search
main
0

Вокруг Европы под Андреевским флагом

Будущие офицеры Российского флота – курсанты высших военно-морских учебных заведений, воспитанники Нахимовского училища и ребята из клубов юных моряков – регулярно проходят морскую практику на учебном корабле Ленинградской военно-морской базы «Перекоп». В общей сложности более пятисот юных флотоводцев будут участвовать в дальних походах на его борту и этим летом. Покинув родной причал Кронштадта и обогнув Европу, «Перекоп» совершит несколько заходов в порты иностранных государств, а затем возьмет курс в Новороссийск. После непродолжительной стоянки у одного из причалов этого российского города корабль отправится обратно. По дороге домой «Перекоп» также совершит заходы в порты зарубежья. Среди стран, куда, как планируется, будет заходить этим летом наш корабль, – Португалия, Тунис, Болгария, Франция. В каждом из иностранных портов для юных моряков будут организованы различные культурно-досуговые мероприятия, экскурсии.

Еще в начале девяностых годов прошлого столетия, после развала Советского Союза, в составе нашего флота было пять учебных кораблей. Кроме «Перекопа», это «Смольный», «Хасан» и «Гангут», базировавшиеся в Кронштадте, и «Бородино», на борту которого проходили практику курсанты расположенного во Владивостоке военно-морского вуза. Сегодня остались в строю лишь два. Причем один из них – «Смольный» – имеет ограниченность в мореплавании и способен совершать переходы только в пределах Балтийского моря. Неудивительно, что в этих условиях основная нагрузка по обеспечению морской практики будущих флотских офицеров лежит на «Перекопе».

В прошлом году этот корабль совершил несколько дальних походов. Так, в начале июля экипаж этой боевой единицы Ленинградской военно-морской базы, на борту которой находились воспитанники Андрея Первозванного Морского кадетского корпуса, а также курсанты военно-морских вузов России, посетил Великобританию – порт Дартмуд. Командиром похода был начальник Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова контр-адмирал Дмитрий Комков.

Кадетский корпус, воспитанники которого участвовали в походе, был создан более шести лет назад. Учредителем этого учебного заведения стало Управление общего профессионального образования и науки администрации Калининградской области. Помимо базисного общешкольного курса в учебных программах кадетской школы предусмотрена морская подготовка, куда входят курсы «Военно-морская история», «Морская практика», «Основы кораблевождения». Юные моряки получают и хорошую физическую подготовку. Воспитанники посещают секции рукопашного боя, плавания, футбола и самбо, а также занимаются бальными танцами. За короткий срок существования корпуса уже сложились и свои традиции: поступая в корпус, воспитанник принимает торжественное обещание кадета, каждому вручается нагрудный знак. Неудивительно, что выпускники корпуса, став курсантами военно-морских вузов, дают фору в знании корабельного дела многим парням, поступающим «с гражданки».

Кроме похода в Великобританию, в 2006 году «Перекоп» совершил еще два визита в иностранные порты: в бельгийский Зеебрюге и во французский Брест. В общей сложности практику прошли около тысячи курсантов вузов, нахимовцев и кадетов.

В походе к берегам Франции довелось участвовать и автору этих строк. В том плавании за кормой «Перекопа» осталось около четырех тысяч миль. Старшим на борту был начальник Военно-морского института радиоэлектроники имени А. С. Попова контр-адмирал Николай Ковалевский. Тогда он дал высокую оценку действиям экипажа «Перекопа».

Командир корабля капитан

1 ранга Александр Игнатьев – выпускник факультета противолодочного оружия Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Офицерскую службу шестнадцать лет назад начинал в Севастополе командиром БЧ-3 на сторожевом корабле «Безукоризненный». В 1995-м поступил на Высшие офицерские классы. После их окончания был назначен помощником командира «Перекопа». Еще через четыре года стал здесь старпомом.

Следующие этапы в служебной биографии – учеба в Военно-морской академии и назначение в штаб ЛенВМБ. В нынешней должности уже около двух лет.

Помню, как контр-адмирал Ковалевский не жалел добрых слов в адрес капитана 1 ранга Александра Игнатьева. Отметил с лучшей стороны он и командиров боевых частей капитана 2 ранга Андрея Цветкова, капитанов 3 ранга Александра Панкратова и Евгения Гапеева, старшего помощника капитана 2 ранга Евгения Макарова и помощника командира корабля капитан-лейтенанта Романа Овчинникова. Четкая связь с родным берегом поддерживалась благодаря слаженным действиям личного состава

БЧ-4, а также умелому руководству заместителя начальника связи Ленинградской ВМБ капитана 2 ранга Григория Житкова, принимавшего участие в походе. Не будет преувеличением, если скажу, что сегодня наш флот по-прежнему остается одним из сильнейших в мире во многом благодаря таким офицерам, настоящим морякам, профессионалам своего дела.

Во время подобных походов курсанты закрепляют полученные в процессе обучения в вузах теоретические знания, несут штурманские вахты, заступают дублерами вахтенных офицеров. Кроме того, они участвуют в церемониях возложения венков в местах боевой славы Российского флота. При переходе в Брест будущие офицеры прошли испытание и первым в своей жизни штормом в Северном море.

Четырехчасовые штурманские вахты включали в себя не только прокладку курса. Параллельно с этим изучались все условные обозначения, встречавшиеся на карте, а также знаки Международной ассоциации маячных служб (МАМС). Ко всему прочему штурманский класс находится на шестой палубе, поэтому, когда корабль вошел в Северное море и началась довольно сильная качка, требовалась нешуточная ловкость для ведения прокладки. Шторм для некоторых курсантов стал настоящим испытанием. Правда, здесь была и своя положительная сторона: кто не был подвержен морской болезни, в столовой кушал за своих менее стойких товарищей. Именно поэтому мнения о Северном море разделились. Одни его откровенно ненавидели, другие с интересом переживали новые в своей жизни ощущения.

Возле южной части Великобритании «Перекоп» встал на якорь, чтобы моряки сделали последние штрихи в наведении порядка в помещениях и на палубах перед заходом в иностранный порт.

Во Франции для курсантов были организованы различные экскурсии. Некоторым, например, очень понравился морской музей. Симпатичным показался и сам Брест: своими тихими улочками, интересной архитектурой, приветливым населением. В один из дней захода был организован футбольный матч среди членов экипажа и курсантов. После недельного пребывания в море физическая разминка такого рода была просто необходима.

Но одна из поездок запомнилась особо – в военно-морской институт, расположенный в 60 километрах от Бреста. Конкурс среди поступающих сюда немалый: более двадцати человек на место. Курсантами становятся самые достойные. Причем не только юноши. Связать свою жизнь с флотом могут и представительницы прекрасного пола. Флотские науки они постигают не только за учебными партами. Во время экскурсии по институту нам показывали самые различные тренажеры. Аудитории оснащены многочисленными компьютерными системами. Не забывают здесь и о практической составляющей обучения. Будущие офицеры проходят обязательную полугодовую практику на учебном авианосце «Жанна д’Арк».

Большое внимание уделяется изучению иностранных языков, среди которых, что приятно удивило, есть и русский. Сопровождавшие нас курсанты говорили о том, что в библиотеке института они регулярно берут произведения русских писателей-классиков – Чехова, Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, конечно же, на русском языке – одном из красивейших в мире.

Будучи в библиотеке, я обратил внимание на стенд, где выставлены местные военные издания. Красочно иллюстрированные журналы выходят для каждой категории военнослужащих: офицеров, старшин, матросов, курсантов. Честно говоря, просто полистав их, невольно ловил себя на мысли о том, как мощно пропагандируется служба на флоте: чуть ли не каждый экземпляр наглядно свидетельствовал – нет ничего лучше военно-морских сил Франции.

Впрочем, служба во французском флоте интересна не только на фотографиях. Денежное довольствие курсанта института достигает полторы тысячи евро в месяц. При этом, как и в России, будущие офицеры обеспечиваются бесплатным обмундированием и питанием. Первые два года курсанты проживают в небольших кубриках. А на последних курсах снимают жилье. Как правило, несколько человек берут в аренду дом или квартиру…

Но вернемся к рассказу о «Перекопе». Осенью этого года ему исполнится 30 лет. Корабль был построен на Щецинской судоверфи имени Варского в Польше. В октябре 1977 года на нем был поднят Государственный флаг СССР, а в ноябре того же года – Военно-морской флаг. Тогда же корабль вошел в состав ВМФ. За свою историю «Перекопом» пройдено свыше 300 тысяч миль, были совершены заходы в порты различных стран, в том числе Германии, Голландии, Алжира, Мексики, Сирии, Греции, Италии, Румынии, Кубы.

Главное отличие учебного корабля от другого в том, что на нем должны быть созданы все условия для курсантской практики. На нем все подчинено тому, чтобы научить курсантов, закрепить полученные ими во время обучения в вузе теоретические знания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте