search
main
0

Волшебное ОБЖ. Сказка ложь, да в ней намек..

Учредители VII конкурса «Учитель года Вологодской области» – областной Департамент образования, обком отраслевого профсоюза и Вологодский институт развития образования (ВИРО) – недолго думали, где провести очередное педагогическое состязание. Во всей области, да и в целой России, а то и в мире только одно такое заповедное, волшебное место есть – Великий Устюг, вотчина Деда Мороза. Про Санта-Клауса не говорим, не наш он кудесник, иноземный…

Конкурсантов встретила хозяйка вотчины, ее директор Татьяна Павловна Муромцева, русская красавица и душа-человек. Как положено, в национальном костюме, с горячим, вкусным хлебом и солью. Сам дедушка вместе с внучкой и всей сказочной свитой явился на открытие конкурса, которое прошло в местном Доме культуры. 37 участников из 26 районов области подарили Деду Морозу письма от своих учеников. А дальше начались чудеса…

Чудо первое: исповедь дебютанта

Первый рабочий конкурсный день начался с самопрезентации участников. В назначенный час в конференц-зале вотчины собрались конкурсанты, члены предметных жюри – сотрудники ВИРО, «пеликаны» прошлых лет, замечательные педагоги области, а также взволнованные больше всех сопровождающие. И началось – нет, не шоу, а полноценное представление тридцати семи учительских судеб. Сельские и городские педагоги, совсем молодые, начинающие и опытные, проработавшие в школе не один десяток лет… Жюри и зрители часто хохотали, а порой вытирали украдкой слезы. Как правильно сказала одна конкурсантка: «Пускай была сумбурна и нелепа. И чуточку смешна. Ну что с того?» Когда учитель русского языка и литературы Первомайской средней школы Усть-Кубинского района Надежда Мосенкова начала рассказ, показалось забавно: приехала девушка из города в село, с хозяйством никак не могла справиться, на кочергу наступила. Собралась домой… Но первый же школьный день все изменил: ей сказали, что филолога здесь ждут очень давно, а ученики сразу очаровали. В общем, осталась, вышла замуж, родились дети, их назвали в честь предков, а пятилетняя дочка назубок знает свою родословную. Счастье. Похожая судьба у Ларисы Захарченко. В свое время Лариса Петровна отлично освоила искусство дойки. Сначала этот процесс растягивался у педагога на полчаса, но целеустремленная Лариса стала ходить в хлев с часами и довела личный рекорд до пяти минут. Захарченко шутит: «Если сельские школы прекратят существование, я буду участвовать в конкурсе «Лучшая доярка года!» А если серьезно, Лариса Петровна приехала на конкурс, чтобы привлечь внимание к проблемам сельских малокомплектных образовательных учреждений, в одном из которых, Барановской средней школе Кадуйского района, работает сама. И ей это удалось.

Что нужно, чтобы произошло чудо и конкурсанта заметили, поставили около фамилии галочку, захотели увидеть урок? Просто быть самим собой. Не дал Бог музыкальных и стихотворных талантов – используй обаяние и шутку. «Я – Анна, натуральная блондинка», – тряхнув волосами, заявила учитель русского языка и литературы средней школы №8 с углубленным изучением отдельных предметов города Вологды Анна Попова. За семь минут зрители узнали, что Аня – выдающаяся кулинарка, а после сытного обеда занимается тяжелой атлетикой – таскает пачки с сочинениями. «Чуть-чуть латышка» – филолог продемонстрировала знание языка. «Люблю эскимо, плеск волн и купол звездный». Видели бы вы, сколько зрителей было на уроке Поповой! Между прочим, «визитка» оказалась первым шагом к «десятке» – Анна Александровна стала лауреатом конкурса.

Чудо второе: открытые уроки

Следующее испытание – защита педагогического опыта. Трудная задача – облечь в теоретическую форму то, с чем многие годы привычно входишь в класс. Но с ней большинство конкурсантов справились на «отлично»! И вечером того же дня начинается рождение открытого урока – главного конкурсного задания. Утром отутюженные и сосредоточенные педагоги разъезжаются по площадкам – в гимназию Великого Устюга и среднюю школу №9.

А на занятиях снова происходили чудеса. Самые настоящие! Ну разве не чудо – так построить урок, что дети работают, не отвлекаясь даже на жюри и гостей, и споро, ловко, словно с этим учителем знакомы много лет, а не видят его второй раз в жизни? Это занятие провела с пятиклассниками учитель английского языка средней школы №1 Грязовецкого района Ирина Курбеева. Урок назывался «My day», ребята учились составлять распорядок дня (естественно, по-английски), но не только. Ирина Александровна предложила детям целую «батарею» грамматических упражнений, не традиционных, из учебника, а «сервированных» в виде компьютерной презентации. Такая форма работы «англичанке» привычна, ведь она автор вводно-фонетического курса «My favorite English», в котором уроки представлены с помощью мультимедийных технологий. Дети повторяли General questions, составляли Negative sentences, затем специальные, альтернативные и другие виды вопросов. А в перерывах читали стихи, пели песню про кошку. Наконец, выполнили тест, закрепили все грамматические конструкции, о которых говорили на занятии. Пятиклассникам помогал веселый гном, он все время хвалил ребят: «You are clever children!» И было за что – гимназисты хорошо поработали.

Разве не чудо – сделать историю живой, близкой, понятной, хотя события, о которых идет речь, происходили в 490 году до нашей эры? Это чудо совершил учитель истории, обществознания и экономики Новокемской средней школы Вашкинского района Валерий Митрофанов. Он предложил ребятам стать археологами: «Мы с вами попытаемся раскопать время». Мальчишка выходит к доске, ему вручается бумажная лопата, Валерий Константинович объясняет, что копать надо медленно, осторожно. Игра? Не совсем. На доске «результаты раскопок» – вопросы, прикрытые листами бумаги. Это последний слой, который аккуратно снимают девочки. Вопросы, конечно, связаны с темой урока «Марафон»: «Куда персы нанесли первый удар по Греции?», «Причины победы греков в Марафонской битве»… А под одним листом не вопрос – изображение сердца. Почему? Это память о гонце, который спешил принести в Афины весть о победе в Марафонской битве и, сообщив радостную весть, умер от разрыва сердца. «Можно назвать это подвигом?» – спрашивает учитель. «Да», – тихо отвечают дети. Домашнее задание необычно, как и весь урок: придумать проект памятника в честь Марафонской битвы.

Чудо третье: учитель года

Десятка участников второго тура выстроилась на сцене: Галина Вячеславова, филолог Тарногской средней школы, Ольга Кострова, ее коллега из Нифантовской СШ, Светлана Сивакова, учитель русского языка и литературы Юбилейной СШ, Елена Ермолина, учитель химии, биологии 13-й школы Череповца, Евгений Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ 18-й вологодской школы, Анна Попова, преподаватель русского языка и литературы 8-й вологодской СШ с углубленным изучением отдельных предметов, Светлана Кононова, еще один литератор, на сей раз Бабаевской школы, Светлана Тельтевская, музыкант Первомайской средней школы, Николай Белозеров, историк СШ №1 Вологды, Татьяна Карсакова, учитель английского языка 37-й школы Череповца.

Прямо с этого радостного момента победы начинается стартовое состязание второго тура – педагогические дебаты лауреатов VII областного конкурса. Дебаты посвящены самому острому и пока неразрешимому вопросу – качеству образования. Конкурсанты согласились, что дать качественное образование своим ученикам стремится каждый педагог, но вот как измерить это качество, кто это должен делать – тут мнения кардинально разошлись. Озадаченные дискуссией, учителя разошлись готовить сценические уроки.

Именно это испытание, состоявшееся в актовом зале Великоустюжской гимназии, стало настоящим чудом, ведь занятия на сцене со взрослыми учениками в роли детей на областном вологодском конкурсе проходят впервые. Уроки неоднозначные, фантазийные, смешные, вдохновенные, трагичные… В этот день родился урок учителя года Вологодской области – и это тоже было чудо. Основы безопасности жизнедеятельности – кажется, мы все знаем об этом предмете. Все просто – дети учатся, как вести себя на пожаре или во время теракта. Аккуратно записав теорию в тетрадки, идут на математику или географию… Нет, все не так просто. Преподаватель ОБЖ Евгений Вирячев сумел показать философию своего предмета, а это удается далеко не каждому учителю. Тема «Безопасность наших близких». На сцене разыгрывается ситуация: мама летит в самолете с двумя детьми, одному 4 года, другому 10 лет. Внезапная разгерметизация лайнера, дети в обмороке. На кого сначала мама должна надеть кислородную маску? Выбор непростой. И урок не только об этом конкретном выборе, но и о том, как научиться по-иному мыслить, чтобы в любой сложной ситуации, которыми изобилует наше время, принять правильное решение, сохранить жизнь себе, близким, окружающим.

На закрытии конкурса, когда начальник Департамента образования Вологодской области Ирина Макарцева объявила имя абсолютного победителя, Евгений Юрьевич обратился к своим коллегам с необычной речью: «Хочу посвятить вам эту победу. Потому что вы ее достойны. Для меня было большой честью стоять все эти дни рядом с вами. Вы были принцами и принцессами на этом балу. 12 часов пробило, и сказка закончилась. Но когда вы приедете домой, не теряйте царственной осанки!»

И еще несколько слов о чудесах. Все конкурсанты, даже те, кто не вошел в число лауреатов, уехали из Великого Устюга в прекрасном сказочном настроении. Потому что всем им говорили комплименты и дарили подарки. В том числе Вологодская областная организация Профсоюза работников образования и науки РФ. Ее председатель Олег Димони вручил электролобзик блестящему историку Новокемской средней школы Вашкинского района и пароварку замечательному математику Вологодской кадетской школы-интерната Татьяне Бебеневой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте