search
main
0

Военный орнитолог

Если увидите на военном аэродроме незамысловатое чучело в старом солдатском “хэбэ”, не удивляйтесь. “Страшила” в мундире – не “штатское” пугало, а “штатная единица” аэродромной метеорологической службы. Правда, боевая задача у “защитника” авиабазы такая же, как и у мирных собратьев – птиц разгонять. Сколь важна она – судите сами.
…В конце 80-х в небе Германии пара новейших советских истребителей МиГ-29 вступила в “неравный бой” с двенадцатью… гусями. Летчикам не помогли ни маневрирование, ни пилотажный опыт. Итог воздушного контакта более чем печален: один поврежденный Миг едва дотянул до аэродрома, пилот другого был вынужден катапультироваться. Хорошо, летчик остался жив. А дорогостоящий самолет разбился вдребезги.
– После этого случая командование Западной группы войск буквально завалило нас строжайшими приказами внимательно следить за миграцией птиц. На нескольких военных аэродромах ЗГВ полеты боевой авиации по утрам и вечерам, во время наиболее интенсивного птичьего лета, были категорически запрещены, – вспоминает ветеран ВВС, орнитолог метеослужбы Липецкого центра боевого применения и переучивания личного состава имени В.П. Чкалова Николай Иванович Прожорин. – С тех пор я к птицам отношусь более чем уважительно. Комок обросшего перьями мяса способен поразить боевой самолет не хуже ракеты.
Поэтому военные авиаторы стараются бороться с “птичьей опасностью” всеми доступными способами. Эти задачи непосредственно возложены на метеорологическую службу.
Дежурный расчет метеоподразделения обязан следить за птицами. Рекомендовано также устанавливать в районе взлетно-посадочной полосы пугала. Запрещено устраивать ближе 15 километров от аэродромов свалки – излюбленные места столования пернатых. И еще: на всех российских авиабазах постоянно косят траву. В этом есть свой резон: поклевать семена трав слетаются мелкие птицы. Особенно нелюбимы летчиками скворцы – самая, по их мнению, бестолковая птица.
– Но наиболее действенным способом отпугнуть от аэродрома птиц надо признать акустический, – говорит военный орнитолог, полковник запаса Николай Прожорин. – На магнитофон записываются тревожные птичьи крики, и перед началом полетов авиации спецмашина с репродуктором несколько раз объезжает аэродром.
Трансляция криков попавшего в беду собрата практически моментально очищает окрестности от пернатых врагов авиации. Не действует акустический способ только на ворон. Установлено опытным путем: вороны, наоборот, собираются со всей округи и спешат на помощь сородичу. Поэтому ворон распугивают по-другому: несколько раз прогоняют по взлетно-посадочной полосе пожарную машину с включенной на полную мощность сиреной и мигающим “маяком”.
Впрочем, к воронам летчики относятся с уважением. Умная птица. Увидев в небе самолет, уступает ему “дорогу”. Беду может принести только испуганная ворона. Куда хуже встреча в небе с близорукой днем совой. Суетливые чайки летом часто принимают блестящее на солнце аэродромное покрытие за воду и рассаживаются на нем. А воробьи, бывает, с испугу залетают в двигатели турбовинтовых самолетов целыми стайками.
Большинство птиц в России – перелетные. Весной и осенью для летчиков наступает самое “пернатоопасное” время. Птичьи стаи в ряде районов приковывают авиацию к аэродромам. Военный орнитолог Николай Прожорин вспоминает, что в 1961 г. над одним из озер тогда еще советской Литвы был зафиксирован рекордный птичий “поток”: 2 500 000 птиц различных видов летели единой живой массой на расстоянии 80 км.
Но это – уникальный случай. Обычно же сезонные миграции птиц проходят без опасных для авиаторов последствий. Статистика отмечает, что в Вооруженных Силах России ежегодно в среднем случается около 20 инцидентов, связанных с птицами. В половине случаев летчики даже не замечают, что в полете самолет столкнулся со скворцом или воробьем.
– Но иногда приходится на земле менять двигатели, – говорит Прожорин. – Хрупкое тело того же воробьишки способно деформировать стальные лопатки турбины. В последние годы у нас зафиксировано четыре случая столкновений самолетов с птицами. Ремонт авиатехники после этого обошелся в астрономические суммы.
Наиболее “птицеопасны” для пилотов взлет и посадка. 85% столкновений с птицами происходит на высоте до 500 метров. Но однажды был зафиксирован случай, когда орел пошел в “атаку” на истребитель-перехватчик на высоте 7,2 км.

Григорий ТИХОНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте