search
main
0

Влиять или платить? Мнения респондентов разделились

Сегодня в Новгородской области действуют 99 школьных попечительских советов. Насколько влиятельны в нынешних условиях общественные институты управления образованием? И какой характер носит это влияние?

Опрос педагогической общественности Великого Новгорода дал следующую информацию: большинство учителей среди общественных органов управления образованием наиболее влиятельными считают школьные попечительские советы. При этом педагоги думают, что эта организация призвана помочь школе в первую очередь в финансовых вопросах. Материальную помощь для решения бытовых проблем школы учителя ожидают получать из двух источников – от организаций, шефствующих над школой, и от влиятельных родителей.

Попечительский совет действительно необходим современной школе, но его деятельность не ограничивается материальной поддержкой, как думают многие. Этот орган наделен реальными полномочиями общественного управления образованием. Просто не в каждой школе этими полномочиями пользуются. В новгородской гимназии №1, например, попечительский совет влияет на процесс образования. Так, ежегодно вводимые здесь новые образовательные программы, относящиеся к вариативной части учебного плана, рассматриваются на совместном заседании научно-методического совета гимназии и попечительского совета. До того как передать эти программы на лицензирование, их в результате общего обсуждения либо принимают, либо отправляют на доработку.

Еще большими полномочиями в этом учебном учреждении наделен другой орган общественного управления образованием – совет гимназии. В его состав входят родители, ученики и учителя. Совет имеет реальную возможность влиять на внутреннюю жизнь гимназии. Например, он ежегодно рассматривает проблему питания в гимназической столовой. После контрольного обхода члены совета высказывают свои замечания на заседании совета, на которое приглашается руководитель столовой. Периодически совет решает и другую проблему – как использовать внебюджетные средства, полученные гимназией от предоставления платных услуг, таких, например, как обучение на курсах секретарей-референтов. После общего обсуждения могут решить на эти средства провести вечер встречи выпускников гимназии в здании городского Дома культуры или приобрести новый спортинвентарь для занятий физкультурой.

Общественные органы управления образованием существуют в любой школе. «Тройка» лидеров по распространенности – это советы школ, родительские комитеты, попечительские советы. У школьных общественных органов управления образованием по закону есть полномочия разработки изменений в уставы общеобразовательных учреждений, составления локальных актов, таких как Положение о совете школы или Положение об итоговой аттестации, а также принятия некоторых решений, например, об оказании общеобразовательным учреждением платных услуг населению. Общественные органы управления образованием могут осуществлять контроль за расходованием внебюджетных и бюджетных средств школы.

На муниципальном и областном уровнях тоже работают общественные институты управления образованием.

– В районах Новгородской области существуют координационные советы по вопросам воспитания, – рассказывает заместитель председателя Комитета образования Новгородской области Вадим Вейков. – Принята практика общественных слушаний перед принятием муниципальных программ развития образования. На уровне области представители общественности входят в состав экспертных комиссий по установлению надбавок педагогическим работникам за достижение высоких результатов деятельности, по отбору лучших школ и учителей на получение грантов приоритетного национального проекта «Образование». В Новгородской области существует институт общественных наблюдателей на едином государственном экзамене. Принцип участия общественности в управлении образованием учитывается при аккредитации общеобразовательных учреждений и при оценке деятельности муниципальных органов управления образованием. Разработан набор показателей, на основании которых по рейтинговой системе школа и муниципалитет получают соответствующие баллы, а школы по итогам аккредитации – дополнительное финансирование за высокие достижения. В этой системе есть показатель «степень удовлетворенности родителей школой», который определяется с помощью анкетирования.

Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики является государственно-общественный характер управления в системе образования. На примере Новгородской области очевидно, что общественные институты управления образованием действительно развиваются и все шире пользуются своими полномочиями. Однако также очевидно, что назрела необходимость создания единых нормативных актов, регламентирующих их деятельность. Пока на федеральном уровне существуют лишь примерные положения и рекомендации. Может быть, поэтому многие родители и даже педагоги не знают возможностей влияния общественности на развитие школы. Может, поэтому не так много родителей приходят сейчас на родительские собрания – ведь каждый из них думает про себя, что он в своем классе, в своей школе ничего не решает… Искренние в своем порыве сделать российское образование лучшим, родители, педагоги и ученики похожи на знаменитую крыловскую тройку – Лебедя, Рака и Щуку, не знающих, в какую конкретно сторону направить свои усилия. Для того чтобы общественность активно участвовала в жизни школы, нужно, чтобы она знала, в чем состоит ее власть.

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте