«Мишка, пожалуйста, возьми меня с собой! Мишка, миленький, я уже почти взрослая, мне исполнилось пять лет, всего на годик тебя младше, и велосипед у меня есть! Возьми меня, Мишка, с собой в Кремль! Вместе попросим дядю Сталина, чтобы побыстрее наши побили этих фашистов, и быстрее война кончилась, и наши победили!»
На Киевском шоссе у совхоза «Московский» милиция настигла Мишку Потемкина и его спутницу (на страницах истории, к сожалению, не осталось ее имени), направлявшихся на трехколесных велосипедах из Внукова в Кремль с просьбой ускорить победу советского народа в войне: шел 1945 год.В годы войны наземным гражданским транспортом попасть во Внуково было практически невозможно. Можно было лишь на железнодорожном товарняке, который шел с Киевского вокзала и чуть снижал скорость на станции Внуково. При этом надо было успеть спрыгнуть с него на ходу, на это решались только самые отважные, потому как добираться до дома дальше нужно было пешком через лес по бездорожью около семи километров. В лесу тогда, кроме зверей, обитали еще и так называемые лихие люди – дезертиры, возможные шпионы и сбитые немецкие парашютисты. Для маленьких жителей Внукова это было непростое время.На учебу в Изваринскую семилетку дети ходили пешком, все тем же лесом, преодолевая огромное для них расстояние в любое время года. Классы были переполнены, более сорока учеников набивалось в небольшую комнатку. Было тесно и жарко. На переменках играли и обменивались холостыми патронами, копили их, а затем отдавали взрослым для переплавки на завод «Серп и Молот». Играли в народную лапту и «разбивалку», ходили зимой на лыжах от дома до школы и обратно. Но особенную радость испытывала внуковская детвора от езды на гоночной трофейной немецкой машине. С большим нетерпением ждали они прилета с фронта с очередного военного задания Григория Алексеевича Тарана, который и катал их всей гурьбой по Внукову. Счастье и радость были нескончаемы – военное детство!Григорий Алексеевич Таран был одним из самых прославленных летчиков 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии, которая входила в Московскую авиагруппу особого назначения, созданную на базе аэропорта «Внуково» еще в самом начале Великой Отечественной войны. Вылеты на линию фронта и в тыл противника, переброска военнослужащих на фронт, перевозка тысяч тонн грузов, в том числе и для блокадного Ленинграда, были обычными, рядовыми буднями авиаторов Внукова.Летчики эскадрильи, которой командовал Григорий Алексеевич, выполняли полеты в сложной гористой местности и в непростых погодных условиях. В 1943 году, совершив более ста вылетов в Крым, доставили тонны продовольствия и вывезли сотни раненых партизан и детей. В июле 1944 года десять экипажей эскадрильи были направлены в Италию (Бари) для снабжения партизан Албании, Греции и Югославии оружием, медикаментами. Оттуда вывозили раненых и выполняли особые задания. С особым поручением Григорий Алексеевич был командирован в Великобританию для испытания нового транспортного самолета «Альбимал-1», после чего благополучно перегнал его в СССР. Вскоре Григорий Алексеевич был назначен командиром полка, совершил 225 вылетов, в том числе и с посадкой в тылу противника.Звание Героя Советского Союза Григорию Алексеевичу было присвоено 5 ноября 1944 года. В мае сорок пятого Григорий Таран доставил в Сан-Франциско группу советских дипломатов, которые приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. В это же время именно во Внукове приземлился самолет с актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Здесь же в мае 1945 года встречали военный самолет из Берлина со знаменем Победы на борту – тем самым, которое развевалось над Рейхстагом.В 1946 году, после демобилизации, Григорий Алексеевич Таран стал работать заместителем командира отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений. Он жил и работал в поселке, но в 1948 году трагически погиб при испытании нового самолета.Каждый год в октябре в актовом зале школы проходит торжественное посвящение первоклассников в юные тарановцы. Эта традиция сохраняется в нашей школе многие годы. Ученики первых классов приносят клятву юного тарановца, в которой обещают «любить свою школу, изучать ее историю, сохранять школьные традиции и законы, стремиться стать достойным гражданином России». На праздниках традиционно присутствуют представители Совета ветеранов поселка Внуково. Ученики готовят литературно-музыкальные выступления, а в завершение праздника звучит гимн школы в исполнении юных тарановцев.В 1962 году около школы, на средства от собранного школьниками металлолома, был открыт памятник Григорию Алексеевичу Тарану, копия которого находится на Новодевичьем кладбище. В честь 30-летия Великой Победы возле школы была посажена именная березовая аллея, в память о ветеранах 10-й гвардейской авиационной дивизии.В нашей школе есть музей, экспозиция которого посвящена 10-й гвардейской дивизии, в витринах хранятся личные вещи Г.А.Тарана. Многие выпускники школы посвятили себя службе в гражданской авиации. Сын Григория Алексеевича Тарана Виктор стал летчиком, заслуженный штурман СССР А.Г.Дубовицкий окончил нашу школу, и еще более 70 летчиков – командиров кораблей, летчиков-испытателей и штурманов – выпускники тоже нашей школы.Идут годы, меняется время, на внуковской земле строятся новые микрорайоны и спортивные площадки, не стоит на месте и технический прогресс. На смену героическому прошлому приходит новое поколение. В 2013 году в первый класс поступила правнучка сослуживца Григория Алексеевича, начальника штаба 2-й эскадрильи Л.М.Клиндуха Алина Клиндух. Пятиклассница Ирина Таран, праправнучка Григория Алексеевича, каждый день ходит в школу имени своего прославленного прапрадедушки.Школа наша – имени героя! Дети наши – внуки героев! И у каждого из них на всякий случай найдется свой трехколесный велосипед…Елена ВАСИЛЬЕВА, директор школы №41 имени Григория Алексеевича Тарана
Комментарии