Из огромного числа направлений в работе современной школы тема работы с молодым учителем стала почти выполнимой.
Что бы мы ни писали, ни говорили, события в современной школе неумолимо развиваются в одном направлении: школы омолаживаются, коллективы объединяются и присоединяют к себе детские сады.Наш комплекс, который буквально на днях отметил свое двадцатипятилетие, живет в муниципальном округе – рядом Московский нефтеперерабатывающий завод, микрорайон Капотня. В состав нашего комплекса входят две школы, три детских дошкольных учреждения, мы строим свою сегодняшнюю работу по такому принципу: от воспитанника детского сада до выпускника центра образования.Крупный комплекс – это перспективная работа, достойная зарплата, большой коллектив, и в таком большом комплексе должны работать педагоги совершенно новой формации. Среди 227 работающих в нашем Центре образования много педагогов-мужчин. Как это создавалось? Почему в других сферах сетевой принцип, принцип маркетинга работает, но не срабатывает в школе, хотя тоже должен работать? Мы решили так: если создать комфортные условия, если это будет доступно для одного педагога, то он заинтересует и приведет своего коллегу, поможет создать тот коллектив, о котором сегодня мы говорим как о новой современной модели.Каков же путь привлечения молодежи? Это прежде всего, конечно, работа с профильными вузами. Сегодня есть очень много педагогических колледжей и высших учебных заведений, чьи ребята проходят практику именно у нас, после чего перетянуть на работу молодого педагога становится гораздо проще. То, что проведение педагогической практики будет проходить по системе работы вузов в школе, наверное, даст очень хороший результат.Наша инновационная программа, которая представлена в нашем Центре образования по работе с молодыми специалистами, с молодыми педагогами, не претендует на какую-то универсальность, массовость, всеобщее внедрение в практику. Речь идет именно о моем видении новой школы, и то, как я это практикую, доставляет мне истинное профессиональное удовольствие. Я вижу в таком коллективе и опытных, и начинающих, и творческих личностей. Когда, соблюдая дресс-код, в комплекс входит молодой сотрудник, сами дети себя совершенно по-другому ощущают, они смотрят на него как на мужчину, который много может дать им в обучении и воспитании, при этом образуется гармония в системе образования.Если говорить о нашей программе «Молодой сотрудник», то мы шли от того контингента воспитанников, который у нас есть, а это 1768 воспитанников, из них 765 человек – в дошкольных учреждениях, 396 в начальной школе и 607 – в старшей и средней школе. Мы должны работать с семьями наших учеников и воспитанников, а это, поверьте, работа не совсем простая. Когда я сейчас вхожу в детское дошкольное учреждение и вижу, как маленький ребенок, которому 5, 6, 7 лет, обнимает за ногу – выше он пока не может обнять – «папу», я знаю, что при этом он получает то, чего ему не хватает в семье. Да, мы создали у себя институт групповых «пап», в который вошла команда квалифицированных, мыслящих, молодых педагогов-мужчин.Мы прошли несколько этапов, прежде чем нашли этих «пап». Первыми наиболее достойными попали в эту категорию педагоги физического воспитания, которые стали работать у нас и воспитателями физо в дошкольных учреждениях, что было очень легко. Плюс у нас есть спортивные классы, поэтому, разговаривая с тренером, мы нашли тех ребят с высшим образованием, которые закончили спортивную карьеру, имеют педагогическое образование и согласились прийти к нам. У нас Школа здоровья, поэтому мы стали искать тех педагогов-мужчин, которые работают по развитию, добиваются или хотят добиться того, чтобы ребенок смог решить проблемы со здоровьем и снять все предвзятые отношения к нему как к ослабленному. То есть были сначала инструкторы лечебной физкультуры, потом мы договорились с вузами и старались набрать мужчин-педагогов дополнительного образования, это были музыкальные руководители, хореограф, те, кто занимается робототехникой.Институт групповых «пап» в дошкольных учреждениях – это для всех замечательно. Младшему воспитателю-женщине таскать кастрюли тяжело, а молодые мужчины с этим справляются с легкостью, во время прогулок больше помочь ребенку в активной жизненной позиции смогли только молодые мужчины. Спасибо нашему Московскому городскому педагогическому университету, что стал присваивать ребятам – выпускникам школы и своим студентам – квалификацию «помощник воспитателя детского сада». Когда я стал анализировать, кто согласился получить эту специальность, получилось, что, как правило, это были те мальчики из неполных семей, где пап не было, но у мальчиков были маленькие сестры или братики, потому они с удовольствием и пришли работать и получить специальность «воспитатель дошкольного учреждения». Поэтому выпускник школы – это для нас будущий сотрудник детского сада. Таков наш лозунг, с которым мы работаем.Очередной этап – работа со специалистами по информационным технологиям. Не секрет, что старшее поколение педагогов тяжело входит в информационные технологии. Но к нам приходит молодежь – это системный администратор, руководитель сайта, школьного телевидения, эти-то молодые парни и взяли на себя участок работы с ИКТ.На одном из этапов формирования коллектива, который мы наметили, в сферу нашего внимания попали специалисты здоровьесберегающих технологий – массажисты, специалисты по скринг-диагностике, терапевты, которые работают и в дошкольных учреждениях, и соответственно в самой школе. На следующем этапе мы уже подошли к нашей начальной школе. Мы посмотрели, кто у нас выходит гулять с группой продленного дня, кто выполняет с детьми режим. Бабушки наши, тетушки, как ни приду, стоят, как ни посмотрю, судачат, а дети гуляют сами по себе. Зашел, они меня увидели и разбежались. Когда мы взяли в воспитатели ГПД молодых нормальных парней, которые с детьми стали прыгать, скакать, бегать, заниматься спортом во время этого отдыха, все пошло совершенно по-другому, появилась динамика в начальной школе. Мы отдали этим ребятам занятия по физической культуре, которые они стали вести. У меня группа продленного дня работает с семи часов утра, потому что родителям надо выехать на работу из Капотни в Москву, как мы говорим, в город. Пришли эти молодые мужчины к семи утра, стали с этого раннего утреннего времени работать в группе продленного дня, они это смогли делать, так как не обзавелись еще семьями, у них еще нет тех обязанностей, которые потом появятся в семье, а в нашей начальной школе с их приходом наступил новый этап.Как нам удалось все это сделать? Для привлечения молодого специалиста необходимо, мне кажется, создать условия для работы – организовать ему достойную заработную плату, сформировать его потребность в работе, создать конкурентные стартовые условия и правильно организовать его отдых. Это все представлено в наших принципах деятельности. Там, где сотрудничество и сотворчество, мы можем говорить о том, что должен быть наставник. Наставником, мы считаем, должен обязательно выступать член профсоюзного комитета, а не просто профессионал, который работает в школе, потому что именно член профкома знает все моменты жизни этого коллектива, ему проще помочь и организовать работу этого молодого педагога. А дальше у этого молодого человека появится уже профессиональная компетентность. Добавлю сюда еще принцип аксиологизации, ценность, которая в традициях нашего коллектива, мы уверены, что она должна пестоваться молодыми педагогами, которые пришли к нам и стали вместе с нами работать. Тогда проще будет идти и подходить уже к деятельностному принципу, в котором мы видим уникальность развития каждого молодого сотрудника, который, включаясь в коллектив, выступает в качестве исследователя. Сегодня, переходя из школы настоящего в школу будущего, мы стараемся не разрушить взаимодействие четырех «р»: разума, реальности, риска и результата.
Комментарии