Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Во всем виноват Петров! Плохой руководитель лишь отдает приказы и наказывает виновных

Учительская газета, №34 от 24 августа 2004. Читать номер
Автор:

В самом общем виде управление школой – это целенаправленная деятельность руководителей народного образования, директора школы и его заместителей, обеспечивающая нормальный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В то же время управление – это еще и совокупность взаимоотношений между людьми, складывающихся в учебно-воспитательном процессе. Все это требует создания в школе благоприятного психологического микроклимата, творческой обстановки, проявления подлинной заботы о настроении учителей и учащихся, их здоровье, недопущения любых действий, оскорбляющих честь и достоинство воспитанников и педагогов.

«Кто умеет – работает, кто не умеет – руководит, а кто не умеет руководить – управляет».Народная мудрость

Увы, многие руководители образовательных учреждений под управлением понимают лишь командование, распорядительную деятельность. Они увлеклись поиском сложнейших форм администрирования, ужесточили контроль, создали собственную «службу информации», которая ежедневно докладывает им обо всех происшедших в учреждении событиях и о прегрешениях детей и педагогов. Их стилем работы стали ежедневные рапортички, объяснительные записки, приказы и указания.

Безусловно, управлять значительно легче, чем руководить. Ведь руководство, в отличие от управления, предполагает непосредственное участие самого руководителя в учебно-воспитательной работе. Здесь некого обвинять, когда лично участвуешь в подготовке и выполнении мероприятий по обучению и воспитанию детей. Гораздо проще указывать и распоряжаться, а потом обвинять и наказывать.

К сожалению, большинство руководителей образовательных учреждений, с работой которых мне удалось довольно близко познакомиться, в качестве стиля своей работы избрали именно такой. Свою роль они видят лишь в отдаче приказов и указаний, приеме докладов и наказании виновных. Предъявляют массу требований к педагогам и учащимся, но не создают условий для реализации этих требований. Такие руководители уверены в своей непогрешимости и возлагают особые надежды на силу приказа. Причем, что интересно, они всеми силами стараются отдать приказ не от своего имени, а действуют от имени других, по принципу: «семь раз отмерь, а отрезать дай заместителю».

Смысл их работы заключен лишь в «галочках», «дутых» процентах качества успеваемости, количестве медалистов. Они из кожи вон лезут, чтобы натянуть отметку тому или иному ученику, выковать еще одного, пусть дутого, но медалиста. Попробуй у такого руководителя «зарубить» идущего (или влекомого?) на медаль! Да он скорее избавится от учителя, чем в графе «количество медалистов» поставит цифру на единицу меньше.

А ведь эффективность деятельности директора школы во многом зависит от его умения налаживать контакты с педагогическим коллективом, подобрать свой ключ к каждому педагогу. Однако зачастую контакты руководства с рядовыми педагогами налаживаются через застолья, а ключ к каждому подбирается либо с помощью компромата, либо с помощью подкупа за счет повышения заработной платы или предоставления каких-либо услуг и послаблений. Такие директора очень часто создают у себя школьные советы из числа привилегированных учащихся и под председательством одного из «нужных» родителей, руководителя подшефного предприятия. Или сами возглавляют его, чтобы потом воздействовать не только на обучаемый контингент, но и на некоторых «строптивых» учителей.

Вообще, исходя из моего личного знакомства и опыта работы с руководителями образовательных учреждений различного ранга, всех их можно разделить на три большие группы.

Руководители-«автократы» единолично принимают решения по всем без исключения вопросам, без учета мнения педагогического коллектива. Они уверены в своей непогрешимости. Их стиль – это отдача приказов направо и налево с требованиями и указаниями, с возложением обязанностей и наказаниями виновных, при этом если выясняется, что виновных нет, то они их назначают.

Руководители-«либералы» характеризуются полным отсутствием целенаправленности в своих действиях. Стиль их работы – это всевозможные увязки, согласования, поиск консенсуса. Зачастую такие руководители не имеют ни собственного, ни вообще какого-нибудь мнения по тому или иному вопросу, неспособны проявить ни требовательность, ни принципиальность. Отказ от ранее принятых решений, старание переложить ответственность на других людей, действия по принципу «если тебя ударили по лицу – подставь другое» наиболее полно характеризуют их.

Руководители-«демократы» пытаются действовать по принципу «и волки сыты, и овцы целы». Они стараются сочетать единоначалие в отдаче приказаний с коллективной ответственностью за их последствия. Их стиль – это создание всевозможных комитетов и комиссий, принятие решений от имени и по поручению коллектива. Они всегда стараются прикрыться тем, что принимали решение по просьбе общественности. У них всегда имеются на страже созданные ими группы и группки по тому или иному направлению деятельности. При этом очень часто бывает так, что, сами того не замечая, эти руководители оказываются в положении, когда «хвост крутит собакой».

Следует отметить, что всех их сближает одно – стремление уйти от ответственности в случае неудачи и выставить себя напоказ при успехе. Да, они принимают решение, но не берут на себя ответственность по тому или иному вопросу, а назначают ответственных. Такая работа наносит серьезный ущерб системе образования.

Следует отметить, что некоторыми зарубежными теоретиками выдвигается идея специальной системы управления, при которой руководителю школы остается решать управленческие вопросы только по определенным стандартам. Не снижая достоинств такого подхода к руководству школ, хочется все же отметить решающее значение личности в этом деле, которая фактически определяет лицо образовательного учреждения, деятельность педагогов и учащихся.

Существует множество требований к личности руководителя образовательного учреждения: высокая культура, безупречная нравственность, организаторские способности, требовательность, принципиальность, человечность, душевность. Все это лично мне напоминает слова известной песенки о том, какой жених нужен разборчивой невесте: «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил…». Конечно, смешно найти человека, удовлетворяющего всем требованиям к руководителю школы. Если бы он и отыскался, то, наверное, единственным его недостатком было бы отсутствие нимба. Тем не менее некоторых людей я бы по одному только их виду не назначил руководителем. Посмотрел бы на него – и не назначил. К сожалению, директорами у нас очень часто становятся либо по знакомству, либо за взятки или услуги. Нет у нас такого отбора и подготовки администраторов образовательных учреждений, как, например, в США, где только вопросами управления и специальной подготовки школьных менеджеров занимаются более четырехсот учебных заведений. В их компетенцию входит технология отбора педагогов, желающих стать администраторами, и организация их профессиональной подготовки. При этом учитель, желающий стать администратором, оценивается по своим умственным, творческим и организаторским способностям, эмоциональной уравновешенности, умению ладить с людьми, педагогическому опыту, состоянию здоровья. С ним проводятся собеседования, тестирование. Если он проходит эти «испытания», то ему дается возможность в течение года быть помощником директора и выполнять различные поручения по учебной и финансовой деятельности, организации связи с родителями и населением микрорайона. И только после годичной успешной предварительной стажировки он может быть зачислен на специальные курсы по подготовке школьных администраторов.

Я не поклонник американской или западноевропейской системы образования. Но и не сторонник того, чтобы с ходу отвергать все полезное и ценное, что создано в системе образования других стран и подходит для отечественной системы образования. Я против механического переноса модели образования одной страны на другую, без критического ее осмысливания и без учета национальных особенностей. Поэтому считаю, что на данном этапе развития системы образования в нашей стране в вопросе назначения руководителей образовательных учреждений можно воспользоваться опытом других стран.

Андрей НЕСТЕРОВ, учитель-методист, пенсионер, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту