search
main
0

Внесите ясность! Прогнозам финансистов не хватает четкости и обоснованности

Сегодня полным ходом идет работа по определению основных направлений бюджетной политики России на 2009-2011 годы, рассматриваются сценарии и прогнозы социально-экономического развития страны. В связи с этим вопросы финансирования образовательных учреждений, которым профсоюз всегда уделял пристальное внимание, вышли на первый план. К обсуждаемым в рамках РТК материалам были подготовлены аргументированные предложения и замечания, которые направлены для дальнейшей доработки документов либо от Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, либо от ФНПР. В частности, замечания Совета ассоциации включены в текст предложений от ФНПР к материалам «Об основных направлениях бюджетной политики на 2009-2011 годы», подготовленным Минфином России. Мы приводим их в сокращении.

К разделу «О приоритетах расходования бюджетных средств и динамике бюджетных расходов»

Требует более обстоятельного обоснования величина проектируемой инфляции на 2009-2011 годы (соответственно, по годам – 6,0-7,5%; 5,0-7,0%; 6,0-6,8%).

Для реализации инновационного сценария развития страны необходимо повысить объем и качество расходов на здравоохранение, образование и науку. Такая задача ставится. Но, по мнению профсоюзов, предусмотренные объемы финансирования образования, здравоохранения, культуры явно недостаточны. Суммарный объем бюджетных ресурсов, направляемых на цели здравоохранения и образования в среднем за 2008-2011 годы, оценивается авторами на уровне 7,7% ВВП. При том, что полное обеспечение предусмотренных проектом Стратегии-2020 преобразований требует, как минимум, увеличения к 2011 году расходов на образование до 5,5-5,8% ВВП (за счет бюджетных ассигнований), а за счет всех источников – до 7% ВВП, в здравоохранении – соответственно до 5,2-5,5% ВВП.

В Основных направлениях приведены цифры о структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Однако нет информации об уровне социальных расходов консолидированного бюджета в динамике за период, предшествующий прогнозируемому (с 2000 года до 2008 года) и в процентах к ВВП. Без этого трудно судить о том, насколько бюджетная политика действительно нацелена на модернизацию социальной сферы, повышение качества и уровня жизни граждан.

Несмотря на приведенные цифры, отражающие темпы роста расходов консолидированного бюджета на образование, здравоохранение и культуру в номинальном и реальном выражении, обращает на себя внимание и требует дополнительного обоснования предусматриваемое снижение доли расходов на указанные виды деятельности в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом (соответственно, на здравоохранение и спорт – 9,6% против 9,9%, на образование – 12,1% против 13,8%, на культуру, кинематографию и СМИ – 2,0% против 2,6%).

Аналогичные вопросы возникают при анализе расходов федерального бюджета. Так, снижение доли расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом предусмотрено в сфере образования (4,2% против 4,8%), а также в культуре, кинематографии и СМИ (0,8% против 1,3%). В здравоохранении предусмотрен рост в 2011 году по сравнению с 2008 годом, однако в 2011 году предусмотрено снижение доли расходов по сравнению с 2010 годом (4,0% против 4,2%).

Требует дополнительного обоснования также отсутствие роста расходов на здравоохранение и спорт относительно ВВП по годам рассматриваемого периода (ежегодная доля – 0,7% к ВВП), а в сфере образования и культуры предусмотрено снижение этого показателя в 2011 году по сравнению с 2009 и 2010 годами (соответственно – 0,7% против 0,8% и 0,1% против 0,2%).

Считаем также необходимым конкретизировать механизмы финансирования реализации основных направлений приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования в субъектах РФ (например, передача полномочий субъектам РФ и муниципальным образованиям, выделение соответствующих трансфертов субъектам РФ, внебюджетным фондам).

К разделу «МРОТ и заработная плата работников организаций бюджетной сферы»

С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда составит 4330 рублей, что будет соответствовать прожиточному минимуму трудоспособного человека в IV квартале 2007 года.

В условиях дефицита бюджетных средств в подавляющем большинстве субъектов РФ необходимо зарезервировать достаточные средства в федеральном бюджете в целях оказания финансовой помощи регионам для обеспечения повышения минимального размера оплаты труда до указанной величины.

В 2008 году согласно сценарным условиям развития страны прожиточный минимум составит 4902 рубля, в 2009 году – 5412 рублей. Таким образом, и в 2009 году сохранится отставание минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума.

Считаем необходимым предусмотреть темпы роста МРОТ по годам рассматриваемого периода с отражением соотношения его величины с прожиточным минимумом трудоспособного населения.

В представленных материалах неясна направленность государственной бюджетной политики в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы, поскольку не определены темпы роста среднего уровня заработной платы указанной категории работников, перспективы и этапность сближения уровней оплаты труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики; не указаны меры по реализации нормы Трудового кодекса РФ (ст.134) в части обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

Переход федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда требует соответствующего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета, в том числе для обеспечения соответствующего уровня дифференциации в оплате труда после вступления в силу с 1января 2009 года решения об увеличении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.

Важность решения данной задачи определена Президентом РФ Д.А.Медведевым в Бюджетном Послании Федеральному Собранию РФ на 2009-2011 годы, где заявлено, что «…объем средств на увеличение фондов оплаты труда должен быть достаточным, в том числе для обеспечения соответствующего уровня дифференциации в оплате труда при вступлении в силу с 1 января 2009 года решения об увеличении МРОТ до 4330 рублей».

Кроме того, остается открытым вопрос, каковы ожидаемые результаты введения новых систем оплаты труда с точки зрения реального увеличения заработной платы работников федеральных учреждений.

К разделу «Об адресности социальной политики»

Согласно решению, принятому на заседании Правительства Российской Федерации 6 мая 2008 года, Минрегиону России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минздравсоцразвития России, Минпромэнерго России, ФСТ России поручено обеспечить подготовку комплекса мер по социальной поддержке незащищенных слоев населения с учетом предполагаемого повышения уровня цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и внести его до 1 августа 2008 года в Правительство РФ.

В сценарных условиях развития страны упоминается, что правительством прорабатываются вопросы создания системы субсидирования малоимущих граждан в рамках разработки бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.

В качестве одной из мер предлагается замена перекрестного субсидирования прямым адресным субсидированием целевых групп населения. Профсоюзы готовы с этим согласиться. Но при этом нужны серьезные расчеты необходимых бюджетных средств на выплату этих субсидий, чтобы не получилось, как при реализации закона о монетизации льгот.

В рассматриваемом документе не указано, будет ли разработан комплекс мер по социальной поддержке незащищенных слоев населения до принятия бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.

К разделу «Межбюджетные отношения»

Дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов РФ не уменьшается.

Учитывая, что основные расходы социального характера осуществляются из региональных и местных бюджетов, с целью более точного определения направленности бюджетной политики в России на обсуждаемый период требуется более полное отражение перспективы формирования и расходования консолидированного бюджета Российской Федерации, в частности, отражение мер по обеспечению соответствующих гарантий по оплате труда работников государственных (в субъектах РФ), муниципальных учреждений через совершенствование межбюджетных отношений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте