search
main
0

Во славу российского флота! Строительство подводных лодок по сложности не уступает космическому ракетостроению

«Победа в воздухе куется на земле». Этот девиз я помню со времен, когда был курсантом Калужского авиационно-технического училища ДОСААФ СССР. Побывав недавно в командировке в Северодвинске, городе моряков и кораблестроителей, я убедился, что на земле куется и победа под водой. Закладывается она не только на стапелях гиганта подводного судостроения «Северного машиностроительного предприятия», где строятся АПЛ четвертого поколения. Подготовку высококвалифицированных специалистов-судостроителей успешно осуществляет северодвинское профессиональное училище № 1.

Училище существует с 1937 года как ФЗУ. В таком статусе работало до декабря 1940 года, после чего его переводят в систему ремесленных училищ. Вся история развития ПУ № 1 – это взаимоотношения с ПО «Севмаш», которое сегодня является головным предприятием Российского государственного центра атомного судостроения. Восьмидесятые годы прошлого века были расцветом отечественной системы НПО. «Севмаш» помогал училищу во всем – решал социальные программы, выделял санаторные путевки, нуждающимся преподавателям и мастерам – квартиры. Благополучный период продолжался до середины 90-х, после чего произошел серьезный спад, связанный с тем, что не было государственного заказа. В 1998 году после августовского дефолта ситуация на «Севмаше» была катастрофична (людям вместо зарплаты выдавали хлеб), но даже тогда предприятие не бросило училище на произвол судьбы.

– Длительное время ушло на то, чтобы выйти на международный рынок, – рассказывает директор училища Герман Никитинский. – С 2000 года«Севмаш» ожил и набирает обороты, почти все вернулось на круги своя. Сегодня действует программа, не связанная непосредственно с исполнением военного заказа, готовится к продаже Индии авианосец «Адмирал Горшков». Подписан договор с Норвегией на постройку 12 танкеров.

Училище получает помощь по всем направлениям, хотя изменилась правовая база. Ежегодно«Севмаш» выделяет профучилищу средства на материалы, связанные с проведением профессиональной подготовки, которую нам удалось сохранить, говорит Герман Максимович. Это подтверждается тем, что в 2004 году ПУ №1 выиграло всероссийский конкурс среди сварщиков. В прошлом году ребята из северодвинского училища № 1 участвовали во всероссийском конкурсе токарей в Магнитогорске, где заняли довольно высокое седьмое место.

И это не случайно. ПУ № 1 даже по нынешним меркам обладает солидной базой, состоящей из трехсот единиц металлообрабатывающих станков и сварочного оборудования.

Училищу, безусловно, есть чем гордиться, но хватает и проблем.

Одна из них – стареющее оборудование станочного парка. Два с половиной года назад Никитинский обратился в адрес руководства«Севмаш» с аналитической запиской, смысл которой заключался в том, что если не будут в полном объеме решаться проблемы с оборудованием, то ближайшая перспектива – потеря квалифицированных преподавательских кадров. Предприятие незамедлительно отреагировало, приняло трехлетнюю программу модернизации сварочного оборудования. Что касается станочного парка, то здесь без участия государства подвижек особенно ждать не приходится. Токарный или фрезерный станок стоит примерно 600-700 тысяч рублей.

– Следующая проблема – сохранение молодых кадров, – говорит директор. – Педагоги и мастера приходят к нам на восьмой разряд, где зарплата по сегодняшним меркам просто смешная. Девяти молодым мастерам и преподавателям специальных дисциплин завод ежеквартально доплачивает по три тысячи рублей. Это дает возможность сохранять кадры. Но эта проблема с каждым годом нарастает, и подбирать специалистов становится все сложней.

– Поскольку проблема нарастала, мы пришли к выводу, что только за счет притока мужского населения нам ее не решить, – продолжает Герман Максимович. – Сейчас у нас учатся три сварщицы после 11-го класса. Всего в училище 20 представительниц прекрасного пола.

Северодвинское училище и его выпускники, особенно сварщики, гремят не только на все Поморье.

– Наши специалисты к выпуску сваривают высоколегированную сталь во всех пространственных положениях шва, который проверяют под ультразвуковым и гамма-контролем, – подчеркивает Герман Никитинский. – Выпускники, кто не идет на завод или по каким-то причинам его покидает, востребованы на других знаменитых предприятиях страны.

Такой серьезный подход к уровню подготовки специалистов в Северодвинске оправдан, ведь подводное судостроение сопоставимо по уровню сложности с постройкой самолетов и космических аппаратов, а по некоторым параметрам даже более трудоемко. Здесь используется огромное количество механизированного ручного труда, задействуются уникальные станки и технологии. Степень обработки металла чрезвычайно высока, ведь под водой, как и в космосе, должно работать самое совершенное оборудование.

Северодвинск, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте