search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Вначале познайте, потом судите Понять систему Занкова можно с помощью курсовой подготовки

Cтатья “Без царя в голове” прежде всего вызвала у нас чувство недоумения и возмущения. Как можно было обвинять авторов учебников русского языка, не познав сущности системы развивающего обучения.
Сколько резкой, необъективной критики высказано в адрес В.В.Репкина и А.В.Поляковой. (К сведению автора: А.В.Полякова не кандидат, а доктор наук, и не психологических, а педагогических. Тема ее диссертации “Дидактические основы учебника для начальных классов в условии развивающего обучения”).
Любовь Парубченко пишет: “…Главная беда современной школы заключается… в том, что руководство ею захватили “специалисты широкого профиля”, а в последние 10 лет и психологических наук”. Выходит, школе мешает наука? Но всем известно, что наука в любой области нашей жизни всегда вела и ведет практику вперед по пути ее развития!
Но ради справедливости следует заметить, что подобные статьи “критического” содержания в адрес системы еще и раньше были опубликованы в педагогической печати. Так, статьи “Инновация развала” В.К.Совайленко (“Начальная школа”, N 4, 1998 г.), “Размышления о некоторых проблемах начального обучения математике” Ю.М.Колягина, академика РАО, заслуженного деятеля школы (“Начальная школа”,N 4, 1997 г.) и др.
Мы думаем, что авторы названных статей и других подобных им все же руководствовались искренним желанием, чтобы вновь созданные развивающие системы при реализации в практике школы “как бы не навредили ребенку”.
Авторы “критических” статей скорее всего являются приверженцами традиционной системы. Их можно понять: в течение всех лет жизни они учились в школе, вузах и работали по системе, которая не изменялась, а лишь совершенствовалась благодаря опыту учителей-новаторов и рекомендациям ученых, полученным при исследовании отдельных проблем педагогики. Традиционная школа имеет свои достоинства. Среди учеников немало победителей различных конкурсов, в том числе и международных. И не без базовых школьных знаний наша страна имеет высокий уровень науки в разных областях жизни. Но сегодня, в канун XXI века, перед школой поставлены задачи гуманизации образования и общего, личностного развития.
Дидактическая система Занкова на практике доказала свою способность успешного решения этих проблем. Бывший президент АПН СССР М.И.Кондаков однажды сказал, что особым достоинством Занкова является то, что он материализовал теорию в практике школы: были разработаны учебный план, программы по всем предметам, созданы учебники и рекомендации для учителя.
Занковская система в школе столкнулась с традиционной системой, построенной на иной теоретической основе. И учебник русского языка А.В.Поляковой Любовь Парубченко анализировала исходя из теоретических основ традиционной системы обучения.
Знать бы автору статьи сущность системы Л.В.Занкова в ее целом, тогда ему была бы понятна ценность ее принципов – было бы понятно, ради чего учебник русского языка строится с помощью переслаивания учебного материала; ради чего первоклассники выполняют задания самостоятельно.
Автору также важно было бы знать, что ни Занков и никто другой не рекомендовал отбор самых-самых умных детей при комплектовании классов. Ученый требовал от учителей “целенаправленно работать над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых” (Л.В.Занков, “Обучение и развитие”, избранные педагогические труды. “Дом педагогики”, 1999, с.232). И учителя – настоящие занковцы – неукоснительно это требование выполняют.
Возможно, автор статьи встретился на практике с фактом отбора детей. Но при чем тут система Занкова? Отбор детей разрушает ее цельность. В этом случае достижение положительных результатов в развитии и обучении учащихся будет сдерживаться.
Автор ставит вопросы: “Какими соображениями руководствовались наши органы образования, интенсивно вводя эту программу, где только можно? Из каких оснований они исходили?” Но программа и учебник русского языка Л.В.Поляковой были утверждены не для “всех детей подряд”, а лишь для тех, кто обучается по развивающей системе.
Естественно, чтобы понять систему Занкова, нужно и внимание, и время. Остановимся в нескольких словах на опыте переподготовки учителей к работе по системе развивающего обучения в Тульском институте повышения квалификации. Мы убедились, что преодоление трудностей по овладению системой можно осуществить только с помощью курсовой подготовки и при наличии специально разработанной программы.
Самостоятельная форма познания системы Л.В.Занкова, с нашей точки зрения, невозможна. Исключение допускаем, но мы таких случаев не встречали.
Мы не претендуем на совершенство курсовой переподготовки кадров образования. Она формировалась нами в ходе ряда лет самой жизнью.
На базе института проводятся очно-заочные курсы “Школа Л.В.Занкова” (162 час.).
Январь – недельные очные курсы (34 час.).
Февраль-май – самостоятельное изучение трудов Л.В.Занкова и авторов учебников, методической литературы (60 час.).
Июнь – двухнедельные очные курсы (68 час.).
По окончании курсов учителя сдают зачеты, и им вручаются свидетельства, дающие право обучать детей по системе Л.В.Занкова.
Для учителей вторых и третьих классов организуются консультации в удобные часы для учителей. В течение двух лет педагоги проходят стажерскую практику.
Методисты института, курирующие работу занковских классов, периодически посещают уроки в течение первого набора.
Для преподавателей-предметников, принимающих выпускников начальной школы, обучавшихся по системе Л.В.Занкова, в институте проводятся проблемные курсы (72 час.): в ноябре – двухдневные (12 час.); в марте – пятидневные (30 час.); в июне – пятидневные (30 час.).
Ежегодно в мартовские каникулы проводятся областные занковские чтения. В 2001 году будут проведены занковские чтения, посвященные 100-летнему юбилею со дня рождения Л.В.Занкова.
Мы не раскрываем здесь программу работы курсов, отметим только одно: такая подготовка меняет педагогическое сознание учителя, привычный ему образ мышления, взгляд на ученика как на объект обучения.
Дидактическая система Л.В.Занкова является крупнейшим открытием психолого-педагогической науки; владеющие этим открытием учителя начальных классов и преподаватели-предметники успешно справляются с проблемами, которые уже долгое время пытаются найти многие ученые.
Мария КРАСНОВА,
кандидат педагогических наук,
доцент, ветеран занковской системы
Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте