Окончание. Начало в «УГ» №26, июнь 2010 г.
1. к коллективному анализу может начаться еще на первой стадии подготовки дела, когда рождаются замыслы. Намечается общий подход к анализу дела:
Аделина КИРЕЕВА, кандидат педагогических наук, методист учебно-методического центра Всероссийского детского центра «Орленок»
III. Коллективная подготовка
Педагогу необходимо:
1. Помнить образ дела: цели, задачи, предполагаемый результат.
2. Уточнить и конкретизировать замысел дела.
3. Утвердить сценарный план дела.
4. Работать с микрогруппами по выполнению заданий творческой группы.
5. Не потерять из виду ни одного человека, чтобы каждому нашлось конкретное дело, важное и посильное для него.
6. Внимательно следить за ходом действий и мыслей подростков.
Обращаться необходимо к членам творческой группы: это даст им возможность проявить свою компетентность как организаторам, поднимет авторитет в глазах товарищей.
Предполагаемый результат – четкое представление о подготовленном деле: название, форма проведения, время и место проведения; качество подготовки заданий; наличие и состояние средств, необходимых для проведения дела (реквизит, костюмы, оформление, сюрпризы и так далее); общий настрой совета дела, отряда.
Порядок действий педагога:
1. Помощь микроколлективам в подготовительной работе.
2. Разговор с руководителем творческой группы о том, как идет подготовка, о проблемах, затруднениях, путях выхода, о порядке ведения сбора творческой группы – как поставить вопросы, в каком порядке предоставить слово ребятам, как повести обсуждение.
3. Участие в промежуточном сборе творческой группы. Провести его руководитель творческой группы должен сам. Ваша задача – быть рядом. Каждый член творческой группы доложит о том, как его микроколлектив готовится к делу. Необходимо договориться о дне и времени проведения проверки готовности.
4. Особо поработать с ведущими дела. Любое коллективное творческое дело должен кто-то вести: начинать, делать связки между отдельными частями содержания, предоставлять слово, завершать и т. п. Ведущим может быть один человек или двое-трое. Роль ведущих может быть поручена одному из микроколлективов. В особых случаях эту роль берет на себя кто-то из взрослых или старших друзей коллектива. В любом случае с ведущими нужна особая, тщательная работа. Важно подробнее обговорить с ними все детали: как они будут одеты, как и где встанут, куда отойдут; где сядут, пока будут выступать ребята.
5. Организовать репетиции фрагментов проведения дела.
6. Проинструктировать руководителя и членов творческой группы о проверке готовности: каждый член коллектива должен хорошо представлять, что и как он должен делать в тот или иной момент времени подготовки и проведения дела.
7. Принять участие в проверке готовности накануне даты проведения дела. Руководитель собирает творческую группу и ведущих, которые докладывают о степени готовности личной и своего микроколлектива, обговариваются все организационные моменты проведения дела:
– когда, где, как и кто подготовит помещение – наведет порядок, расставит столы и стулья, развесит оформление;
– кто организует размещение участников и гостей;
– кто обеспечит музыкальное сопровождение;
– кто принесет необходимый реквизит;
– кто по окончании дела расставит на место мебель, уберет помещение.
Не забудьте на этом сборе уточнить, как будут подведены итоги дела.
IV. Проведение творческого дела
Для педагога важны три основных момента:
1. Приготовления непосредственно перед началом дела: проверить готовность к проведению дела – оформление места, музыкальное оформление, рассадку, присутствие гостей, обеспечить собственное спокойствие, выдержку, доброжелательность, уважение к ребятам, их делу.
2. Само проведение дела: помощь ведущим; работа с микроколлективами; сопереживание ребятам, подсказки, поддержка.
3. Завершение дела: поблагодарить руководителя и творческую группу, весь отряд за проведенное дело; вручить сюрпризы, награды; определить время и место коллективного анализа; привести в порядок место проведения.
Для подростков творческой группы и отряда важны:
– активная позиция до начала дела (выполнение всех поручений);
– активная позиция в ходе самого дела (включенность, заинтересованность, оптимальное взаимодействие);
– активная позиция при подведении итогов дела.
Предполагаемый результат: удовлетворенность, гордость педагога, членов творческой группы, подростков отряда от качественно проведенного, интересного дела; соответствие дела поставленным целям, задачам, замыслам.
Подробнее о действиях педагога
Момент приготовления. Есть несколько общих правил:
1. На все должно хватить времени. С таким расчетом, чтобы обойтись без авральной суеты и лишней нервотрепки по поводу «не успеваем». Но и растягивать чересчур тоже нельзя, ребята могут перегореть, утомиться от ожидания.
2. Не следует говорить и делать того, что могут сказать и сделать ребята. Особенно важно не подменять их. Пусть каждый действует так, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть до конца прочувствуют всю меру ответственности и силу организации. Могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства, потребуется срочно принять какое-то решение. Не следует это делать самолично, без руководителя творческой группы. Только вместе с ним. Не спешите отвечать на многочисленные вопросы, с которыми будут обращаться к вам ребята. Лучше переадресовать их членам творческой группы, тем самым подчеркнув их роль хозяев положения.
3. Очень важны общий настрой, атмосфера и настроение каждого. Взрослый должен поддержать, подбодрить, вместе с ребятами поискать выход из положения. Нельзя суетиться и дергать ребят, раздавать указания налево и направо, устраивать репетиции, когда все уже собрались, устраняться от приготовлений, оттягивать начало, когда все практически готово.
Дело началось
1. Вожатый определяет, где ему нужно находиться: рядом с ведущими, в одном из микроколлективов, с гостями и т. п.
2. Вожатый может взять на себя вступительное слово и заключение, по ходу дела или заранее подготовить вместе с другими старшими (гостями) творческий сюрприз – песню в подарок, веселую игру, вкусный приз, шуточное или серьезное познавательное задание. Главное – своим участием, отношением, переживаниями подчеркнуть, что все происходящее – это общее дело, и оно вам так же дорого, как и ребятам.
V. Коллективный анализ проведенного дела
Для педагога важно:
1. Подготовить подростков отряда к проведению анализа дела с участниками.
2. Научить подростков анализировать дело, свою деятельность.
3. Провести анализ дела с творческой группой.
Для руководителя и членов творческой группы важно:
1. Организовать готовность к анализу участников дела.
2. Быть активными в ходе анализа дела в творческой группе, с участниками дела.
Анализ проведенного дела может состояться:
– сразу по окончании дела, если ситуация благоприятная и время позволяет (есть в запасе 15-20 минут). Это оптимальный вариант;
– на следующий день или через день, если ребята сильно устали или взбудоражены, нет подходящих условий, или дело закончилось на такой ноте, что общий создавшийся настрой коллектива сейчас никак нельзя разрушить;
– на вечернем сборе-огоньке, где проходит анализ всех дел, сделанных за день.
Подготовка педагога
1. Подготовка педагога к коллективному анализу может начаться еще на первой стадии подготовки дела, когда рождаются замыслы. Намечается общий подход к анализу дела:
– когда, при каких обстоятельствах его провести;
– какие вопросы выдвинуть для обсуждения (что было хорошо, что плохо и почему, что учесть в будущем);
– кто поведет разговор (руководитель творческой группы, командир отряда, сам педагог);
– когда начать готовить ребят-организаторов к этому анализу.
2. В процессе подготовки и проведения дела педагог вносит соответствующие коррективы в вопросы анализа, уточняет ключевые моменты предстоящего разговора:
– как работали группы?
– как справилась со своей задачей творческая группа?
– чему научились при подготовке и проведении дела?
– почему дело понравилось (не понравилось)?
– почему дело получилось (не получилось)?
Подготовка организатора творческой группы
Она начинается на стадии подготовки дела. Необходимо договориться о том, как будет проходить анализ, проинструктировать членов творческой группы о ведении обсуждения в микроколлективах.
Надо научить ребят анализировать свою деятельность, дело. Помогут в этом точно сформулированные вопросы, правила обсуждения.
Научиться точно отвечать на поставленные вопросы ребятам помогут предложенные варианты схем ответов, написанные на карточках, листе ватмана или доске:
– «Мне понравилось это дело, потому что…»;
– «Мне кажется, дело получилось у нас хорошо, так как…»;
– «Но мне не понравилось то, что…, потому что…».
Правила обсуждения:
– сначала вопросы обсуждаются в микроколлективах, а потом их представители высказывают общее мнение всему коллективу;
– в микроколлективе разговор ведет его организатор или член творческой группы;
– прежде выбирается тот, кто будет выступать перед всеми с общим мнением, затем каждый по очереди высказывает свои суждения, выступающий фиксирует их;
– начинать говорить нужно с положительного – отметить достижения, а потом остановиться на ошибках;
– после того как выступит представитель, другие ребята могут при желании дополнить его;
– можно задавать вопросы друг другу;
– в своих высказываниях не нужно заново повторять то, что уже сказали другие, можно просто согласиться с ними, сослаться на них;
– когда кто-то говорит, все внимательно слушают, не перебивая, до конца.
Порядок обсуждения вопросов
Первый вариант. Вопросы обсуждаются последовательно. Сначала все по очереди высказываются по первому вопросу, затем по второму и т. д. Анализ более четкий, обстоятельный, но времени понадобится немного больше, так как каждому микроколлективу слово предоставляется дважды или трижды.
Второй вариант. Вопросы обсуждаются одновременно. Каждый высказывается сразу по всем вопросам, затем передается слово следующему и т. д. Анализ проходит быстрее (каждый микроколлектив выступает один раз), но требует большего напряжения, терпения, внимательности от участников.
Комментарии