search
main
0

Во глубине сибирских руд…. Из опыта работы по изучению культуры и этики декабристов

2014 год знаменуется рядом памятных дат: 100-летие начала Первой мировой войны, 90-летие освобождения северо-востока России от иностранных интервентов, 70-летие снятия блокады Ленинграда, 69-летие Великой Победы над фашизмом.

В нашей гимназии создана система работы по изучению названных событий. Дополнительно к урокам читаются лекции по истории Первой мировой войны, доклады о кавалерах боевых орденов – участниках Первой мировой и Гражданской войн, проводятся встречи с магаданцами – жителями блокадного Ленинграда, просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне. Итогом практической деятельности школьников стало участие в научных конференциях, диспутах, олимпиадах.    Большой интерес у ребят вызывает изучение исторических личностей, внесших большой вклад в развитие различных областей жизни нашей страны. Важное место в этой работе занимает изучение проблем общественного развития России в различные эпохи ее истории, в том числе изучение духовного наследия декабристов, 190-летие выступления которых будет отмечаться в следующем году. Приводим материалы урока, разработанного нами по теме «Деятельность декабристов в Сибири, ее духовно-нравственные истоки и последствия».Цели: раскрытие основных направлений деятельности декабристов в Сибири, показ влияния декабризма на развитие общественно-культурной жизни российского общества, привнесение в сознание школьников понимания того, что взгляды и деятельность декабристов сохранили актуальность при анализе проблем общественно-культурного развития Российского государства и в современный период.Оборудование: видеофильм «Русский бунт», «Русская Правда» П.И.Пестеля и «Конституция» Н.М.Муравьева (извлечения). Основные понятия: деятельность, декабристы, Сибирь, духовность, нравственность, истоки, последствия, наследие.Ход урокаУчитель: Один из основных принципов изучения школьного курса истории Отечества – принцип гуманизма, обеспечивающий духовно-нравственную позицию при оценке исторических явлений. Важное место этот принцип занимает при изучении проблем общественного развития России в различные эпохи ее истории, в том числе рассмотрении духовного наследия декабристов. Задание учащимся. Посмотрите фрагмент видеофильма «Русский бунт». Подумайте, изучение каких аспектов истории декабристов окажет помощь при рассмотрении темы нашего урока.Дискуссия учащихся.Изучение нового материала Учебная задача: на основе анализа деятельности декабристов в сибирской ссылке определить ее духовно-нравственные истоки и последствия.1. Жизнь и деятельность декабристов в Сибири.2. Сибирское наследие декабристов, актуальность его изучения в современный период.В результате суда над декабристами пятеро из них казнены, 121 человек отправлен в сибирскую ссылку (до начала ХХ века Сибирью в России называлась территория от Урала до берегов Тихого океана), многие сосланы в действующую армию на Кавказ. Знаменательно, что, расправившись с декабристами, правительство, признавая общественную значимость их взглядов, искало средства их изоляции. Для этого многие декабристы ссылались в самые отдаленные уголки сибирских просторов. К примеру, более 11 тыс. км по бездорожью сквозь пургу и морозы в кибитках везли в колымскую ссылку Н.С.Бобрищева-Пушкина, на побережье охотского моря – М.А.Назимова. Большая часть сосланных в Сибирь декабристов была определена  на тяжелые работы в рудниках. Александр Сергеевич Пушкин писал:Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Вопрос учащимся. Вспомните историю появления этого стихотворения А.С.Пушкина. Как вы понимаете оценку, данную декабристам великим русским поэтом? Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свой ответ.Ответы учащихся. Дискуссия.В Сибирь приехали образованные, деятельные молодые люди с передовыми взглядами. Вопрос учащимся. Предположите, как сложится их жизнь в изгнании.Ответы учащихся. Дискуссия.Жизнь и деятельность декабристов в Сибири была многогранной. После выхода на поселение они выбрали различные занятия. Главным направлением их деятельности, несмотря на категорический запрет правительства, было образование.Вопрос учащимся. Подумайте, почему правительство категорически запрещало декабристам заниматься преподаванием?Ответы учащихся. Дискуссия.Однако из-за отдаленности территории, отсутствия школ и педагогических кадров местные чиновники разрешали ссыльным заниматься просветительской деятельностью. Часто декабристы на собственные средства строили школьные здания, выписывали учебники, создавали библиотеки. Обучение велось на основе передовой в тот период Бель-Ланкастерской системы, что позволяло одновременно включать в учебный процесс  детей и взрослых. Заслуга декабристов – зарождение в Сибири в тот период женского образования. Учебные программы включали изучение общих (грамматика, арифметика, история, география, чистописание) и специальных (бондарное, слесарное дело) предметов. Наиболее активно работу вели И.И.Горбачевский, Д.И.Завалишин, М.И.Муравьев-Апостол, И.Д.Якушкин. Декабристы внесли большой вклад в дальнейшее культурное развитие сибирского края. Из среды учеников декабристов вышли учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, краевед М.Знаменский; учителя рукоделия ялуторской женской школы А.П.Сазонович и О.Н.Балакшина. Многие декабристы занимались сельским хозяйством, внедряя передовые методы земледелия и животноводства. К примеру, Завалишин  выводил породы молочных коров, выписывал семена и раздавал их крестьянам. К.П.Торсон оборудовал мастерскую для изготовления земледельческих орудий труда, создал молотильную машину. А.Н.Андреев  построил мукомольную мельницу. В.А.Бечасный – маслобойку. Культура ведения сельского хозяйства, привнесенная декабристами, передавалась на протяжении многих поколений. Интересно отметить, что внук  декабриста В.Л.Давыдова Юрий Львович Давыдов в 30-е годы ХХ века стал известным агрономом в северо-восточном регионе России. В Магадане он основал первый совхоз «Дукча». Благодаря его деятельности на Чукотке стали выращивать картофель, капусту, турнепс. В Читинской области до настоящего времени сохранилась память о Николае Бестужеве. Он изобрел новый способ кладки печи, которая позволяла жителям края экономно использовать дрова, сохраняя на более длительное время тепло в период долгой и морозной зимы. Эти печи до настоящего времени   называются «бестужевские печи». В научных исследованиях Сибири приняли участие братья Андрей и Петр Борисовы, С.Г.Волконский, Ф.Ф.Матюшкин, Ф.П.Шаховской и другие. Шаховской доказал, что «растения Севера не особой разновидности растительного мира, а видоизменения пород под действием температуры, состава почв и наличия вечной мерзлоты». На основе наблюдений А.И.Якубовича и М.Ф.Митькова  академик А.Ф.Миддендорф обосновал научный вывод о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала. Г.С.Батеньков составил проект Сибирской землеописательной экспедиции, с которого началась топографическая съемка северо-востока России. Обширный материал по этнографии народов Чукотки собрал участник экспедиции В.М.Головина  Ф.Ф.Матюшкин. Его научные исследования вошли в учебные пособия по истории родного края для школ Магаданской области.Задание учащимся. Назовите основные направления деятельности декабристов в сибирской ссылке. Ответы учащихся. О каких чертах характера декабристов свидетельствуют их жизнь и деятельность в ссылке? Ответы учащихся. Дискуссия. Вывод по вопросу. Изучение жизни и деятельности декабристов в ссылке свидетельствует о том, что большинство из них, имея военное образование, оказавшись в невероятно трудных жизненных условиях, показали природную одаренность, многостороннюю образованность, стремление и умение использовать свой опыт и приобретать новые знания, необходимые для жизни в новых условиях. ОбобщениеВ чем заключается наследие декабристов? Ответы учащихся. Дискуссия. Расскажите об основных направлениях деятельности декабристов на территории нашего края и ее значении в развитии северо-восточного региона России.Ответы учащихся. Дискуссия. Подумайте, в чем заключается актуальность изучения наследия декабристов в наши дни. Ответы учащихся. Дискуссия. Рефлексия1. Что нового вы узнали на занятии о жизни и деятельности декабристов?2. Что удивило вас в содержании материала урока?3. Что пригодится вам из изученного на уроке при рассмотрении стратегии развития Сибири и Дальнего Востока нашей страны в современный период?Вывод. Активная деятельность декабристов в области науки, культуры, просвещения, сельского хозяйства и в других областях жизни края оказала положительное влияние на развитие региона. Задания для обобщения1. Общеизвестно, что династии декабристов проявили себя во многих сферах жизни России и других государств, внося вклад в науку и образование, культуру, военную историю, общественную жизнь стран мира. Используя знания, полученные на уроках, при изучении научной и справочной литературы, фондов музеев, содержания радио- и телепередач, интернет-сайтов, расскажите об участии декабристов и их потомков в истории России и истории стран мира. 2. Подумайте, какие идеи и направления деятельности декабристов будут полезными для современного общества, если оно хочет жить в гражданском мире и национальном согласии.Библиография 1. История родного края: учебное пособие: 9 кл. / науч. ред. А.И.Широков. Магадан, 2011.2. Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982. 3. Павлюченко Э. Декабристы рассказывают. – М., 1975.4. Пасецкий В. О чем шептались полярные маки. – М., 1965.5. Сухов Ф. Внук декабриста – первый агроном Колымы и Чукотки. – Магадан, 1983.6. Титов Э.Э. Колымская ссылка декабристов // Краеведческие записки. Вып. 13. – Магадан, 1984.​Наталия КАРПОВА, учитель истории и обществознания, учитель года Магаданской области-2013,Виктор ВЛАСОВ, ученик 11-го «Б» класса, гимназия №13 города Магадана

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте