search
main
0

Воля народа – основа власти. Тема «Право гражданина на участие в выборах». Старшие классы. Два академических часа

Тип урока: урок-практикум (получение информации о выборах с использованием метода группового обучения и элементов моделирования).

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан»…С. Смайлс, английский писатель

Цель:

Учебная. Подвести учащихся к пониманию того, что право голоса – одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе. Сформировать представление о процессе выборов и о механизме осуществления права участия в выборах. Развить у детей навыки и умения анализа государственных документов и применения их на практике.

Воспитательная. Подвести ребят к пониманию того, что участие в выборах – это, с одной стороны, право, с другой стороны – обязанность гражданина. Формировать у них элементы правовой и политической культуры. Подготовить учеников к осуществлению осознанного выбора.

Межпредметные связи

Обществознание. Темы: «Правовое государство», «Демократия», «Политический статус личности» (Человек и общество); «Опыт русского парламентаризма».

История. Темы: «Становление новой российской государственности», «Современные социально-политические процессы в России» (История Отечества).

Право. Темы: «Политические партии и власть», «Избирательные системы», «Избирательная кампания» (Основы политологии) и др.

Наглядные пособия: название занятия, схема «Основные критерии оценки предвыборных программ».

Раздаточный материал: Конституция РФ, цветные карточки «Виды прав», фрагменты Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», карточки-фрагменты (см. план занятия).

Учащиеся располагаются полукругом, объединяясь в группы по 4-5 человек.

Основные понятия: выборы, избирательное право граждан, активное избирательное право граждан, пассивное избирательное право граждан, избиратель, баллотироваться на выборах, гарантии избирательных прав, агитация предвыборная, выдвижение кандидата, избирательное объединение, кандидат, референдум РФ.

Возможные темы выступления для привлеченного специалиста:

«Новые технологии проведения предвыборной агитации» (член избирательного штаба кандидата);

«Механизмы осуществления права граждан по управлению страной» (депутат).

Применение полученных знаний на практике: По достижении определенного возраста активное участие в выборах различного уровня, осуществление сознательного выбора, реализация не только активного, но и пассивного избирательного права.

Словарь терминов, используемых на занятии

Агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Агитация предвыборная (предвыборная агитация) – деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Активное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Баллотироваться на выборах – выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании.

Выборы в Российской Федерации – это понятие включает в себя действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.

Выдвижение кандидата – инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Гарантии избирательных прав граждан – организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.

Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Избирательная кампания – период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избирательное объединение – политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.

Избирательный округ – территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательное право граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательная система – совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов.

Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.

Пассивное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Референдум Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Зачем нужны выборы?

2. Принципы избирательного права.

3. Избирательный процесс:

3.1 Составление списков избирателей.

3.2 Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.

3.3 Формирование избирательных комиссий.

3.4 Выдвижение, регистрация кандидатов.

3.5 Предвыборная агитация.

3.6 Голосование.

3.7 Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Актуализация темы занятия. Чтение ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Определение, к какому из видов относится право, декларируемое в данной статье (обратная связь – использование цветных карточек).

Работа в группах с текстом Конституции РФ и законом о выборах. Предварительно учащиеся разбиваются на 3 группы.

Задание группам:

1-я гр. Найти подтверждение того, что выборы являются центральным механизмом демократического управления (Конституция РФ).

2-я гр. Какие существуют ограничения избирательного права (ст. 32 Конституции РФ) и каким образом, кроме участия в выборах, можно осуществить право на управление своей страной (ст. 32, 33 Конституции РФ).

3-я гр. Составить кластер «Принципы избирательного права» (Закон о выборах).

Представление результатов работы в группах

Работа со словарем. Определение значения терминов «выборы», «избирательное право граждан», «пассивное избирательное право», «активное избирательное право».

Тестирование

Работа в группах (7 групп) с текстом документов с целью изучения стадий избирательного процесса.

Учащиеся заранее подготавливают в тетрадях основу таблицы «Избирательный процесс» со следующими графами:

1. Составление списков избирателей.

2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.

3. Формирование избирательных комиссий.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.

5. Предвыборная агитация.

6. Голосование.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Каждая группа подготавливает краткую информацию по одному из 7 пунктов.

Представление результатов работы в группах.

Ролевая игра «Предвыборная программа»

Для проведения ее класс (группа) делится на 3 группы. Желательно, чтобы группы №1 и №2 были количественно меньше, чем группа №3.

Группы №1 и №2 составляют от имени партии или отдельного кандидата предвыборные программы, состоящие из пяти первоочередных задач.

Группа №3 (группа избирателей) прослушивает предвыборные программы и голосует за ту или иную программу с учетом основных критериев оценки предвыборных программ (цель: что делать), средства (как делать), аргументация (зачем делать), язык (понятно ли объяснено).

Итог занятия. В зависимости от бюджета времени и от целей возможно использовать следующие варианты:

1. Сделать общий вывод.

2. Использовать игру «Составь рисунок».

На стандартном листе рисуется простой рисунок (букет цветов, забавная рожица и др.). Затем лист разрезается на несколько равных частей. На этих частях (без переносов) пишется значимая информация по теме занятия (крылатая фраза, лозунг, текст закона и т.д.), карточки перемешиваются. Учащиеся должны разложить их в нужном порядке и закрепить скотчем. Если на обороте сложился рисунок, учащиеся хорошо поняли тему, задание выполнено правильно.

Возможные варианты:

все группы получают одинаковые карточки, и выигрывает та группа, которая сложила рисунок быстрее;

группы получают разные карточки для того, чтобы еще раз прослушать сразу несколько тезисов по теме занятия.

Варианты домашнего задания

Индивидуальное

1. Подготовить речь кандидата.

2. Подобрать материалы из прессы о предвыборных процессах.

3. Написать статью в школьную газету о предстоящих учебных выборах.

Групповое

1. Разработка плакатов, лозунгов политических партий, общественных организаций для агитации.

2. Разработка программы политической партии.

3. Выпуск школьной газеты о предстоящих учебных выборах.

Общее: устная работа со словарем и содержанием таблицы «Избирательный процесс».

Всеобщая декларация прав человека, статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Составить схему «Основные критерии оценки предвыборных программ», в которой отразить цель и средства, а также аргументацию предвыборной программы.

Пояснить, что нужно делать, как и почему, чтобы обеспечить ее выполнение.

Выдержки из Конституции РФ

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Анастасия РОМАНОВА, учитель права

Спасск-Дальний, Приморский край

Окончание следует

. 2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте