– Владимир Михайлович, для всех сегодня очевиден тот факт, что повышение качества образования невозможно без включения в образовательный процесс современных информационных технологий. Как вы оцениваете состояние информатизации российской школы на данном этапе?
– Действительно, в мировом сообществе идет интенсивная информатизация не только в образовании, но и во всех сферах общественной жизни. Эти процессы приобретают глобальный характер и активно влияют на экономику, национальную безопасность государства, на качество и уровень жизни людей. В последние годы и в нашей стране хотя еще и не в полной мере, но все же наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию информационных технологий в учебных заведениях. Серьезным толчком послужила федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы” (ФЦП “Реорис”), которая была разработана правительством по инициативе и в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина. Главная ее задача – создать условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. Программа включает три этапа и должна завершиться к 2005 году.
– Каковы результаты первого и начала второго этапов, что реально удалось сделать за эти почти два года?
– Прежде всего выполнен проект “Компьютеризация сельских школ”. В 2001 году более 30 тысяч сельских школ получили около 50 тысяч компьютеров для учеников. К этому надо добавить еще компьютеры для учителей, принтеры, модемы и комплекты сетевого оборудования. Таким образом, компьютеризировано 97% сельских школ (3% составляют в основном школы, которые субъекты Российской Федерации компьютеризировали полностью ранее). Если учесть тот факт, что даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 года были оснащены лишь на 5%, можно сказать, что первый этап федеральной программы прошел весьма успешно. Есть, однако, проблемы отсутствия во многих учебных заведениях на селе телефонной связи, что затрудняет работу с обычной электронной почтой в качестве наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. И еще согласно этому проекту в сельские школы поставлена аппаратно-программная документация, произведен отбор прикладных программных материалов, которые можно использовать в переходный период. И конечно же, организована подготовка сельских учителей к работе с информационными технологиями.
– И как она, на ваш взгляд, проходит? Создана ли соответствующая база для обучения учителей? Что делается на федеральном уровне, что происходит в регионах?
– Основная работа по подготовке учителей к работе с компьютерами, по освоению информационных технологий проводится в региональных институтах повышения квалификации. Практически во всех ИПК создана за счет средств субъектов Федерации компьютерная база для обучения учителей. Им активно помогает Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, которая совместно с Федерацией Интернет Образования разрабатывает и направляет в регионы примерные программы, учебные планы, пособия (на бумажных и CD носителях). В прошлом учебном году почти 90 тысяч учителей прошли компьютерную подготовку. Что касается программы “компьютеризации сельских школ”, то здесь осуществляется целевая подготовка тьюторов, которые в дальнейшем обучают сельских учителей. В частности, благодаря этой тьюторной системе в этом году 28 тысяч сельских педагогов получили соответствующую компьютерную подготовку. Кроме того, в каждую сельскую школу в 2001 году отправлено 27 CD, содержащих информационно-обучающий материал по 9 предметам школьного курса.
– Значит, объявленная компьютеризация образования стала реальным фактом и уже можно говорить об определенном прорыве в этой проблеме?
– О прорыве говорить еще рано, поскольку уровень и масштабы подготовки, квалификации наших педагогов в области информационных технологий оставляют желать лучшего. До недавнего времени лишь 25% преподавателей, например, средней профессиональной школы имели начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики. Общеобразовательная школа недалека от этого. И даже в вузах, большинство которых в России имеет доступ в компьютерные сети, уровень информатизации учебной и научной деятельности еще низок. Здесь нужны комплексные решения. Необходимо создавать учебные программы и электронные библиотеки, развивать дистанционное обучение, существующую сетевую инфраструктуру, увеличивать пропускную способность используемых каналов. Широкому распространению интернет-технологий, особенно в общеобразовательных школах, мешает устаревшая, слабая материальная база, отсутствие в русскоязычном интернете учебной информации, которую можно было бы успешно применять в учебном процессе.
– В последнее время подготовкой учителей в области информационных технологий особенно активно занимается Федерация Интернет Образования. По сути, получилось так, что нефтяная компания ЮКОС взяла на себя то, что обязано было сделать государство: не только обеспечить учебные заведения компьютерами, но и научить учителей пользоваться ими…
– В одном журнале я увидел рекламу нефтяной компании ЮКОС, где крупными буквами был написан девиз – одно-единственное слово – “Пионер”. И этим действительно все сказано. ЮКОС сегодня – одна из самых бурно развивающихся компаний, осваивает все новые и новые технологии, выходит на международный рынок. Даже в образовании, в своем некоммерческом проекте “Поколение.ru”, она тоже выступила пионером. Я не устаю постоянно благодарить президента ЮКОСа Михаила Ходорковского, это не просто дань вежливости, это – своеобразный призыв к другим компаниям – следуйте за пионерами, вкладывайте средства в российскую школу, это обязательно окупится! Созданная для реализации проекта “Поколение.ru” Федерация Интернет Образования оказала министерству огромную помощь. Прежде всего интеллектуальную. Ведь первым всегда сложно, необходимо многое создавать вновь, по наитию, собирая по крупинкам разрозненный опыт. За столь стремительные несколько лет ФИО отработала уникальные программы обучения педагогов, в хорошем смысле “набила шишки” на реализации различных образовательных программ, собрала вокруг себя уникальных специалистов. Поэтому сегодня на любые замечания критиков о том, что поставляемые в школы компьютеры будут стоять недвижимыми, мы можем спокойно ответить: “Нет, у нас есть такие учителя, которые уже сейчас используют технику как действенный инструмент обучения, причем творчески”. Пусть их еще не столь много в масштабах страны, к 2005 году министерство, регионы обучат, в том числе и с помощью ФИО, значительно больше педагогов. Они не просто получат знания, но и станут учителями учителей. От каждого выпускника ФИО его коллеги получают помощь в освоении информационных технологий, они становятся лидерами профессионального сообщества.
За первопроходцем ЮКОСом о своем желании поддержать обучение школьных учителей заявили мировые компьютерные лидеры – Интел и Майкрософт, стали подтягиваться многие наши образовательные организации – вузы, институты повышения квалификации. Но пионер – всегда первый! Поэтому вклад ФИО в развитие отрасли будет еще оценен по достоинству в будущем, а сегодня мы объединяем усилия и работаем вместе над развитием проекта “Поколение.ru” и новыми проектами, в частности по подключению каждой российской школы к интернету. Уверен, с ЮКОСом у нас все и здесь получится.
– Это хорошая перспектива. Но что делать с устаревшими машинами типа “БК”, “Электроника”, которыми еще широко пользуются наши школы? Они по-прежнему считаются техникой и влияют на общую статистику. Когда снимут с эксплуатации эти модели?
– Еще в 1995 году коллегия Минобразования утвердила пакет документов по информатике и информатизации учреждений среднего образования. Было разрешено списывать морально устаревшую технику через 5 лет эксплуатации. Там же даны требования к новой технике, программному обеспечению и методические рекомендации по использованию аппаратно-программного обеспечения в учебном процессе. Эти требования разрабатываются Институтом информатизации образования РАО и ежегодно обновляются в связи с увеличением мощности и расширением номенклатуры средств ИКТ.
– Есть еще одна немаловажная проблема – ограничение доступа детей к сайтам, содержащим информацию о насилии, разврате и т.д. Какие меры принимаются для этого?
– В рамках межвузовской программы “Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение” в 2001-2002 годах выполняется проект МИФИ “Разработка параметров информационной, информационно-физиологической, информационно-психологической, информационно-гуманитарной и идентификационной безопасности телекоммуникационной и информационной среды системы образования”, в котором есть рекомендации по этому вопросу. Но даже они не смогут оградить пользователей вне специально оборудованных компьютерных классов от доступа к указанным сайтам. В мире давно поняли, что запретительными мерами надо воздействовать не только на пользователей (в данном случае развивая нравственные качества детей), но и на разработчиков (накладывать ограничения и штрафы). В цивилизованных странах уже есть соответствующее законодательство, а в России оно только разрабатывается.
– Таким образом, Владимир Михайлович, сегодня, наверное, можно сказать о том, что на наших глазах рождается принципиально новая информационная образовательная среда и соответственно должны измениться многие наши представления о подходах и методах преподавания, об источниках получения знаний и вообще – педагогическое мышление, сознание…
– Это действительно так. Мы не можем более оставаться во власти устаревших подходов к образованию. Доступ знаний в ближайшем будущем связан с развитием новых информационных и коммуникативных технологий. Без этого мы не добьемся повышения качества российского образования, не предоставим нашим гражданам тех условий, которые обеспечат равные возможности для получения образования всех уровней и ступеней, и, наконец, просто останемся за бортом цивилизованного мира.
Ирина ДИМОВА
Александр ВОЛОШИН, руководитель Администрации Президента Российской Федерации:
– Масштабный проект “Поколение.ru” – реальный пример успешного сотрудничества Федерации Интернет Образования с федеральными и региональными органами власти.
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, председатель Государственной Думы РФ:
– Деятельность ФИО позволяет российским учителям осваивать на практике современные информационные технологии и передавать полученные знания своим ученикам, которым предстоит жить в новом веке информации и информационных технологий.
Комментарии