search
main
0

Военная хитрость. Боевые хамелеоны

Не верится, что военные корабли могут выглядеть так, будто их раскрасили клоуны из бродячего цирка: полная асимметрия, полоски, клетки, невероятные зигзаги, диагонали, разнообразные яркие цвета. И все-таки так было. Если оглянуться в прошлое, можно выяснить, что без малого 100 лет назад их маскировали именно таким образом…

Во время Первой мировой войны англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьезной угрозой. В море немецкие подводные лодки с завидным успехом громили и топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся оттенкам морской воды и неба никак не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее корабль от взгляда через перископ подводной лодки в одной ситуации, выдавало его в других. И тогда британский художник, офицер военно-морского флота Норман Вилкинсон изобрел новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего – кубизме.

Вместо того чтобы пытаться скрыть от постороннего взгляда корабль, закрашивая его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно – «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее. Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» (Dazzle Painting), а американцы – «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это, казалось бы, совершенно сумасбродное предложение неожиданно сработало!

Дело в том, что немецкие подводники должны были находить противника визуально и целились не в само судно (оно ведь двигалось), а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется через некоторое время, необходимое для движения подводного снаряда до цели. Слишком ранний или поздний пуск приводил к промаху.

По этой причине капитану подводной лодки необходимо было с максимальной точностью определить курс и скорость цели. Но по тому, что подводник видел в перископ, было трудно даже понять, где у разукрашенного немыслимыми зигзагами корабля нос, сколько у него «носов», и вообще с какой скоростью скользит по волнам и в каком направлении. Силуэт просто расплывался. Благодаря причудливой раскраске судно могло казаться значительно меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. В результате поразить его подводникам становилось значительно сложнее.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа морских судов были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого корабля был собственный отличительный «кубический» окрас, причем нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем в ходе войны были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки.

С окончанием Первой мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин. Появилась эффективная авиация, и с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась окраска их судов в таком «невоенном» стиле.

Военно-морские силы США, как и англичане, пытались вернуться к «суматохе» в конце Второй мировой войны, после того, как уничтожили японскую авиацию. И действительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (к слову, подобные опыты проводились и с танками, джипами). Однако нового пришествия абстрактной живописи в военное дело не произошло. Усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счете, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей. Военные корабли быстро перекрасили в нынешний туманно-серый цвет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте