search
main
0

Внеклассное мероприятие «Математическая мозаика».

Цели: расширить общий и математический кругозор учащихся; продолжить формирование практических умений и навыков решения текстовых задач на интересных и нестандартных примерах, повышая эффективность и интенсификацию обучения за счет применения ранее освоенных способов и методов решения в нестандартных ситуациях; формировать у учащихся умения и навыки работы в команде и на команду; развитие вербальных коммуникативных навыков, смекалки.

Оборудование:

Ноутбук, проекционная система, мультимедийный комплекс, принтер, электронный синтезатор

Yamaha

, костюмы и реквизит.

Ход мероприятия

1. Организационный этап. Вступительное слово учителя о том, как происходит соревнование, что должны сделать команды, как подсчитываются очки, кто сидит в жюри, как будут подводиться итоги и награждение. Мультимедийная поддержка представлена в течение всего мероприятия презентацией, проецируемой на экран.

Ведущий приглашает 3 команды по 5 человек. Команды садятся за столы. Музыкальное сопровождение – живая музыка, исполняемая  учеником на синтезаторе «YAMAHA» (в течение всего мероприятия).

2. Приветствие команд. Команды по очереди встают и выступают с приветствием.

1 команда «ИНТЕГРАЛ»:

Мы – соль земли, мы – украшенье мира,

Мы – полубоги – это постулат.

Пускай в честь нас бряцает громче лира,

Фанфары медные пускай гремят.

2 команда «ЛОГАРИФМ»:

Мы дали миру «Интеграл» и синус,

Мы научились множить и делить,

Мы знаем, где поставить «плюс» и «минус»,

Какие числа в степень возводить.

3 команда «АКСИОМА»: (хором) (слайд 6)

От наших дней до мира сотворенья

Успехи математики видны:

Мы создали таблицу умноженья,

Бином и пифагоровы штаны.

3.  Задачи-сценки.

1 команда «Интеграл». Задача-сценка «Испанский клад».

Действующие лица: Дон Диего, Мария, ведущий.

Мария: Ах, Дон Диего! Как чудесно, что вы нашли пещеру с кладом!

Дон Диего:  К кладу сложно добраться. В пещеру ведёт два входа, и один из них приводит в пропасть, а другой – к кладу.

Мария: Дон Диего, как же узнать нужный путь?

Дон Диего: Ты же знаешь, Мария, как я хитёр. Задав стражнику, охраняющему входы в пещеру нужный вопрос, я точно узнаю путь к кладу. Только надо учесть, что стражник через день на все вопросы отвечает правду, а через день – ложь.

Ведущий: Какой вопрос Дон Диего должен задать стражнику?

4. 2 команда «Логарифм». Задача-сценка «Греческие алхимики»

Действующие лица: Поликрат, Теодор, ведущий.

Поликрат (потирая руки): Какая удачная сделка, Теодор! Наш почти золотой слиток купил граф Калиостро (трясет мешком с деньгами).

Теодор: Отлично! Только как прибыль делить будем?

Поликрат: В каком отношения взяли твой и мой сплавы, так и поделим деньги!

Теодор: В моём сплаве золота и меди было 1:2.

Поликрат: А в моём – 2:3. Сплавив, мы получили слиток, содержащий золото и медь в отношении 17:27. Только я не помню, в какой пропорции мы взяли твой и мой слитки.

Теодор (считая): Никак не получается пропорция. Как же мы будем деньги делить? (уходят, продолжая считать).

Ведущий: Как разделить деньги греческим алхимикам?

5. 3 команда «Аксиома». Задача-сценка «Во время шторма».

Действующие лица: Капитан, Купец русский, Купец американский, боцман, ведущий.

Боцман: Капитан, шторм не утихает. Ветер крепчает. Судно опасно накренилось.

Капитан: Позвать купцов! Надо выбросить за борт половину из 30 тюков!

Купцы, перебивая друг друга. Русский: Капитан, нельзя выбрасывать мой груз, он очень ценный!

Американец (с акцентом): Позвольте, а мой? А мой? Никак нельзя! Мой груз очень бесценный!

Капитан: Сделаем так: матросы расставят 30 тюков по кругу, а мы будем ходить по кругу и выбрасывать каждый 9 тюк, пока не выбросим половину тюков.

Американец: Хорошо капитан, я согласный!

Русский: Слово капитана – закон на судне.

Капитан и американец уходят. Матросы расставляют тюки. Русский купец подходит к ним и даёт им деньги, говорит:

Русский: Братцы, поставьте мои тюки … (шепотом).

Капитан и американец возвращаются.

Американец: Меня обманули! Почему выбросили весь мой груз? Я разорён!

Капитан: Как же были расставлены тюки?

6. 1 команда «Интеграл». Задача-сценка «Самурай».

Действующие лица: ведущий, красавица Акими, самурай Акира.

Ведущий: По легенде, на острове Окинава жил трёхглавый и треххвостый дракон, похищавший девушек. Девушки обратились с просьбой о защите к непобедимому самураю.

Красавица Акими: Отважный самурай Акира, умоляем тебя защитить нас от дракона.

Самурай Акира: Я готов сразиться с драконом, но чтобы победить его, нужен меч-катана.

Красавица: Девушки острова Окинава дарят тебе меч (передаёт меч с поклоном). Только помни: одним ударом ты можешь срубить дракону либо 1 голову, либо 2 головы, либо 1 хвост, либо 2 хвоста. При этом: срубишь голову – новая вырастет, срубишь хвост – два новых вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет. Срубишь две головы – ничего не вырастет.

Самурай (с поклоном): Принимаю меч-катану и сражусь с драконом, только подсчитаю, сколько нужно сделать ударов мечом, чтобы отрубить дракону все головы и все хвосты.

Ведущий: Как самураю нужно рубить головы и хвосты дракону?

7.  2 команда «Логарифм». Задача-сценка «Спор в посёлке Ромашкино».

Действующие лица: ведущий, Орлов, Соколов.

Ведущий: В посёлке Ромашкино много жителей, но особенно много Орловых и Соколовых. Раз заспорили они кого больше – Орловых или Соколовых?

Орлов: Орловых больше! Ведь каждый Орлов знаком с 9 Соколовыми и 6 Орловыми.

Соколов: Что ты говоришь? Соколовых больше, это каждому ясно! Ведь каждый из нас, Соколовых, знаком с 10 Орловыми и 7 Соколовыми.

(Уходят, споря).

Ведущий: С какой фамилией жителей в Ромашкино больше?

8. 3 команда «Аксиома». Задача-сценка «О ходже Насреддине».

Действующие лица: чайханщик, ходжа, ведущий.

Чайханщик: Здравствуй, дорогой ходжа Насреддин! Проходи, отведай самого лучшего чая в Бухаре.

Насреддин: Спасибо, добрый чайханщик. Да, чай у тебя действительно отменный! Неделю я буду в вашем городе и каждый день к тебе заходить буду. А сколько я тебе должен?

Чайханщик: Всего одну золотую монету!

Насреддин: Но у меня нет золотых монет!

Чайханщик: Какой роскошный на тебе пояс – золотая цепь из 7 звеньев! Можем договориться: будешь отдавать мне по одному звену в день вместо монеты. Только жалко много раз пилить такую красивую вещь, распили ее лишь один раз.

Насреддин: Да, дорого ты просишь за свой чай! Но уж больно он хорош. Согласен на твои условия. Я распилю цепь только 1 раз, а уж расплатиться  с тобой я сумею.

Ведущий: Как надо распилить цепь?

9.  Решение жюри. Награждение победителей.

10. Рефлексия. Команды заканчивают предложения, высвеченные на экране «Мне было интересно…», «Мне понравилось…».

11. Подведение итогов мероприятия учителем: решение предложенных задач требует от обучающихся хороших теоретических знаний, умения применять их на практике, сообразительности.

Учитель: Большое всем спасибо!

Список использованной литературы

1. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М. МЦНМО. 2011. – 180 с.

2. Кукушкин Б.Н. Подготовка к олимпиадам. Математика. 7-11 классы. М. Айрис-Пресс. 2011. – 250 с.

3.   Лойд С. Математическая мозаика для детей и взрослых. М. РИПОЛ. 1955. – 260 с.

4. Московские математические регаты. М. МЦНМО. 2007. – 500 с.

5. Спивак А.В. Математический праздник. М. МЦНМО. 1995. – 80 с.

Ольга Воронина

, заслуженный учитель РФ, учитель математики ф

изико-технического лицея №1 города Саратова

В прикрепленном файле – презентация.

Фото из архива автора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте