Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вместе можно строить школу свободную, творческую, ответственную

Учительская газета, №26 от 26 июня 2007. Читать номер
Автор:

Для того чтобы преодолеть девиантное поведение учащихся, нужно и важно развивать полноценное социальное партнерство родителей и педагогов. Об этом размышляют председатель Совета родительской общественности школы №587 В.Дрожжина и заместитель директора этой школы по учебно-воспитательной работе Н.СОКОЛОВА.

Кто из родителей, по-настоящему искренно озабоченных тем, чтобы дать своим детям истинное образование и воспитать их настоящими людьми, личностями, способными постоять за себя, используя знания, приобретенные в школе, людьми, которые могли бы стать творцами новой нарождающейся свободной России, родителей, одушевленных великой идеей гармоничного развития ребенка, не пытался найти ответ на грозный и поистине роковой вопрос: где же найти такое воспитательное и образовательное учреждение, которое давало бы детям свободное воспитание и широкое качественное образование?

Мы можем сказать: «Уважаемые родители, таких воспитательных и образовательных учреждений нет, и тщетно искать их в окружающей нас «темной» педагогической действительности, искореженной нападками СМИ. Даже те немногие лучшие школы, которые мы принимаем за лучи света в этом погруженном в густой мрак педагогическом царстве, при ближайшем рассмотрении пришедших туда родителей оказываются миражом. Издалека их принимали за оазис свободы, на них отдыхал наш глаз, там, казалось, мы найдем полное удовлетворение; но стоило подойти ближе, и мираж разлетался…».

Так будет до тех пор, пока родители будут искать подобные оазисы, ждать спасения со стороны, свыше, пока они будут жить мыслью, что кто-то должен создать свободную школу, а им останется только воспользоваться этим учреждением, отдав туда своих детей. До тех пор, пока родители не перестанут искать уже готовые, созданные чьими-то заботливыми руками, свободные воспитательные и образовательные учреждения, до тех пор свободная школа, в настоящем, истинном значении этих слов, и не народится, и не возникнет. Обо всем этом мы говорим вполне ответственно и со знанием дела.

Родители школы №587 пять лет тому назад решили пойти путем создания собственного оазиса и довериться педагогическому коллективу. Совместными усилиями администрации, родительских комитетов, учителей, учащихся была создана концепция развития адаптивной модели обучения, где были и классы КРО, и гимназические, и профильные, была создана концепция развития школы «Здоровье. Знание. Слово» и образовательная программа на 2006-2009 год, основой которых стала единая идея формирования социально-активной и защищенной личности. Внимая Слову, ребенок получает различного рода Знания, что помогает ему защитить себя и сохранить Здоровье. В свою очередь, сохраняя Здоровье (в общем смысле этого понятия), личность имеет возможность увеличить объем своих Знаний о мире и передать их через Слово.

Такой подход потребовал поддержки родителей как грамотных партнеров образовательного учреждения по воспитанию подрастающего поколения. В этом контексте культура родительства рассматривается как совокупность социальных компетенций, которые позволяют обеспечить оптимальное выполнение функций в различных сферах семейной жизни и прежде всего в сфере воспитания и духовного развития ребенка. Таким образом, одним из компонентов социально-коммуникативной технологии в школе № 587 выступает проектная деятельность всех участников образовательного процесса (педагог – ученик – родитель), формирующая образовательную среду, в которой отражается принцип социального взаимодействия.

Для оказания помощи педагогическому коллективу в воспитании и обучении учащихся, обеспечения единства педагогических требований к ним в школе создан Совет родительской общественности – выборный орган общественного объединения родителей обучающихся, который сегодня взаимодействует с педагогическим советом и администрацией школы. В состав совета входят по одному представителю от каждого класса, избранному на классном родительском собрании. Совет и его председатель избираются на один год, предложения СРО носят рекомендательный характер и рассматриваются на заседаниях педсовета или администрацией школы. Совет обеспечивает связь родителей со всеми структурными подразделениями школы (с классным руководителем, медицинской сестрой, заместителями директора, директором); оказывает помощь в создании материально-технической базы учебно-воспитательного процесса; контролирует обеспечение школы охраной, проводит совместно с администрацией школы заседания родительского лектория; участвует в работе педагогических консилиумов, в профориентационной работе школы, в проведении внеклассных и общешкольных мероприятий; в работе совета по профилактике правонарушений; наблюдает за выполнением санитарно-технических норм питания учащихся; сотрудничает с родителями детей, стоящих на внутришкольном учете; проводит заседания раз в триместр.

Благодаря введению Социального паспорта класса, школы стало возможным анализировать социальный состав школы, выделять социально незащищенных детей, детей, потерявших кормильца, детей-инвалидов, детей, у которых родители инвалиды, детей, у которых родители студенты. Данные свидетельствуют о том, что 58% учащихся школы благополучные дети, 42% учащихся школы нуждаются в помощи социальной службы. В школе существует Совет по профилактике, где учителя, родители работают с трудными детьми, с неблагополучными семьями, которые на самом деле живут трудно при внешнем благополучии. Усилия родителей и школы направлены на привлечение таких семей и детей к внеурочной деятельности, мы проводим День Семьи, конкурсы «Мгновения года», праздник Масленицы, в школе работают клубы «Защити себя сам», КВН, «Миротворцы» и др. Статистические данные, представляемые родителям на педсоветах, на открытых мероприятиях, свидетельствуют о том, что усилия по организации дополнительного образования в нашей школе позволяют, сохраняя контингент детей, корректировать девиантное поведение учащихся (в каждом детском объединении до 12% таких детей, а отряд «Добрая воля» состоит преимущественно из детей, требующих пристального внимания к их взрослению).

Некоторая часть подростков, к сожалению, безразлична к природе, миру, стране, не интересуется проблемами экономики, политики, идеологии и культуры, не знает иностранных языков. В нашей школе под девизом «Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!» работает видеостудия – часть информационной среды школы. Работа в рамках этой видеостудии дает возможность ребятам проявить свои индивидуальные и творческие способности, а сам процесс творческой деятельности учит их общению друг с другом, взаимопониманию. Сейчас с успехом создается школьная видеотека.

В наши дни особенно актуальным становится ученическое самоуправление. По сути, это та самая панацея, что способна заинтересовать подростка, дать ему почувствовать себя частью коллектива, частью дружной школьной семьи.

Нет сомнения, что отстающие и проблемные учащиеся имеют ничтожные шансы стать положительными лидерами в коллективе – этом звене сложной системы управления. Но они обязательно и в первую очередь должны быть вовлечены в эту систему наряду со всеми другими. Став составной частью системы самоуправления, отстающие и неуспевающие, «трудные» подростки внутренне осознанно будут стремиться быть полезными в той или иной области жизни коллектива. Управляя школой, наряду с преподавательским составом, учащиеся поймут, что это их школа и все, что сделано взрослыми в этой школе, сделано для всех и для каждого. Цветы и мягкие кресла в фойе, уютные чистые кабинеты не для взрослых и педагогов, а для учащихся и во имя учащихся.

Управляя идеально отлаженным хозяйством в школе, учащиеся проникнутся глубокой ответственностью за сохранение и поддержание установленного порядка. Уже никому не придет в голову резать обивку мягкого кресла и царапать белый кафель школьного туалета. В школе, где есть самоуправление, подросток, совмещая школьную программу и реально участвуя в управленческих механизмах, по сути, занимается внутренним самоустройством и самосовершенствованием. Когда педагоги в рамках административно-командной системы воспитания пытаются научить ребенка измениться под эту систему, он либо сопротивляется, либо «прогибается». Подобная форма воздействия на личность ребенка приводит к деформации личности.

Анализ работы с родителями позволяет сделать вывод, что многие причины девиантного поведения детей приходят из семьи. Этому способствует отсутствие контроля семьи, во многом обусловленное ее структурой (среди учащихся старших классов лишь 25% детей имеют полную семью, 37% учащихся воспитывают только матери). Благополучие семьи, к сожалению, не гарантирует адекватного отношения ребенка к получению образования. То, что могут родители, используется ребенком для создания агрессии и угрозы по отношению к одноклассникам, к учителям, к родителям одноклассников. Потребительский экстремизм родителей, поддерживаемый СМИ и чаще всего выраженный в том, что школа всем и все должна и обязана, создает прецедент неприятия учеником тех или иных требований школы (внешний вид, оплата охранных услуг, требования к самостоятельному оформлению проектных работ, нежелание соблюдать этические нормы и т.п.). Именно поэтому мы поняли, что, говоря о трудностях современных детей, надо начинать с работы родительского всеобуча.

Второе важное условие эффективности работы школы – это привлечение родителей, разделяющих высокие нравственные ценности, и выстраивание взаимодействия с семьями учащихся школы на основе сотрудничества и партнерства.

Развивающееся воспитательное пространство предоставляет государству и обществу возможности совместно со школой для массового вовлечения всех социокультурных партнеров в процесс воспитания учащихся и в конечном итоге создания такой системы самоуправления, при которой оно рассматривалось бы, по определению доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики Российской Академии образования Л.В.Алиевой, как «… динамичная, демократическая система управления, организации деятельности детского объединения, самоорганизации коллектива и каждого его члена. Внутренний механизм, с помощью которого обеспечивается функционирование детского объединения как специфического микровоспитательньго пространства, создаваемого силами самих детей в сотрудничестве со взрослыми». Регулярно в начале и конце учебного года проходит анкетирование родителей для выяснения объективной картины результативности учебно-воспитательной деятельности. Родители заинтересованы в получении детьми качественного образования, поэтому они активно участвуют в процессе образования детей. Благодаря их инициативе администрация школы поддержала на конференции реализацию таких совместных социальных проектов, как «Линия СВЯЗИ», «Школьная Видеостудия «SVART», «Уют», «Аптекарский огород», «Лучший школьный двор». Реализация этих проектов позволяет включать всех субъектов в совместную равноправную деятельность, корректируя траекторию развития каждого ребенка, обучающегося в школе №587.

Мы убеждены, что родители должны не искать уже готовых лучших школ, – они должны сами создавать и творить их вместе со своими детьми, учителями и для этой цели создавать и образовывать свободные союзы, привлекая тех, кто забыл о том, что главная их задача – воспитать и дать образование своему ребенку.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту