Цели: расширить общий и математический кругозор учащихся; продолжить формирование практических умений и навыков решения текстовых задач на интересных и нестандартных примерах, повышая эффективность и интенсификацию обучения за счет применения ранее освоенных способов и методов решения в нестандартных ситуациях; формировать у учащихся умения и навыки работы в команде и на команду; развитие вербальных коммуникативных навыков, смекалки.
Оборудование:
Ноутбук, проекционная система, мультимедийный комплекс, принтер, электронный синтезатор
Yamaha
, костюмы и реквизит.
Ход мероприятия
1. Организационный этап. Вступительное слово учителя о том, как происходит соревнование, что должны сделать команды, как подсчитываются очки, кто сидит в жюри, как будут подводиться итоги и награждение. Мультимедийная поддержка представлена в течение всего мероприятия презентацией, проецируемой на экран.
Ведущий приглашает 3 команды по 5 человек. Команды садятся за столы. Музыкальное сопровождение – живая музыка, исполняемая учеником на синтезаторе «YAMAHA» (в течение всего мероприятия).
2. Приветствие команд. Команды по очереди встают и выступают с приветствием.
1 команда «ИНТЕГРАЛ»:
Мы – соль земли, мы – украшенье мира,
Мы – полубоги – это постулат.
Пускай в честь нас бряцает громче лира,
Фанфары медные пускай гремят.
2 команда «ЛОГАРИФМ»:
Мы дали миру «Интеграл» и синус,
Мы научились множить и делить,
Мы знаем, где поставить «плюс» и «минус»,
Какие числа в степень возводить.
3 команда «АКСИОМА»: (хором) (слайд 6)
От наших дней до мира сотворенья
Успехи математики видны:
Мы создали таблицу умноженья,
Бином и пифагоровы штаны.
3. Задачи-сценки.
1 команда «Интеграл». Задача-сценка «Испанский клад».
Действующие лица: Дон Диего, Мария, ведущий.
Мария: Ах, Дон Диего! Как чудесно, что вы нашли пещеру с кладом!
Дон Диего: К кладу сложно добраться. В пещеру ведёт два входа, и один из них приводит в пропасть, а другой – к кладу.
Мария: Дон Диего, как же узнать нужный путь?
Дон Диего: Ты же знаешь, Мария, как я хитёр. Задав стражнику, охраняющему входы в пещеру нужный вопрос, я точно узнаю путь к кладу. Только надо учесть, что стражник через день на все вопросы отвечает правду, а через день – ложь.
Ведущий: Какой вопрос Дон Диего должен задать стражнику?
4. 2 команда «Логарифм». Задача-сценка «Греческие алхимики»
Действующие лица: Поликрат, Теодор, ведущий.
Поликрат (потирая руки): Какая удачная сделка, Теодор! Наш почти золотой слиток купил граф Калиостро (трясет мешком с деньгами).
Теодор: Отлично! Только как прибыль делить будем?
Поликрат: В каком отношения взяли твой и мой сплавы, так и поделим деньги!
Теодор: В моём сплаве золота и меди было 1:2.
Поликрат: А в моём – 2:3. Сплавив, мы получили слиток, содержащий золото и медь в отношении 17:27. Только я не помню, в какой пропорции мы взяли твой и мой слитки.
Теодор (считая): Никак не получается пропорция. Как же мы будем деньги делить? (уходят, продолжая считать).
Ведущий: Как разделить деньги греческим алхимикам?
5. 3 команда «Аксиома». Задача-сценка «Во время шторма».
Действующие лица: Капитан, Купец русский, Купец американский, боцман, ведущий.
Боцман: Капитан, шторм не утихает. Ветер крепчает. Судно опасно накренилось.
Капитан: Позвать купцов! Надо выбросить за борт половину из 30 тюков!
Купцы, перебивая друг друга. Русский: Капитан, нельзя выбрасывать мой груз, он очень ценный!
Американец (с акцентом): Позвольте, а мой? А мой? Никак нельзя! Мой груз очень бесценный!
Капитан: Сделаем так: матросы расставят 30 тюков по кругу, а мы будем ходить по кругу и выбрасывать каждый 9 тюк, пока не выбросим половину тюков.
Американец: Хорошо капитан, я согласный!
Русский: Слово капитана – закон на судне.
Капитан и американец уходят. Матросы расставляют тюки. Русский купец подходит к ним и даёт им деньги, говорит:
Русский: Братцы, поставьте мои тюки … (шепотом).
Капитан и американец возвращаются.
Американец: Меня обманули! Почему выбросили весь мой груз? Я разорён!
Капитан: Как же были расставлены тюки?
6. 1 команда «Интеграл». Задача-сценка «Самурай».
Действующие лица: ведущий, красавица Акими, самурай Акира.
Ведущий: По легенде, на острове Окинава жил трёхглавый и треххвостый дракон, похищавший девушек. Девушки обратились с просьбой о защите к непобедимому самураю.
Красавица Акими: Отважный самурай Акира, умоляем тебя защитить нас от дракона.
Самурай Акира: Я готов сразиться с драконом, но чтобы победить его, нужен меч-катана.
Красавица: Девушки острова Окинава дарят тебе меч (передаёт меч с поклоном). Только помни: одним ударом ты можешь срубить дракону либо 1 голову, либо 2 головы, либо 1 хвост, либо 2 хвоста. При этом: срубишь голову – новая вырастет, срубишь хвост – два новых вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет. Срубишь две головы – ничего не вырастет.
Самурай (с поклоном): Принимаю меч-катану и сражусь с драконом, только подсчитаю, сколько нужно сделать ударов мечом, чтобы отрубить дракону все головы и все хвосты.
Ведущий: Как самураю нужно рубить головы и хвосты дракону?
7. 2 команда «Логарифм». Задача-сценка «Спор в посёлке Ромашкино».
Действующие лица: ведущий, Орлов, Соколов.
Ведущий: В посёлке Ромашкино много жителей, но особенно много Орловых и Соколовых. Раз заспорили они кого больше – Орловых или Соколовых?
Орлов: Орловых больше! Ведь каждый Орлов знаком с 9 Соколовыми и 6 Орловыми.
Соколов: Что ты говоришь? Соколовых больше, это каждому ясно! Ведь каждый из нас, Соколовых, знаком с 10 Орловыми и 7 Соколовыми.
(Уходят, споря).
Ведущий: С какой фамилией жителей в Ромашкино больше?
8. 3 команда «Аксиома». Задача-сценка «О ходже Насреддине».
Действующие лица: чайханщик, ходжа, ведущий.
Чайханщик: Здравствуй, дорогой ходжа Насреддин! Проходи, отведай самого лучшего чая в Бухаре.
Насреддин: Спасибо, добрый чайханщик. Да, чай у тебя действительно отменный! Неделю я буду в вашем городе и каждый день к тебе заходить буду. А сколько я тебе должен?
Чайханщик: Всего одну золотую монету!
Насреддин: Но у меня нет золотых монет!
Чайханщик: Какой роскошный на тебе пояс – золотая цепь из 7 звеньев! Можем договориться: будешь отдавать мне по одному звену в день вместо монеты. Только жалко много раз пилить такую красивую вещь, распили ее лишь один раз.
Насреддин: Да, дорого ты просишь за свой чай! Но уж больно он хорош. Согласен на твои условия. Я распилю цепь только 1 раз, а уж расплатиться с тобой я сумею.
Ведущий: Как надо распилить цепь?
9. Решение жюри. Награждение победителей.
10. Рефлексия. Команды заканчивают предложения, высвеченные на экране «Мне было интересно…», «Мне понравилось…».
11. Подведение итогов мероприятия учителем: решение предложенных задач требует от обучающихся хороших теоретических знаний, умения применять их на практике, сообразительности.
Учитель: Большое всем спасибо!
Список использованной литературы
1. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М. МЦНМО. 2011. – 180 с.
2. Кукушкин Б.Н. Подготовка к олимпиадам. Математика. 7-11 классы. М. Айрис-Пресс. 2011. – 250 с.
3. Лойд С. Математическая мозаика для детей и взрослых. М. РИПОЛ. 1955. – 260 с.
4. Московские математические регаты. М. МЦНМО. 2007. – 500 с.
5. Спивак А.В. Математический праздник. М. МЦНМО. 1995. – 80 с.
Ольга Воронина
, заслуженный учитель РФ, учитель математики ф
изико-технического лицея №1 города Саратова
В прикрепленном файле – презентация.
Фото из архива автора.
Комментарии