Проблема повышения зарплаты школьных учителей, которую каждый регион до сих пор решал в одиночку, наконец-то привлекла внимание органов федеральной власти. 4 апреля эта тема обсуждалась на заседании Правительства РФ и встрече премьер-министра Владимира Путина с руководством партии «Единая Россия». Внимание к этой проблеме, в том числе – результат Обращения участников расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ к председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову. Именно он поднял вопрос о статусе учителя на заседании в Белом доме, где обсуждался ход подготовки к ежегодному отчету Правительства РФ в Государственной Думе.
– 20 апреля в соответствии с Конституцией правительство должно будет отчитаться о своей работе за 2010 год, – напомнил в своем вступительном слове Владимир Путин. – Сейчас подготовка отчета практически подходит к завершению. В этой связи я считал правильным вынести этот вопрос на заседание правительства сегодня, пригласить к обсуждению и представителей парламентского большинства – лидера фракции «Единая Россия», председателя Государственной Думы Бориса Вячеславовича Грызлова и его коллег.Считаю, что за 2010 год мы создали основу для того, чтобы двигаться вперед, решать долгосрочные задачи развития страны. Определенные риски в экономике, конечно, сохраняются, однако позитивные тенденции тоже есть. Процессы восстановления в промышленности, в банковском секторе набирают силу.После серьезного спада – напомню, в 2009 году он составил 7,9% – в 2010 году ВВП страны прибавил 4%, рост промышленного производства составил 8,2%.Важно, что оживление экономики прямо сказывается и на уровне жизни людей. Реальная заработная плата в 2010 году увеличилась на 4,6%, реальные доходы граждан – на 4,1%, рост пенсий составил 45%, в экономике создано или восстановлено 1 млн 400 тыс. новых рабочих мест.В период кризиса мы сделали все, чтобы сохранить рабочие места, не допустить паралича финансовой системы, отраслей реального сектора. Конечно, нужно было в приоритетном порядке поддержать людей старшего поколения, которые в большинстве своем не могут рассчитывать ни на какие другие доходы, кроме пенсии. Считаю, что мы поступили правильно, ставя во главу угла антикризисных мер именно человека, его интересы и защиту этих интересов. Но, конечно, мы не могли помочь каждому, кто нуждался в этой поддержке. Ряд социальных проектов были вынуждены пересмотреть, перенести на более поздние сроки.Напомню, в конце 2008 года мы увеличили на 30% фонд оплаты труда, а в 2009 году в бюджетной сфере вообще не было индексации. Но 2009-й мы еще «проехали» на резком повышении в конце 2008 года, а 2010 год уже для людей сложновато было переживать. Всем понятно: кризис, тяжело. Но все-таки люди сталкиваются с проблемами снижения своего уровня жизни, и, конечно, всех интересует, что будет происходить дальше, что мы будем делать в этих областях, какую социальную политику будем проводить в посткризисном периоде развития в целом. В предстоящем отчете в Думе мы должны сформулировать на этот счет конкретные предложения. Соответствующие материалы прошу внести Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минфин.Министерство образования и науки прошу сформулировать предложения по дальнейшему развитию системы образования и прежде всего среднего профессионального. Училища, техникумы, колледжи, как правило, находятся в ведении региональных властей, но это вовсе не значит, что федеральные власти должны уделять этому вопросу меньше внимания. Прошу подготовить поправки в законодательство, направленные на развитие среднего профессионального образования, на его адаптацию к требованиям современной экономики и рынка труда, чтобы мы могли предметно обсудить эту тему с депутатами.Основным докладчиком по этому вопросу была Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ. Но перед ее выступлением слово взял Борис Грызлов:- Я хотел бы сделать одно замечание, если позволите. Мы многое сделали в прошедшем году в плане решения демографических проблем. Начали выплачивать в полном объеме материнский капитал, существенно увеличили ряд пособий, многое сделали для воспитания и развития детей в системе среднего, специального, высшего образования. Но мне кажется, один вопрос мы упускаем. Я имею в виду положение школьных учителей.Сегодня, к сожалению, эта профессия, которая была престижной на протяжении многих десятилетий, теряет свой общественный статус – это и низкая заработная плата, и отсутствие должной пропаганды в средствах массовой информации. Мы теряем учительский корпус. Я считаю, что решение о поднятии престижа школьных учителей нельзя откладывать. И было бы очень уместно этот вопрос рассмотреть и на сегодняшнем заседании.Я воспитан в семье учителей: у меня и мать, и отец – учителя, они окончили педагогический институт, там и познакомились. И я знаю, насколько трудна эта профессия, сколько учитель должен вкладывать в воспитание детей своей души, своих знаний.Я планировал эту тему поднять в Государственной Думе, но раз Вы пригласили сегодня фракцию «Единая Россия» на заседание правительства, считаю уместным это сделать сейчас.Владимир Путин согласился с лидером парламентского большинства:- Борис Вячеславович, вы правы. Именно в школе закладывается фундамент знаний и, по сути, фундамент, на котором строится потом весь интеллектуальный потенциал нации. И, несмотря на то, что эта сфера относится к муниципальному и региональному уровню, мы не должны делать вид, что нас это никак не касается. Я тоже планировал при выступлении в Государственной Думе эту тему затронуть. Сейчас я к ней не готовился, но в целом у меня есть некоторые предложения.Регионы тратят на образование (это данные 2009 года – они немного отличаются, но порядок цифр понятен) примерно 620 млрд рублей, из них 170 млрд тратят муниципалитеты. Из региональной части примерно 560 млрд идет на заработную плату во все виды учреждений, за которые отвечает регион. Значит, разница – это примерно 60 млрд рублей. Эти деньги идут на капитальные ремонты и оборудование. В чем заключается предложение? Мы могли бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться за счет наших денег, они должны направить на повышение заработных плат учителям. Целью мероприятий подобного рода, конечной целью, является доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны.Действительно, у нас заработная плата в 2009 году сильно упала в условиях кризиса и составила примерно 18 тысяч рублей. Заработная плата учителей была где-то 13 тысяч. Теперь у нас средняя заработная плата по экономике растет: по данным Минэкономразвития, она сейчас составляет 21,03 тысячи рублей. В конце года это будет примерно 23,4-23,5 тысячи, а в следующем году средняя зарплата планируется уже 26,5 тыс. рублей.А зарплата учителей почти не растет. Она как была 13 тысяч с небольшим, так еле-еле дотягивает сегодня до 14 тысяч рублей. Так вот задачей является доведение зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в регионе.Если мы эти 60 млрд рублей добавим, регионы должны будут добавить какую-то свою часть – где-то должны выйти примерно на 85-95 млрд рублей. Можно сделать такую программу на два года. Можно, конечно, пойти по пути простого дотирования. Но в первом варианте мы возьмем под свой контроль приведение в порядок всех учреждений. И это даст нам возможность укрепить единое образовательное пространство по всей стране с созданием хороших крупных образовательных центров и филиалов, включая, где это обоснованно, и сохранение малокомплектных школ. Но при этом, конечно, нужно будет уделить особое внимание проблеме дистанционного обучения. Для этого и оборудование, и подготовка нужны соответствующие. Таким образом, мы могли бы создать программу, похожую на ту, которую мы сейчас начинаем реализовывать в сфере здравоохранения, но для этого нужно, чтобы Министерство образования и науки провело работу с регионами Российской Федерации и вышло на заключение соответствующих договоров.При этом если мы по этому пути пойдем – а я предлагаю поступить именно таким образом, – мы уже в ближайшее время сможем добиться повышения заработной платы учителей процентов на 30.Это должно быть не механическое повышение, это повышение должно происходить в рамках действующих сегодня, введенных процедур при подтверждении квалификации при обязательном участии профсоюзных организаций. Я думаю, что эта программа, которую можно предложить, разработать и внедрить, будет существенным дополнением ко всем другим инициативам, которые сейчас у нас внедряются в образовании. Давайте на встрече в Госдуме еще раз к этому вернемся.Свое обещание премьер сдержал. На встрече с руководством партии «Единая Россия» проблема увеличения зарплаты учителей снова оказалась в центре внимания. Более того, как заявил премьер, он уже дал поручение Минобрнауки России по подготовке программы для решения этого и других важных вопросов, направленных на укрепление общеобразовательного пространства страны.- С учетом особенностей России это непростая задача, – подчеркнул Владимир Путин. – Территория огромная, школ, учреждений очень много, много малокомплектных. Они достаточно дорогие, и, надо прямо сказать, качество образования там все-таки далеко не всегда отвечает современным требованиям.Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество образования поднять, и сократить расходы? Создание базовых образовательных центров с филиальной сетью – это возможный путь решения проблемы при улучшении возможностей дистанционного образования с использованием современных средств. Для нашей страны с огромной территорией это может быть выход. Это первое.Второе. Если мы будем выделять на укрепление материально-технической базы федеральные средства, то сможем действительно сделать общую программу и контролировать ее исполнение при софинансировании со стороны регионов. Это значит, мы показываем тренд, подставляем финансовое плечо, и регионы с удовольствием присоединяются. Мы можем укрепить материально-техническую базу и, конечно, поднять уровень материального благосостояния, доходов самих учителей.Как я уже говорил, стремиться нужно к тому, чтобы добиться среднего уровня по экономике в соответствующем регионе. Сделать это непросто. В некоторых регионах это уже достигнуто – в Москве, например. А в некоторых разрыв очень большой. Первый шаг – выйти на повышение где-то на 30%. При этом через квалификационные комиссии с участием профсоюзов можно будет принимать соответствующее решение.Таким образом, если мы пойдем по этому пути, то можем комплексно решить сразу несколько задач в сфере школьного образования. У нас есть пример подобной работы в сфере региональных программ модернизации здравоохранения. Теперь Министерство образования должно будет поработать с регионами. Думаю, месяца за три они должны такие программы подготовить, и с 1 сентября мы их сможем фактически запустить.Это потребует определенных решений и на законодательном уровне. Я надеюсь на вашу поддержку. Очень важна будет роль «Единой России» на местах, с тем чтобы ее партийные организации в законодательных региональных собраниях тоже активно включились в подготовку этих проектов, региональных программ модернизации образования и участвовали в контроле за их исполнением.Более полную стенограмму заседания Правительства РФ и встречи премьер-министра Владимира Путина с руководством партии «Единая Россия» можно найти на сайте www.government.ru.
Комментарии