Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Внимание – этнопсихологии

УГ - Москва, №12 от 22 марта 2011. Читать номер
Автор:

​Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Миры культур и культура мира» состоялась в МГППУ.

Первая конференция состоялась в 2007 году, в ней приняли участие более 200 специалистов из различных регионов РФ, ближнего (Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Киргизия, Латвия) и дальнего (Израиль, Финляндия) зарубежья. Основным выводом, сделанным ее участниками, было положение о том, что перспективы практической этнопсихологии связаны с применением психологического подхода к решению проблем, связанных с этничностью, в различных областях народного хозяйства, и в первую очередь в сфере образования. Однако возможности этнопсихологии, отметили участники конференции, пока еще не полностью ясны для многих государственных и негосударственных структур и в связи с этим недооценены.  Вторая конференция состоялась через год – в 2008 году. В ней приняли участие около 200 человек из различных регионов РФ и ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Молдова, Эстония, Армения), она была поддержана РГНФ. В итоговых документах конференции были поставлены акценты не только на содержательно-технологической, но и на организационной составляющей практической этнопсихологии. Ее участники попробовали совместно найти варианты позиционирования практических межкультурных психологов в современном социокультурном пространстве.  На нынешней третьей конференции было решено обратить большее внимание на создание атмосферы взаимодействия, на обмен опытом участников, а также на разработку тематических практико-ориентированных проектов. Надо сказать сразу, что и в этой конференции приняли участие многие известные психологи из Москвы, различных регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Конференцию весьма своеобразно открыл профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олег Хухлаев. Олег Евгеньевич использовал для этого некий инструмент – чашу, возвестившую своим звоном о том, что дан старт. Первым на пленарном заседании был доклад доцента МГППУ Игоря Кузнецова «Что социология может предложить практической этнопсихологии», в котором тот отметил важность социологических исследований, позволяющих потом грамотно строить работу психологов.После небольшого перерыва была открыта первая постер-сессия «Практическая этнопсихология: дети, юношество, педагоги и студенты», в рамках которой был представлен 21 доклад на обозначенную тему. Во второй половине дня начали работать дискуссионные площадки «Прикладные этнопсихологические исследования», «Проблемы формирования межкультурной компетентности», «Этнокультурные методы в психологической помощи», а завершился первый день проведением мастер-классов «Психотехнологии выстраивания конструктивных кросс-культурных коммуникаций в системе образования», «Психодрама и этнокультурные техники: Ловцы грез». Наибольший интерес вызвал мастер-класс «Этнический танец как способ самовыражения», который дал Игорь Ильюкевич, психолог из Минского учебного центра «Минскэнерго». На следующий день снова работали дискуссионные площадки, на этот раз ее темами стали: «Поликультурное образование и культура мира в образовательной среде», «Билингвальное образование и обучение мигрантов», «Прикладные этнопсихологические исследования». В холле можно было познакомиться со второй постер-сессией «Прикладные аспекты этнопсихологии: толерантность и идентичность, миграция и национальный характер», включившей 24 доклада на заявленную тему. После обеда к работе приступили проектные группы, их сферой интереса были такие темы, как «Использование ресурсов социальных сетей для регулирования межнациональных отношений», «Интеграция мигрантов в социокультурное пространство многонационального города», «Образовательные проекты развития культуры мира в условиях вуза», «Что этнопсихология может предложить бизнес-сообществу?». Разнообразными были и мастер-классы, вызвавшие большой интерес участников конференции, – «Взаимосвязь мотивов учения школьников с существующими в семье ценностями», «Стратегии взаимодействия психолога с педагогом в полиэтнической образовательной среде», «Социально-психологический подход к разработке способов снижения предубежденности (этноцентризма)». Завершая конференцию, специалисты отметили, что в настоящее время необходимость решения практических вопросов, связанных с этничностью, отчетливо видна специалистам различных направлений. Большую помощь в такой работе оказывают этносоциология, этнография, антропология, история и другие научные дисциплины, однако не вызывает сомнений, что любая работа с людьми должна строиться с учетом психологических знаний, а для повышения ее эффективности можно и нужно использовать психологические технологии. Конференция выполнила две поставленные задачи: провела смотр того, что и каким образом решают специалисты в области этничности с помощью психологических технологий, провела поиск возможных путей развития этого прикладного направления, обсудила перспективы взаимовыгодного сотрудничества между этнопсихологами и теми, кто заинтересован в решении многих проблем, рассмотрела возможную роль практической этнопсихологии в разрешении актуальных вопросов, стоящих перед нашей страной в целом и отдельными отраслями народного хозяйства. Документы и материалы, подготовленные к конференции и по итогам ее работы, несомненно, будут модным подспорьем в работе этнопсихологов.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту