Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Проблема

«Во валит, гад!»

Записки Виктора Болотова
Учительская газета, №27 от 2 июля 2019. Читать номер
Автор:

Завершилась пора экзаменов. Как всегда, не обошлось без нарушений, попыток списать, смухлевать, обмануть систему. И, как всегда, возникает резонный вопрос: а можно ли все сделать так, чтобы итоговая аттестация вообще проходила честно, без подсказок и шпаргалок?

На самом деле испокон веков, когда людям предстояло сдавать какой-либо экзамен или проходить какое-либо испытание, обязательно находились те, кто пытался наплевать на правила и обвести вокруг пальца соперников и экзаменаторов. Это, что называется, в генах. И по-хорошему было только два способа решения проблемы.
Первый – это создать как можно больше препятствий тем, кто попытается подглядеть, подслушать, получить готовое решение, и максимально ужесточить наказание за подобные деяния. Эта система нам очень даже знакома, поскольку у нас уже давно экзамены сдают под прицелом видеокамер, в присутствии общественных наблюдателей, под присмотром учителей, которые с этими детьми никогда не работали (а потому, предполагается, не заинтересованы им помогать). Плюс металлоискатели, «глушилки» и так далее.
Второй путь гораздо более трудозатратный и сложный, зато куда более эффективный. Надо просто сделать бессмысленным сам процесс списывания. То есть проверять знания с помощью уникальных заданий, задач и вопросов, которые не похожи на те, что ученик много и часто решал, но для их решения знания пройденного материала вполне достаточно. Поэтому готовых ответов просто нет, а чтобы их получить, надо вспомнить то, чему тебя учили, и применить эти знания в новой обстановке.
В бытность свою преподавателем университета я разрешал пользоваться на экзаменах любой литературой, которая только возможна, любыми конспектами, справочниками, учебниками. Но все это лежало на отдельном столике. Подходи столько раз, сколько хочешь, ищи что хочешь, однако с собой за парту брать нельзя.
Впрочем, и тогда были люди, которые умудрялись меня обманывать. Например, отпрашивались в туалет (запретить же им я не мог!), а по пути консультировались со старшекурсниками.
Говорят, что списывание можно изжить, если все станут сознательными и будут сообщать о нарушениях ближнего своего. Например, когда те, с кем ты вместе сдаешь экзамен, готовы сразу же заложить тебя, сообщить экзаменатору о том, что ты списываешь. И что в некоторых странах это в порядке вещей, что-то типа протестантского эгоизма, ведь если ты списываешь, то ты имеешь больше шансов попасть туда, куда хотят попасть остальные, а значит, они обязательно тебя утопят, чтобы была честная конкуренция. Мотивация понятна, тем не менее, мне кажется, у нас все-таки иные традиции, и не думаю, что такой вариант надо у нас прививать и культивировать.
А можно ли вообще обойтись без экзаменов? Ведь, по сути, если человек учится, его регулярно спрашивают, ставят отметки за выполненные устные или письменные задания в классе и дома, то все это в совокупности можно рассматривать как некую обобщенную оценку, обязательную часть портфолио. Формально да, но если ты со всем этим багажом придешь в другую школу, колледж или вуз, неизбежно возникает справедливый вопрос: а действительно ли эти отметки соответствуют уровню твоей компетенции в том или ином вопросе? Ведь текущие оценки – это не ОГЭ и не ЕГЭ, мало ли что вам там могут понаставить. Поэтому все равно потребуются либо дополнительные испытания, либо собеседования.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt