search
main
0

Вместо окон – плакаты

Шесть лет после института я отработала классным руководителем, потом стала завучем. То время было счастливым и по сравнению с нынешним можно сказать, почти беззаботным. Думаю, руководство школой начинается именно с руководства классом. Хотя, конечно, дети – более благодарная и благодатная почва. Меня приглашали на работу в роно, но я долго отказывалась. Страшно было поменять живое человеческое общение на бумажки. В 1993 году директоров не выбирали – назначали. Годы были трудными, постперестроечными, но мы – старая гвардия. Меня не уговаривали, просто сказали: «Надо! Кто, если не ты?».

Несмотря на некоторый административный опыт, директорство оказалось делом новым. Одно – видеть, как руководят школой, и совсем другое – действовать самой. Пришлось изучать новые науки: экономику, юриспруденцию, менеджмент, дипломатию. И педагогика потребовалась другая – «взрослая». Как раз начались первые забастовки. Директора оказались между молотом и наковальней – сверху требовали, чтобы мы держали учителей, снизу просили денег. А ведь зарплат и мы не получали! Но директор обязан отвечать за все. Как-то удавалось находить общий язык с коллективом. Мы поддерживали требования забастовщиков, но уроков не отменяли. Все понимали – дети в наших взрослых проблемах не должны быть крайними.

В 1998 году меня перевели в школу № 120. Был конец июля, свою «бывшую» я сдала уже в полной готовности к учебному году, надеялась, что новую получу в таком же состоянии. Вошла – и обомлела…. Полы сорваны, стекла выбиты, и какая-то крупная фигура в полумраке, уперев руки в боки, грозно вопрошает: «Это кто к нам пришел?» Завхоз, как выяснилось. И мы вместе с коллективом сделали почти невозможное – 31 августа сдали совершенно неузнаваемую школу приемной комиссии. Никто не заметил, что стекла на первом этаже вставить не успели – просто закрыли их красочными плакатами.

Два года назад я получала из рук губернатора диплом – наша школа выиграла областной грант на лучшую подготовку к учебному году, сумев привлечь огромные внебюджетные средства. И вдруг стало обидно за коллег. Награждать-то нужно всех! Государство практически бросило нас на произвол судьбы. Школа держится на директорах, в том числе на их умении добывать деньги. Одним удается лучше, другим – хуже, но без них, рабочих лошадок, система образования вообще бы развалилась. И в прямом, и в переносном смыслах. А хочется заняться творчеством, хочется учить детей – мы ведь прежде всего педагоги.

Но я не жалею о своем выборе. Молодые, которые придут на наши места, не должны пугаться. Хотя им и потребуется железная сила духа. Мастерство придет, знания можно получить. А вот то, что должно быть изначально в директоре – это огромная любовь к людям. И к маленьким, и к большим. Умейте слышать и слушать, понимать и прощать. Помните, что взрослые, ваши подчиненные или ваши начальники – это тоже дети. Только подросшие.

Наталья ЩЕДРИНА, директор школы №120, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте