search
main
0

Вопрос ребром. Кто спасет родную природу?

Объявленный в России в 2017 году Год экологии объединил в себе сразу две президентские инициативы: Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Одновременно заданы новые стандарты работы в области экологии – внедрение высокотехнологичного оборудования, повышение производительности труда, создание новых рабочих мест. Успевают перестроиться не все. Например, осталась без решения проблема искусственных дорог. Предприятия ТЭК строят дороги к местам добычи углеводородов на Ямале, и уже через 30 лет это будут дороги в никуда. Такие дороги становятся непригодными для проезда колесного транспорта уже через 3-4 года. А кто станет их обслуживать, если Газпрому они будут не нужны? Часть дорог уже сейчас идет на брошенные промыслы. Известно, что из 105 мероприятий программы Года экологии 67 будут профинансированы 30 компаниями-недропользователями, но это инвестиции в строительство новых полигонов ТБО. Чему же учить современных детей на уроках экологии?

Экология жизни и экономика знанийМы подсчитали, что из 30 компаний-исполнителей по программе только 6 указали в своих корпоративных отчетах наличие и развитие активных связей со школами («Классы НОВАТЭК», «НорНикель-классы», гранты школам от ГМК «Металлоинвест», классы Северстали, лицей «Газпром нефтехим Салават», классы Новолипецкого металлургического комбината, информационно-технологический класс ТМК «Северский трубный завод»). Но это не классы для подготовки новых экологов. Кто и где будет учить новых экологов? Экология как самостоятельный предмет сегодня редко включается в учебный план школы: на нее просто не хватает времени инвариантной части. Как же тогда школы готовят победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии? В списке московских школ, давших в этом учебном году победителей и призеров городского этапа за 9-й класс, из 45 образовательных организаций только в 21 школе экология есть в учебном плане: из них в 2 школах (№1565 и 1554) экология есть в начальных классах, в 4 школах (№2065, 1530, 2075, 1502) ее изучают в 5-9-х классах, в 12 школах (№1507, 2010, 1516, 1530, 1563, 760, 2075, 641, 171, 1679, 1200, 1502) она изучается в старших классах. В 3 школах (№1501, 1557, 2075) введены интересные спецкурсы по экологии («Курчатовская лаборатория», «Биотехнология и экология», «Экология города»). Получается, что подготовить победителя олимпиады можно в рамках качественного изучения курса биологии? И да, и нет. Сегодня стремительно меняется профиль самой профессии «эколог»: экорециклер, экоаналитик, экоаудитор в металлургии, урбанист-эколог, парковый эколог. Работник перестает быть экологом «по убеждению» и овладевает «дорожными картами» и бизнес-планами по проекту. Кроме того, школьнику нужно освоить новый язык бизнеса, науки и производства в области экологии – перечень наилучших доступных технологий. Например: «Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений». С таким определением, важным для технологов, не стыкуются сведения из сегодняшних школьных учебников. Или вот: «Восстановление озоноразрушающих веществ – это обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ». Значит, озоноразрушающие вещества можно очистить и продать! Что это – химия, экология, экономика? Мы подсчитали, что из 234 мероприятий программы не менее 115 составят активные инфраструктурные проекты: 38 процентов по строительству новых объектов и 24 процента по реконструкции. И лишь 24 процента мероприятий направлено на ликвидацию свалок и рекультивацию земель. Уроков экологии как таковых в насыщенном расписании современной школы практически не бывает. Но практика введения интегрированных курсов с ОБЖ или одночасовыми предметами естественно-научного направления пока неубедительна, так как  приводит или к выхолащиванию содержания, или к начетничеству из-за недостаточной профессиональной подготовки учителя. От такой «экологии» страдают и сам учитель, и дети, и школа.От эколога до руководителяСовременная экология – это междисциплинарная научная область, и она не помещается в рамки обычного урока и отдельного учебного предмета. При этом экологическое воспитание помогает взрослым быстрее наладить взаимопонимание и взаимоуважение в подростковой среде и становится важной базой для формирования широкого круга знаний и молодежной инициативы. Например, из стен бывшей московской школы №126 когда-то вышел нынешний руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский. Сегодня школа вошла в образовательный комплекс, но экологическая работа продолжается.- Наша школа граничит с ландшафтным заказником «Теплый Стан», – рассказывает учитель биологии школы №1101 Ольга Веселкова. – Поэтому экологическое образование и воспитание в нашей школе с самого начала играли ведущую и объединяющую роль. Академик РАО Анатолий Захлебный и профессор Елена Дзятковская с коллегами разрабатывали и внедряли в практику работы учителей тетради и учебники для начальных классов «Учись учиться», программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» для 5-6-х классов. Для школьников 6-7-х классов, у которых пока не началась химия, мы придумали специальный интегративный лабораторный практикум «Изучаем. Измеряем. Сравниваем», в котором темы практикумов и методы исследований последовательно усложняются вслед за уровнями организации живой материи. Почти 10 лет наша школа ежегодно была организатором экологического фестиваля «Спасем окружающий нас мир!» в Юго-Западном округе столицы. Мне как классному руководителю очень важно, что выпускники школы, активно участвовавшие в этом фестивале, а также в многочисленных экологических акциях и флешмобах, всегда отличаются активной жизненной позицией, жизнелюбием и уверенностью в своих силах. Эти качества помогают им поступать и успешно учиться не только в естественно-научных вузах, но и в РАНХиГС, в Московском городском университете управления правительства Москвы. Кстати, я сама состою в «Гринпис» и материально поддерживаю их инициативы.  Преподавать с азартомЛучше всего результаты экологического образования отражаются в работе детских общественных объединений, научных обществ и школьных экологических команд. – Как же можно без экологии в школе? – недоумевает учитель биологии и экологии гимназии №1530 Галина Журбинская. – Я работаю в гимназии с 1995 года, вместе с коллегами мы организовали экологическое общество с детьми 10-12 лет и теперь каждый год 6 октября празднуем день рождения общества. Обязательно ходим в Московский зоопарк. Дети впервые увидели там так много разных животных. Но они сразу обратили внимание на тесные клетки, на отсутствие достаточного пространства для передвижения животных и плачевное содержание хищных птиц. Наша школа находится в Восточном округе города, почти рядом с Национальным парком «Лосиный остров». Осенью и весной мы собирали гербарий водных беспозвоночных, изготавливали гипсовые слепки и определяли следы. Так появился наш самый первый большой проект – «Информационные связи в природе». Какие важнейшие навыки нужно сформировать у детей 10-12 лет? Это любовь к природе, бережное отношение к ней и готовность сохранять ее. Это и есть экологическое воспитание! Для учителя важно суметь к каждому вопросу подойти заинтересованно. Лучше не преподавать экологию, если ее не понимаешь и не любишь. Сначала дети приезжали в лес или на болото и стояли, положив руки в карманы. Но затем дети научились собирать болотные растения, растения леса, болотную воду с ее обитателями. Самый настоящий социальный проект был начат в 2007 году. Три года один раз в неделю дети 9-11-х классов занимались развитием мелкой моторики руки с девочкой с ОВЗ. Девочка полностью адаптировалась к условиям обучения в школе. Так что без уроков экологии ни школьникам, ни учителям никак не обойтись!От редакцииА как в вашей школе обстоят дела с преподаванием экологии и практическими делами по охране окружающей природы?​Федор ОКОЛЬНИКОВ, учитель химии Образовательного центра на проспекте Вернадского, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте