Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Событие недели

Военные игры в школе: «за» и «против»

Дата: 06 октября 2020, 00:00
Автор:

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов выступил против милитаризации образования. «Образование – это гуманитарная сфера, и его милитаризация в той или иной степени полностью недопустима», – заявил министр 30 сентября в ходе разговора с учениками из Нижегородской области. Сергей Кравцов подчеркнул, что нельзя навязывать школьникам участие в военных мероприятиях. «Если есть желание, то можно и нужно участвовать и в Юнармии, и в кадетском движении, и в различных мероприятиях, которые проводятся по линии Министерства обороны, но это должно быть добровольно», – отметил министр.

Ощущаете ли вы тенденцию к милитаризации образования? Такой вопрос мы задали нашим экспертам и читателям.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Ощущение милитаризации современного образования может возникать только на фоне царившего в 1990‑е годы вакуума системной работы с подростками. Пионерских и комсомольских организаций уже не существовало. Поддерживаемые государством молодежные движения, которые сегодня у всех на слуху, например Юнармия или кадетское движение, создавались уже в новом тысячелетии. Сейчас возрождаются также нормы ГТО («Готов к труду и обороне»). Но развивается и Российское движение школьников, появляются проектные, конструкторские школы, экологические движения для подростков, добровольческие объединения. А ведь еще совсем недавно ребенок мог участвовать только в мероприятиях, проводимых либо его школой, либо вузом, в который он собирался поступать.

Если же сравнивать современные возможности военно-патриотической подготовки с теми, которые существовали в советское время, то мы увидим, что азы военной подготовки на базе школ проходили даже девочки. Они могли и пройти строем по плацу, и собрать или разобрать автомат. В современной школе этого нет. А юношеские движения в первую очередь воспитывают ответственность, заботу и стремление помогать окружающим. Мы никогда не забудем подвиг юнармейца из Челябинской области Дмитрия Новоселова, который ценой своей жизни спас из затопленного карьера двоих ребят помладше. Ребята, участвующие в военно-патриотических движениях, формируют представления о жизни, морали, дружбе, взаимовыручке.

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, литературный критик, публицист, писатель, профессор Высшей школы экономики:
– Школа готовит детей не к войне, а к мирной созидательной жизни. Да, мы живем в мире, где войны все еще неизбежны. Но войны не могут и не должны быть целью образовательного и воспитательного процесса. Я совершенно согласен с министром: добровольное участие в военных играх и организациях вполне возможно в частном порядке вне стен школы.
Мы знаем, что уже долгие годы идет борьба за то, чтобы вместо предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» вернулся предмет «Начальная военная подготовка». Но у нас пока призывная армия, и когда придет пора, она наверняка подготовит к военным действиям. Школа не для этого. Школа для принципов мира и созидания. И школа уважает тех своих выпускников, кто выбирает путь профессионального военного. Это должно быть именно внешкольным образованием. Я против даже добровольных объединений внутри школьных стен. Министерству обороны в школе делать нечего.

Евгений КУСТОВ, победитель конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2019, классный руководитель, учитель информатики Рабочеостровской школы, Кемский район, Карелия:
– Я тенденции к милитаризации совершенно не чувствую. Конечно же, ощущается развитие в школах юнармейского движения, но не вижу в этом ничего плохого. Ребята самостоятельно делают выбор в пользу участия в Юнармии и получают от этого удовольствие. Плюс правильный подход приводит к тому, что ребята испытывают гордость, защищая честь школы на мероприятиях, сопутствующих данному движению. Кроме того, я имею опыт преподавания у ребят из кадетских классов и всегда отмечал, что они выделяются особым, более тактичным, поведением. В них чувствуется ответственность перед школой и учениками младшего возраста за пример, который они показывают своими достижениями. Обучение ребят в таких классах доставляло мне особое удовольствие, так как процесс настройки класса на рабочий лад был сведен к минимуму, а продуктивность всегда была на высоте.

Татьяна НИКУЛЬШИНА, учитель ОБЖ школы №94, руководитель районного методического объединения учителей ОБЖ, Воронеж:
– Я не ощущаю какой-либо тенденции к милитаризации школьного образования, хотя преподаю предмет, который чаще всего связывают с этой темой. Мне даже кажется, что раньше в нашем образовании этой так называемой милитаризации было больше. Например, еще десять лет назад старшеклассников вывозили на военные сборы, а сейчас вместо этого оставили только 35 часов в программе, и то на усмотрение школы. Я их использую для проведения элективного курса для десятиклассников, и еще мы возим наших ребят на стрельбы. Ребята делают по несколько выстрелов, а потом город проводит для них экскурсию на аэродром Балтимор, где ученикам показывают технику. Раньше районные военкоматы задействовали, но уже несколько лет, как этого нет. Единственное, в чем чувствуется некоторая избыточность, – это чересчур явное предпочтение в адрес Юнармии. Эта организация везде, о ней много пишут и говорят, ее пропагандируют, и, возможно, не всем родителям это нравится. Но стоит помнить, что участие в этой организации не обязательное, а добровольное.

Михаил ДЮЖЕВ, отец семиклассницы, Великий Новгород:
– В нашей области много юнармейских отрядов при школах, и меня это радует. Считаю, что в военно-патриотических мероприятиях должны принимать участие все дети без исключения. Это воспитывает любовь к Родине, ответственность, дает спортивные навыки, готовит мальчиков к армии, а девочек – к тому, чтобы они могли оказать первую помощь. Ушли комсомол и пионерия, что осталось объединяющего у современных школьников? Не надо всем вступать в Юнармию, но необходимо, чтобы весь класс участвовал в течение года в событиях патриотической направленности, военно-спортивных играх. Думаю, многие родители меня поддержат. Да и для нашей страны это важно. Посмотрите на Китай, где в школах учат военному делу, – какая у этой нации дисциплина и как развито государство!

Светлана С., учитель истории, Нижний Новгород:
– Милитаризация школы – моя боль. По убеждениям я пацифист, мне противно бряцание оружием. Любая война несправедлива и сопряжена с огромным количеством невинных жертв. Зачем увлекать молодежь военной романтикой, не понимаю… Несмотря на возмущение отдельных педагогов, в школе уже несколько лет наблюдается этот опасный крен. Игра в юнармейцев, культ формы, строя и песни опасны подменой ценностей. А еще меня выводит из равновесия то, что из-за военно-патриотических мероприятий то и дело пропадают уроки, чуть ли не ежедневно по полкласса отсутствуют на занятиях на «законных основаниях». Эти дети отстают, потому что не хотят восполнять пропущенные уроки. А почему? Потому что им обещаны дополнительные баллы за юнармейство.


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt