search
main
0

Во главе угла – педагогические компетенции

Юрий ФРОЛОВ, проректор по заочному и дополнительному профессиональному образованию, заведующий кафедрой прикладной экономики и управления, доктор экономических наук, профессор:

– Почему мы говорим, что нужно повышать педагогические компетенции наших выпускников? Прежде всего мы ориентируемся на педагогическую науку, и важнейший вывод заключается в том, что профессионализм педагога – это всего лишь один из компонентов компетенций, потому что помимо характерных для профессионалов способностей выполнять профессиональные задачи сюда нужно включать когнитивные способности выпускника, определенные личностные характеристики, затем навыки взаимодействия в социальных группах, что очень важно для выпускника педагогического вуза, а также и собственно способности, практические навыки по выполнению профессиональной деятельности.

По нашему мнению, педагогические компетенции имеют три измерения, причем важно отметить, что эти три измерения равнозначны по своему значению и взаимозависимы. Действительно, как представить компетентного педагога, который владеет только теоретической базой, но при этом не владеет технологиями передачи знаний или не может адекватно и успешно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, родителями, администрацией, коллегами? Поэтому компетентность и компетенции воспринимаются как целостный результат образовательного процесса.

Важно также и разделить понятия компетенции и компетентности в контексте проектирования нормы качества образовательного стандарта. По нашему мнению, компетентность адекватна или тождественна квалификационным требованиям, и в проекте нового поколения государственных профессиональных образовательных стандартов РФ выделен раздел по квалификационным профессиональным стандартам. Поэтому компетентность, по сути, – требования к специалисту, к которым мы привыкли. То есть это способность человека решать профессиональные задачи. Что касается компетенций, то они должны описывать то, как и чего должен добиваться специалист в своей деятельности.

В рамках инновационных работ, которые ведутся в нашем университете, мы провели исследования. В частности, был проведен опрос молодых специалистов – выпускников МГПУ, опрос слушателей, которые проходят в нашем университете повышение квалификации. Когда я говорю о знании предмета как о характеристике, недостаточной для успешной профессиональной деятельности, то из опроса как раз видно: знания всего лишь элемент успешности педагогической деятельности. На самом деле важны другие развивающие специфические характеристики специалиста. Например, межличностное понимание педагога описывается через несколько поведенческих индикаторов, в основе которых лежит сопереживание педагога, его способность получать наслаждение от общения с другими. Мы понимаем, что суть педагогической профессии заключается в полной симпатии к другим людям, поэтому опросы показывают, насколько новые критерии и подходы к оценке качества должны быть адекватны требованиям работодателя, а наш работодатель – образовательное учреждение, которое как раз ждет успешного педагога, обладающего не только теоретическим запасом знаний, но и определенными личностными качествами.

По нашему мнению, в государственном образовательном стандарте необходимо выделять три блока компетенций: общий, который не зависит от профессиональной деятельности, общепедагогический базовый и предметно-ориентированный, который как раз определяет специфику будущей профессиональной деятельности.

Сегодня часто можно слышать, что по новой концепции образовательных стандартов вузам предоставлена определенная свобода в формировании перечня в блоках дисциплин, что достаточно, когда группа экспертов или преподавателей правильно, как им кажется, определяет перечень этих дисциплин, что будет обеспечено высокое качество подготовки специалиста. По моему убеждению, это далеко не так, мне кажется, тут надо отталкиваться от видов деятельности, от формулирования компетенций, а потом уже формулировать перечень дисциплин, зависящий от тех компетенций, которые востребованы работодателем.

Компонент, который я считаю важным в плане модернизации наших учебных программ, – это результат образования. Важно понимать, что кредитная единица – это не просто механический результат деления учебной нагрузки из учебного плана на определенный переводной коэффициент, кредитная единица прежде всего должна быть состыкована с конкретными результатами образования и привязана к ним.

Мы занимаемся трудоустройством выпускников на основе прогнозов, оценивая потенциальную потребность, исходя из того, что идеальная ситуация для образования – работа учителя на одну ставку. Только в этом случае можно говорить о высоком качестве образовательного процесса в школе. Поэтому, исходя из этого подхода, была оценена потенциальная потребность по некоторым педагогическим специальностям. Наряду с ростом потребности в учителях начальных классов, обусловленной определенным демографическим подъемом, по другим специальностям идет спад в связи с тем, что педагогические вузы городского подчинения наращивают выпуск специалистов.

Другой методический подход основывается на том, что мы оцениваем количество учеников, приходящихся на одного учителя, при котором уровень вакансий, заявленных образовательным учреждением, приближается к нулю. Это число примерно равно двенадцати. Исходя из этого подхода в первую очередь надо оценить прогнозируемое количество учащихся и выпускников школ. По нашим оценкам, потребность в учителях в Москве год от года будет возрастать, среди специальностей будут лидировать учителя начальных классов, затем учителя русского языка, английского языка и математики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте