Современное общество ставит перед учителем задачу подготовить выпускника, способного ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Цель: обобщить и распространить систему работы классного руководителя.
Задачи:
– систематизировать материал по теме;
– поделиться опытом с молодыми классными руководителями;
– создать буклет, содержащий практические советы классному руководителю;
– представить внеклассное мероприятие, сценарий родительского собрания и урок по математике по данной теме.
Новизна: создание буклета-путеводителя для начинающего классного руководителя.
Начинать нужно с себя. На мой взгляд, воспитать высоконравственную личность с активной жизненной позицией может только личность. Поэтому основными качествами классного руководителя являются гуманность, гражданственность, ответственность за себя и других, коммуникабельность, доброжелательность, способность к креативному мышлению, стильность и современность, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, общей и педагогической культуре. Немаловажную роль играют такие качества как общая эрудиция, знания в области психологии и педагогики, наличие чувства юмора. Кроме того, я считаю, что учитель должен обладать высоким профессиональным уровнем, включающим в себя академические знания в разных областях, владение методами и приемами обучения и воспитания.
Я классный руководитель, имею большой опыт, поэтому осознаю, что классный руководитель должен работать в тандеме с родителями. Ведь даже знаменитый психолог П.П.Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».
Первый этап. Осознаю, что для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Прежде чем выработать систему работы с родителями, обратилась к учителю, который обучал детей в начальной школе, изучила индивидуальные особенности каждого ребенка, получила информацию о родителях, составила социальный паспорт класса. Провела родительское собрание, на котором организовала анкетирование, позволяющее выполнить диагностическое исследование. Пообщалась с социально-психологической службой, и лишь после опроса и знакомства с родителями разработала систему работы.
Включила ряд аспектов для организации социального взаимодействия классного руководителя с семьей:
– изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
– знакомство с бытовыми условиями жизни учащихся;
– группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
– составление программ совместных действий;
– анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
Считаю очень важным опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя его для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первое и решающее условие положительно направленного взаимодействия – доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникали интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Второй этап. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Причем в их успешной реализации должны быть заинтересованы обе стороны. Перед родителями был поставлен вопрос: «Чего вы ждете от школы?». Результаты опроса:
1) Высокий уровень образования – 89%.
2) Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76%.
3) Повышение культуры – 43%.
Ответы характеризуют уровень родителей.
Моя задача, как классного руководителя, – прислушаться к мнению родителей, но на «повышение культуры учащихся» все же акцент будет сделан, так как дети наше будущее, ученики должны быть высоконравственными и культурными, а перед собой ставлю цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
– информирование родителей о результатах учебы детей;
– психолого-педагогический всеобуч родителей;
-организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развития познавательных интересов;
– повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;
– пропаганда здорового образа жизни;
– организация работы «Университета педагогических знаний».
Формы работы:
– тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников;
– индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников;
– организация работы родительского комитета;
– круглые столы «Вечер трудных вопросов»;
– праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
Третий этап. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям
Необходимо познакомить родителей с нормативными документами школы.
Эффективные формы работы – индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
Необходимо вовлекать родителей в деятельность органов школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Нельзя, чтобы как в басне Крылова: «Лебедь рак и щука» была разобщенность, несогласованность в воспитании. Родители не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.
Взаимодействие учителя с родителями строиться на основе сотрудничества, партнерства, взаимоуважения.
Стараюсь использовать современные информационно-коммуникационные средства в общении с родителями и учащимися. 18 семей класса активные пользователи сети, это позволяет своевременно и точно информировать родителей о положении дел в классе в отношении их ребенка. Участвую в программе реализации электронного дневника. 24 родителя написали заявления и зарегистрировались на портале. В своей деятельности реализую и традиционные формы работы с родителями, как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи). Изучила материальное состояние, моральный климат каждой семьи, даю советы, рекомендации по воспитанию детей. Стилю общения с родителями я придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения. Работа с родителями ведётся в соответствии с планом воспитательной работы в классе.
Следует творчески подходить к планированию и проведению родительских собраний, используя новинки педагогической литературы, например собрание на тему «Поощрения и наказания в воспитании ребенка» прошло в форме диспута. На классных часах и родительских собраниях частым гостем является психолог школы. В воспитательной работе я использую современное техническое оборудование -видеокамеру, магнитофон, видеопроектор.
Родительские собрания проводятся в классе согласно плану, утвержденному в начале учебного года директором.
Тематика родительских собраний 2010-2011 учебного года.
Время проведения
Тема собрания
Форма проведения
Явка родителей
1 собрание
07.09.2010
«Союз семьи и школы»
Собрание-диалог
22 чел. из 25 родителей
2 собрание
21.10.2010
Собрание-диспут
21 родитель
3 собрание
13.12.2010
«Слепая любовь»
Лекция
23 родителя
(Приложение №1)
4 собрание
04.03.2011
«Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Собрание-практикум
5 собрание
12.05.2011
«Свободное время – для души и с пользой»
Круглый стол
Явка родителей на родительские собрания достаточно высокая (84%-92%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива.
В классе избран и работает родительский комитет в составе трех человек. В конце триместра совместно с родительским комитетом подвожу итоги работы, это одна из форм реализации педагогического сотрудничества. Школа и родители как союзники совместно решают задачи.
Схема взаимодействия классного руководителями с родителями
Четвертый этап. Реализация поставленной цели и задач.
В детстве закладываются традиции семейного воспитания.
«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).
Следовательно, дети должны жить расти и развиваться в любви и взаимопонимании.
Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, \”авторитетом\” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к \”выходу\” ребенка из-под влияния семьи.
Параллельно с воспитанием детей следует регулярно проводить педагогическое просвещение родителей и повышать их культуру. Для этого провожу педагогические лектории, специальные семинары по запланированным темам:
1. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.
2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.
3. Как помочь ребёнку учиться?
4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?
5. Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье.
6. Семейные конфликты и способы их разрешения.
7 .Воспитывай не слово, а делом.
8. Проблема полового воспитания в семье.
9. Трудовое воспитание в семье.
10. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.
11. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно физически здоровой личности.
Вот несколько правил семейной жизни, которые создают благоприятный климат в семье:
1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.
Естественно, этих правил больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает.
Для детей также могут быть сформулированы некоторые правила поведения. Вот, например.
1. Почитай мать и отца.
2. Проявляй к родителям внимание.
3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.
4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.
5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.
6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях.
7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования.
8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.
Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.
Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.
Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
– повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
– создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;
– утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Практические советы для работы с родителями
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
– удалось избежать противостояния и конфронтации;
– удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
– удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
– обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.
Классному руководителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствующие ему правила:
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.
4. Не допускать проявления у детей чувство агрессивности и вражды.
5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.
В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями.
Как общаться с родителями ваших учеников?
1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
В заключение хочется подчеркнуть: способность к общению — профессиональное качество учителя.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены – так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них, любить их, не предавать, любоваться ими.
Демокрит в свое время писал: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим». Эти слова – мой девиз.
(Приложение №2, буклет).
Роза Исакова, учитель математики лицея №6 Волгограда, участница VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Во вложенных файлах:
Приложение №1. Сценарий родительского собрания.
Приложение №2. Буклет.
Классный час для мам.
Урок для родителей.
Фото с сайта http://rufoto.eu/
Комментарии