно: именно на школе сегодня держится село. “В ситуации, когда многие клубы и дома культуры закрылись, школы с их спортзалами и библиотеками стали своего рода социально-культурными сельскими центрами, стабилизирующими внутреннюю обстановку в этих населенных пунктах”.
В 80-е годы область уже потеряла более 400 деревень, люди стремились в город. В наши дни проблема обратная: приезжают переселенцы из бывших союзных республик, детей с собой привозят, а жить и учиться негде. Ведь чем больше, богаче село, тем дороже жилье, людям просто не на что его купить. А в маленьких селах – ни школы, ни магазина – ничего. Казалось бы, наоборот, надо расширять небольшие деревни, вкладывать в них средства, ведь люди хотят там жить.
А вопрос ставится по-другому: отнять у села последнее – его школу. Наверное, поэтому создателей федеральной программы экономического развития, предусматривающей реструктуризацию малочисленной сельской школы, называют людьми, “живущими на асфальте”, которые хотят решать проблемы государства за счет села. Но никакие теоретики и никакое правительство не вправе решать – жить или не жить маленькой сельской школке. По Закону “Об образовании” ее судьбой может распорядиться только сход граждан – жителей села. И они порой принимают совершенно неожиданные по сегодняшним временам решения.
Заведующий отделом образования администрации Хохольского района Анатолий Дорош рассказал нам, что колхоз “Восход”, расположенный на территории района, не детей увозит из села, а привозит к ним учителей из райцентра. Председатель понимает: не будет школы – не будет у него хорошей тракторной бригады, квалифицированных механизаторов, на земле некому будет работать. И люди хотят сохранить свое село.
Действительно, жители села Верхненикольское попросили председателя СПК “Восход” Юрия Рязанцева не закрывать школу, хотя она и маленькая – 12 учеников, в классе по 2-3 ребенка. Но в селе много молодых семей, есть где работать и жить – колхоз построил для них восемь квартир. И в каждой семье уже подрастают малыши, да не по одному, а по двое-трое. Закроется сейчас школа, как потом быть? Поэтому каждое утро на дежурной машине из села Хохол (не путать с районным центром) вместе с бригадой механизаторов в Верхненикольское едут учителя. Расстояние между селами 15 километров, и, чем детей каждый день трясти в оба конца, лучше уж взрослых. Все расходы и по подвозу, и по содержанию Верхненикольской школы оплачивает колхоз. Так и живут: не одним днем, а с расчетом на будущее. Есть школа, есть дети, глядишь, скоро и свои учителя в Верхненикольском появятся.
Конечно, есть в Хохольском районе и “бесшкольные” села: 25 детей возят из “Сельхозтехники” в Костенки, еще 12 ребят ездят из Дмитриевки… Подвоз в Костенки обеспечивает автохозяйство “Гремяченское” – выделяет транспорт, водителей. В прошлом году возили на родительские деньги – 130 рублей в месяц на одного ребенка. В этом году сельская администрация взяла расходы на себя. Увы, без долгов не обходится. По словам Анатолия Дороша, в целом по району долг за перевозку детей – около 50 тысяч рублей. Тут же привел кое-какие расчеты. В год для подвоза 30 учеников надо примерно тысяч сто, а годовое содержание одного ребенка в школе обходится району в среднем в 3800 рублей. Но есть школы, где эта цифра доходит и до 10 тысяч. Поэтому проблема, конечно, есть, только решать ее надо не в общем порядке, а отдельно по каждой школе. С учетом перспективы развития села, мнения граждан, наличия автотранспорта.
С последним, кстати, большие проблемы. В районах число рейсовых автобусов, курсирующих от одного села до другого, сокращено до минимума (по экономическим соображениям). Есть села, до которых вообще автобусы не ходят – добирайся как хочешь. Школьный автобус в идеале чистенький, светленький, исправно работающий, а в реальности – где на селе вы последний раз видели такой автобус?! Ребенок, пока доедет до школы, так надышится бензином и выхлопными газами (они зачастую почему-то именно в салоне благоухают), что потом целый урок в себя приходит. Какая уж тут учеба?!
Еще одна проблема – трезвый шофер. Не иногда трезвый, а ежедневно и в течение всего дня (ребят ведь еще и назад надо привезти). Эта серая проза жизни настолько далека от всевозможных программ и реструктуризаций, что просто диву даешься! Может, действительно пора спуститься с небес на землю и вспомнить, что мы живем не только на асфальте.
Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте