Один из приоритетов российского образования – создание условий для повышения качества образования, его личностная ориентация, формирование соответствующей образовательной среды как фактора развития личности.
Воспитание и образование будущего педагога зависят от среды, в которой протекает его развитие, она в большой мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Необходимость воспитания педагога инклюзивного образования – мировая тенденция, связанная с распространением идей инклюзивного образования. В педагогическом колледже №10 создают условия для устранения противоречия между необходимостью обеспечить каждому ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), реальную возможность осуществления конституционного права на полноценное дошкольное и последующее образование и отсутствием специалистов, владеющих современными компетенциями инклюзивного образования, осуществляемого в различных организационных формах. Деятельность преподавателей заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков для работы в инклюзивном образовательном пространстве, сколько в овладении компетенций использования современных технологий по организации соответствующей образовательной среды, в которой ребенок с ОВЗ будет воспитываться, обучаться, опираясь на личностный потенциал, свои возможности и способности. Проведенные в педагогическом колледже педагогические советы по разработке административных и методических рекомендаций в работе преподавателей способствовали расширению профессиональных компетенций будущих специалистов в области дошкольного воспитания, способных успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта, решать задачи профессиональной деятельности в инклюзивном образовательном пространстве. Для формирования инклюзивных компетенций потребовались корректировка цели, расширение базы практик, изменение содержания (внесение дополнений в рабочие программы), разработка программы воспитания педагога инклюзивного образования, ориентировка деятельности на содержание образования, формы организации образовательного процесса, способы организации деятельности обучающихся (групповая, самообразовательная, проектная, исследовательская, производственная, рефлексивно-самооценочная). Все это возможно реализовать лишь непосредственно в образовательном учреждении путем новой организации образовательного процесса и создания единой образовательной среды при совокупности условий и влияния окружающих на обучающегося, обеспечивающих его профессиональное становление и конкурентоспособность; при наличии социальной общности, которая рассматривается как усиление воспитательного воздействия микросреды на личность с акцентом на активный характер деятельности всех субъектов взаимодействия, которые используют все ее возможности для саморазвития.Единая образовательная среда состоит из пространственно-содержательного, информационно-коммуникативного, практико-ориентированного компонентов. Структурно-содержательная особенность создания единой образовательной среды должна иметь соединение теоретической и практической части (лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, комбинированные занятия, учебные занятия на базе образовательных учреждений) с акцентом на становление компетенций; должны быть созданы условия для самостоятельной работы (в библиотеках, компьютерных классах), для выполнения проектов, исследовательской работы, ведения портфолио; должна быть создана система консультаций (преподаватели колледжа, воспитатели дошкольных учреждений, учителя общеобразовательных учреждений, ресурсных центров, центров образования).Таким образом, для создания или обновления единой образовательной среды необходимы: реализация новых образовательных стандартов (ФГТ, ФГОС НОО, ФГОС СПО, ФГОС ВПО); ведение научно-экспериментальной деятельности в области инклюзивного образования в колледже; достижение главной цели новых образовательных стандартов – повышение качества подготовки педагога, связанное с образовательной политикой Москвы, – реализацией права каждого ребенка (будь он с сохранным здоровьем или имеющим ограниченные возможности здоровья) на качественное доступное дошкольное и младшее школьное образование; использование современных педагогических технологий, основанных на системно-деятельностном подходе. Людмила МИХАЛЕВА, директор педагогического колледжа №10
Комментарии