search
main
0

Во славу Отечества! На каникулы – в парадной форме

Не так давно довелось перечитывать рассказ Николая Лескова «Кадетский монастырь». Закрыв последнюю страницу книги, я поняла: главным, что воспитывали в дореволюционной России, были любовь к Отечеству, дух порядочности, честность и ощущение особой миссии – ответственности за страну, в которой живешь. Поэтому по-настоящему судьбоносным для страны было распоряжение Президента РФ от 9.04.1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)». По всей стране стали появляться кадетские корпуса.

По-особому восприняли распоряжение президента в Красноярском крае – ведь здесь губернаторствовал боевой генерал Александр Лебедь! Красноярский кадетский корпус был открыт 14 июля 1998 года и получил в духовные покровители великого князя Александра Невского. После трагической гибели губернатора кадетский корпус стал носить имя Александра Лебедя.

На зарядку – при любой погоде

…Одного взгляда на директора, полковника Александра Негруцкого, достаточно, чтобы понять: родители могут быть спокойны за своих мальчишек. Настоящий русский богатырь – косая сажень в плечах, твердый голос и уверенный взгляд, Александр Сергеевич прошел военную школу от курсанта Саратовского военного училища до полковника. Потомственный военный, он возглавил новое учебное заведение в феврале 1999 года.

– У нас один из самых больших кадетских корпусов в России, почти 700 человек, и один из самых лучших, это я говорю без хвастовства, – заявляет Негруцкий. – Судите сами, более 90 процентов наших выпускников поступают в вузы. Наши ребята учатся в Мадридском университете, в Массачусетском в США и, конечно же, в престижных вузах Москвы, Петербурга, Новосибирска, Красноярска. Многие избирают военную судьбу.

– То есть вы считаете, что кадеты могут выбирать не только военную профессию?

– Да, мы не ставим задачу готовить лишь офицеров для Вооруженных сил. Давайте вспомним историю России: из кадетских корпусов вышли и Федор Достоевский, и Александр Куприн, и Владимир Даль. У нас задача шире – готовить кадры для управления Россией и, конечно же, в первую очередь для Красноярского края. А для того чтобы мальчишки превратились в профессионалов, знающих свое дело, людей умных и образованных, мы стараемся сделать обучение дифференцированным. Особенность нашего учебного процесса – это изучение этики, «Основ православной культуры», основ военной службы и, разумеется, занятия по хореографии. Что же это за кадет, если он не умеет танцевать вальс. Кстати, учитывая мнения самих мальчишек и их родителей, при помощи рекомендаций психолога мы сформировали профильные классы – социально-правовой и физико-математический. Не забываем и о работе наших ребят в ресурсном центре Советского района Красноярска, а также с преподавателями ведущих вузов города. Вообще ребята стабильно показывают высокие результаты. Более 70 наших кадет – призеры межкорпусных предметных олимпиад, четыре человека побеждали в региональных и два – в республиканских олимпиадах. В прошлом учебном году в краевых олимпиадах наши ученики заняли шесть призовых мест. Наша задача дать не только качественные знания, но и серьезную физическую подготовку. Зарядка на улице при любой погоде – независимо, льет дождь или идет снег, три километра кросса. Ни один выходной не проходит без спортивно-оздоровительных мероприятий. Ежегодно проводится спартакиада корпуса: осенний и весенний кроссы, легкая атлетика, теннис, футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, подтягивание на перекладине, плавание и, конечно, шахматы и шашки.

К шахматам Александр Сергеевич особенно неравнодушен – он вице-президент шахматной федерации Красноярского края, сам неоднократно занимал первые места в шахматных турнирах Вооруженных сил.

– Кстати, – спохватывается Негруцкий, – у нас ведь с 28 апреля по 2 мая пройдет Всероссийский шахматный турнир всех кадетских корпусов России, посвященный Великой Победе. Мы уже начали готовиться к этому состязанию.

– Наверное, в такое учебное заведение, как ваше, попасть непросто?

– Если честно, да. Конкурс – 4 человека на место. Это как в хорошие красноярские вузы. Но на льготных условиях мы берем сирот и ребят из неполных, малообеспеченных, многодетных семей. Кстати, у нас в последнее время увеличилось число ребят из сельской местности.

Кадетский марш

…Высокий конкурс в кадетский корпус не случаен. Ведь здесь мальчишки не только могут получить качественные знания и хорошее воспитание, но и найти применение своим творческим возможностям. Под одной крышей с кадетским корпусом находится центр дополнительного образования «Честь и Слава Красноярья». Здесь есть студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театр, кружки авиамоделирования и радиопеленгации, музей народного творчества «Родники» – всего более тридцати творческих объединений и студий. У старшеклассников есть возможность посещать элективные курсы в рамках предпрофильной и профильной подготовки по праву, психологии, экономике и экологии.

Гордость центра – вокальная группа «Кадет», неоднократный лауреат краевых и всероссийских фестивалей, ею руководит Сергей Бухтуев. Ребята здесь поют только патриотические песни, причем Сергей Семенович еще и композитор, а стихи пишет для него директор центра и по совместительству жена – Татьяна Александровна Бухтуева.

Некоторые песни стали знаменитыми далеко за пределами Красноярского края, к примеру, «Кадетский марш» и «Боевой генерал», посвященная памяти Александра Лебедя. Вообще к Александру Лебедю отношение здесь особенное, трепетное. Именно в Красноярском кадетском корпусе открыт музей Александра Лебедя, где хранятся личные вещи генерала. Каждый год в апреле проходит Неделя памяти Александра Ивановича. Во всех мальчишеских спальнях, которые по-военному тут называют казармами, на самом видном месте – портрет Лебедя. Причем, как выяснилось в разговоре с мальчишками, даже самые юные, как, к примеру, шестиклассник Максим Яковлев, мечтают стать военными, похожими доблестью на Александра Ивановича. Шестиклассник Паша Щербаков из 4-й роты родом из деревни Харюзовка, домой ездит только на каникулы, причем обязательно берет с собой парадную форму.

– Знаете, как бывшие одноклассники мне завидуют, – широко улыбаясь, говорит темнобровый, кареглазый, худенький паренек. Оказалось, что о кадетском корпусе первой узнала Пашина бабушка, которой так хочется, чтобы из внука вырос настоящий полковник! Да даже если и не пойдет Паша по военной стезе, главное – получит в кадетском корпусе блестящее образование и воспитание. Таких мальчишек, дисциплинированных, с силой воли и хорошими знаниями, ждут и в вузах, и на работе. Пока же Паша Щербаков в самом начале долгого пути. Он с радостью познает мир и уже сейчас в свои неполные 12 лет понимает – государство вкладывает в таких, как он, немалые деньги, и потому они просто обязаны хорошо учиться и быть настоящими гражданами своей страны.

Комментарий

Надежда КОРАВАНЕЦ, начальник отдела кадетских учебных заведений Агентства образования администрации Красноярского края:

– Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае начинает свою историю с 1998 года. Попечительство над системой осуществляет непосредственно губернатор края: у истоков ее создания стоял Александр Иванович Лебедь, развитие и совершенствование системы – предмет заботы Александра Геннадиевича Хлопонина.

Для кадетского и женского гимназического образования Красноярского края стал характерным системный и комплексный подход: открытие кадетских школ-интернатов для мальчиков и Мариинских женских гимназий для девочек. Кроме того, в систему входят два самостоятельно функционирующих учреждения дополнительного образования. Сегодня система кадетского образования края включает семь кадетских школ- интернатов, оптимально расположенных на территории края, две Мариинские женские гимназии, центр дополнительного образования «Честь и Слава Красноярья», а также краевую детско-юношескую спортивную школу «Кадеты Красноярья». В кадетских школах-интернатах обучаются 2210 мальчиков, в двух Мариинских женских гимназиях – Красноярской и Ачинской – 450 девочек, причем 70 процентов детей – из социально проблемных семей: дети-сироты, ребята, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Кстати, сегодня отмечается тенденция увеличения числа воспитанников из сельской местности. Уникальность кадетского и женского гимназического образования – в сочетании реализуемых идей и специфических особенностей. Одна из основных наших идей – раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек, культивирующее поло-ролевую дифференциацию в становлении мужчины и женщины, в основе которого раздельное обучение для мальчиков и девочек и создание для них единого воспитательного пространства и общей воспитывающей деятельности. Мы делаем акцент на приоритетности воспитания в кадетском и женском гимназическом образовании, которое опирается прежде всего на культурно-образовательную, ценностно-смысловую и социальную среду учреждений, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла. Мы возрождаем ценности и традиции российских кадетских корпусов и женских гимназий, соотнося их с современным социально-культурным и образовательным контекстом. У нас оптимально сочетается общее среднее образование и дополнительное образование. Спектр дополнительных образовательных услуг весьма широкий, примечательно, что среди них обязательными для всех воспитанников являются этическая и хореографическая подготовка, подготовка по основам менеджмента. Для мальчиков обязательны основы военной и физической подготовки, для девочек – культуры дома и рукоделия. Особенность кадетского и женского гимназического образования – постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое у мальчиков офицером-воспитателем, у девочек – классной дамой. Хочу также подчеркнуть, что цель кадетского образования – это не только подготовка будущих военных, наша задача шире – воспитать государственного человека, патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу своей Родины и края, инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией, труженика, готового к высокопрофессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, просвещенного, культурного и разумного, зрелого в своих суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию, благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте