Напомню, что в 2010 году мы выбрали первый класс и решили за ним понаблюдать. Выбор пал на первый «А» в школе №1220. Почему был такой выбор, не секрет: школа расположена рядом с домами, где живут журналисты, политики, общественные деятели, которые тоже оценивают школу, что называется, по гамбургскому счету, без всяких скидок на трудности.
Изначально мы договорились с директором школы Кирой Храмихиной и классным руководителем класса Татьяной Чуевой, что будет вестись еще и фотолетопись, ведь так проще нам будет увидеть, как растут и мужают дети.В этом году наши подопечные окончили второй класс. (К сожалению, класс стал меньше: уехала в Санкт-Петербург Вероника, родители Эрвина купили дом и перевели мальчика в другую школу – поближе, по каким-то причинам на уроке не было и Ульяны.) Я сразу увидела, как ребята выросли, какими серьезными стали. Но если год назад разговоры были еще о тетрадках, ручках, играх, то на этот раз я поразилась тематике разговора: девочки придирчиво оценивали колготки, банты, юбки и блузки, а один из мальчиков посетовал, что не надел белые брюки и белую рубашку: дескать, забыл, что сегодня будут отмечать окончание учебного года, и пришел в форме. Впрочем, в форме он выглядел очень элегантно.В прошлом году дети осваивали ФГОС начальной школы и в конце года смогли продемонстрировать, как легко управляются с компьютерами. А что было в нынешнем учебном году?Оказалось, год был трудным, потому что долгое время Татьяна Анатольевна восстанавливалась после автомобильной катастрофы (поехала с коллегой в театр на такси, а в их машину врезалась другая), уроки заменяли учительница пятого класса и даже старшеклассница. Но когда классная руководительница вышла на работу, ребята с большим упорством ликвидировали все пробелы, чтобы порадовать учительницу.Большим испытанием для второклассников стали три переводных экзамена: по русскому языку, математике и английскому языку. Что интересно, на всех были общественные наблюдатели – родители. Причем если на первых двух письменных экзаменах наблюдателей было по одному, то на английский пустили всех желающих. И это хорошо, считает Татьяна Анатольевна, потому что если у кого-то были претензии (дескать, к ребенку относятся предвзято, потому и оценки невысокие), то после посещения экзаменов родители кардинально изменили отношение. Кто-то порадовался, что ребенок показал успехи лучше, чем ожидали мама и папа, а кто-то огорчился, что успехи те не такие большие, и теперь намерен больше уделять внимания своему чаду.На первом уроке, который все же был проведен перед празднованием завершения учебы, Татьяна Анатольевна вместе с ребятами проанализировала итоги письменных экзаменов. Причем действительно анализ делали они вместе. Сначала ребятам раздали листочки с работами по русскому языку. Диктант они написали хорошо (грамотны!), как и грамматическое задание – восемь пятерок и ни одной тройки, это значит, что правила усвоили четко. Татьяна Анатольевна похвалила тех, кто собрался и хорошо выполнил задание, поддержала тех, кто сделал даже не ошибки, а описки, у них в перспективе тоже все получится. Но надо было слышать, как жестко, без всяких скидок, сами юные грамотеи оценивали свои работы, анализировали ошибки, как в результате вместе пришли к выводу, что надо внимательнее слушать диктант, а прежде чем написать слово, надо его проверить. Затем наступила очередь математики. В задании были предложены для решения примеры и задачи. Татьяна Анатольевна похвалила ребят за то, что все работы были оформлены просто идеально, по правилам, а потом все вместе опять анализировали, почему у некоторых оценки были чуть ниже, чем они рассчитывали, огорчились, что основные ошибки были сделаны лишь при вычислении (в решении трудных уравнений никто не ошибся, не было ошибок и в решении геометрических задач), и третий класс придется начинать с повторения этой темы. (Кто-то из взрослых говорит, что лучше ребят учить, не выставляя оценок, но именно оценки были для учеников второго «А» критерием успеха. А вообще экзамены, по мнению Чуевой, заставили ребят собраться, быть серьезнее, ответственнее, все они хотели получить пятерки.) Вроде бы дети пока еще маленькие, но в конце концов они спросили совсем как взрослые: «А судьи кто?» – то есть «Кто проверял работы?». И Татьяна Анатольевна серьезно ответила: «Я, завуч и наблюдатель – мама Вали Новиковой».Следующим испытанием на уроке стало то, что ученикам раздали их дневники с выставленными новыми оценками – за четвертую четверть и за год. Честно говоря, я удивилась тому, что были тоже серьезные вопросы: кто-то посчитал ошибкой оценку, выставленную за какой-то предмет, кто-то попросил разъяснить, почему выставлена такая оценка, а кто-то не понял, что такое означает слово в графе «Итог». Такое серьезное отношение в начальной школе лично я видела впервые.Завершало урок задание на лето. Каждый получил пакетик с тетрадками и теперь может летом потренироваться по математике, русскому языку, выполнить творческие задания. Татьяна Анатольевна объяснила: «Работу делать необязательно, а только если вы захотите, да и то не все задания, а те, что покажутся вам интересными». Кто-то из ребят сразу решил, что выполнит все задания. Ну и конечно, задание на лето было бы неполным, если бы ребятам не дали список книг (чтение – лучшее учение), которые желательно прочитать. Тут я улыбнулась, вспомнив, как много нынче говорят о том, что наши дети не любят и не хотят читать. Дело в том, что Татьяна Анатольевна раздала детям их же дневнички по внеклассному чтению, в которых они рассказывали о прочитанных книгах и размещали рисунки, иллюстрирующие содержание прочитанного. Так вот у многих ребят таких тетрадок накопилось по две-три, а у некоторых и больше, значит, прочитано много, значит, любят они читать и хотят читать, это им интересно.Апофеозом урока стало награждение, и награждать в этом классе было кого. Практически треть класса – это отличники и почти отличники, то есть те, кто имеет за год по одной четверке (остальные, конечно, пятерки), четверки были в основном по физкультуре. Все эти ребята сделали первый шаг к медалям, потому что оценки по окончании второго класса – первые, которые теперь составляют их официальное учебное портфолио. Но и остальные ребята не подкачали – многие получили грамоты и подарки. Класс принимал активное участие в школьной жизни, не случайно на классной доске много грамот и даже большая фотография об участии в праздновании 50-летия школы, который был отмечен в этом году. Двое мальчишек получили еще и грамоты за активное участие в работе школьного военно-патриотического музея «Нам дороги эти позабыть нельзя!» – они участвовали в конкурсе школьных музеев и заняли призовое место, наверное, это будущие лидеры ученического самоуправления.Итак, второй учебный год в жизни наших подопечных закончился. Впереди – третий. До встречи 1 сентября 2012 года!
Комментарии