search
main
0

Визитная карточка

Картинки из “Семейки”,

или Рассказ о школе, где учатся взрослые и дети

Картинка первая: из детства

…Я научилась читать, но мама еще не знает об этом. Иду по улице и вдруг озвучиваю вывеску на магазине: “Продукты”. Мама удивлена и обрадована, помню это очень ясно, хотя было мне всего пять лет. Этот эпизод неожиданно всплыл в памяти, когда я уселась рядом с детьми и взрослыми из “Семейки” и заслушалась:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет…

Мамы слушали Пушкина и смотрели на своих малышей с таким же блаженно-счастливым выражением лица, как моя мама – тогда. Казалось бы, нехитрое дело: порадоваться за своего ребенка. Но, оказывается, родители не умеют этого, вернее, не успевают, а иногда и не стремятся успеть. Не говоря уже о том, чтобы научить ребенка чтению и счету. Увы, в наши дни взрослые даже не читают детям сказки.

Именно об этом думали создатели “Семейки” – художники Вячеслав и Мария Сухаревы и главный человек – “мама” семейного класса для малышей Лидия Константиновна Филякина. “Мне было важно, чтобы сестренки, братишки и мамы были вместе. Ведь мама, особенно многодетная, как белка в колесе, ей и посидеть с ними дома некогда”, – говорит Лидия Константиновна. Да только сегодня и в этом семейном классе большая часть детей – единственные у родителей. Они не ходят в детский сад, но и у них те же проблемы – недостаток общения. Именно общение между родителями и детьми, между ребятами из одного двора стало основой “Семейки”. Кстати, сейчас Лидия Константиновна думает о детях, которым обучение необходимо вдвойне, – инвалидах. “Семейка” ждет таких учеников. Здесь царит необыкновенная атмосфера добра, понимания и любви, когда ребенок не боится, что его будут ругать за неправильное движение, слово. И вместе с тем… это школа. Если судить по результатам, ибо трехлетние подопечные “тети Лики” знают буквы, а пятилетние – умеют читать, и не просто умеют, а делают это с удовольствием, что, согласитесь, немаловажно.

Картинка вторая: “Молодец, встань в═угол!”

Среди “китов”, на которых держится семейный класс, театральная педагогика А.Ершовой и В.Букатова. Почему? Лидия Константиновна побывала в их театральной студии и решила, что там учат тому, что просто необходимо в школе: “Развивают память, фантазию, умение видеть другого, а это наиглавнейшее в начальной школе, встреча – встреча глазами”.

Что касается методов самой Филякиной, они непривычны с начала до конца. Во-первых, у нее нет уроков. Урок – слово для старших учеников, а тут – “занятия”. Или игра. На занятии, посвященном мягкому знаку, отгадавший слово, которое получается, если отобрать у “угля” последнюю букву, отправляется… в тот самый угол – и отправляется! И радуется. А придумавший слово “моль” с мягким знаком превращается в это самое насекомое. Смешно! Но достаточно “посыпать моль порошком” – и занятие спокойно идет дальше – по правилам игры “моль” убита. Но самое удивительное – книжки, по которым учатся дошколята. Здесь и “Математика для первого класса” Н.Я.Виленкина, и авторские книжки самой Лидии Константиновны: “Считайка”, “Графическая азбука”, “Ручной букварик”. Главное их достоинство – к ним можно “приложить руку”: поиграть, что-то приписать, дорисовать, раскрасить. И попутно все это учит. Причем на занятиях предметы не делятся на математику, чтение и так далее: “Человека ведь не делят на части, вот и занятия у нас такие же – кусочками”. Все вместе называется общение.

В “Считайке” Филякиной есть пример на перестановку слагаемых – КА-МЫШ-КА-МЫШ. Правда, гораздо интереснее, чем тривиальные: 2+2=4? “Перестановка мест слагаемых в математике ничего не меняет, а в смысле гармонии звучания совсем иное получается”.

И то, что дети сидят на занятиях вместе с мамами, а иногда и с папами, – это тоже метод. Вернее, тут безотказно действует формула: “Соня+Лиза+Мама”. Означает она, что семья на занятиях все делает вместе: и песенки поет, и буквы отгадывает, и на вопросы отвечает, и считает. Только такой уговор. Сначала на любой вопрос отвечает младшая, в данном случае трехлетняя Соня, ну а если не получается – старшая сестренка, шестилетняя Лиза, и уж если совсем трудно – может подсказать Мама Маша. Главное: взрослому не “выскочить” раньше времени.

Картинка третья: “Морковки полетели на═юг”

Вы когда-нибудь творили на уроках труда в школе? Вряд ли. Все быстро-быстро. Почему сделал не по образцу? И звонок – пора на следующий урок. А дома, у заветной коробки пластилина? Вот-вот, другое дело. В “Семеечке” ребята лепят из настоящей глины, а потом обжигают в печке. На занятии я услышала такой диалог:

Жора: А у меня ящерица!

Дядя Слава: Обалденная, особенно глаза замечательные. Хамелеон, наверное.

В этот день дядя Слава, Вячеслав Иванович Сухарев, предложил сделать птичку. Но ребята – вольные пташки – делали кто что хотел: ящерицу, пирожки, пистолет. Пистолет потому, что это “самое страшное, можно каждого убить”. Вячеслав Иванович относится к вольностям спокойно: “Цель у нас – общение, а лепка – средство, чтобы общение стало проще, легче. Они больше учатся друг у друга. Я просто предлагаю какую-то тему. Хорошо, если из десяти двое согласятся. А бывают такие люди, которые хорошо знают сами, что им надо”. Чаще всего, оказывается, бывает так: ребенок делает какую-нибудь необыкновенную штуку из глины, сосед восторгается и начинает тут же лепить то же самое. Но делать вслед за дядей Славой необыкновенно интересно, потому что он лепит… сказку. Например, павлин начинается с морковок, которым вдруг захотелось полететь на юг: “Вместе с журавлями. Сели в болото, глядят по сторонам. Пальмы – вот такие. Болото – теплое-теплое, небо – голубое, птицы кругом – райские. Посмотрели морковки на себя в ручеек и говорят: что-то мы совсем не райские, как нам на юге жить?” К морковкам лепятся оладушки – получаются хвост и крылья. У дяди Славы все живое: листик, на котором нарисовано лето, перышко, которое пляшет на бумаге, выводя картинку тушью. А еще ребята рисуют углем, гуашью на мольбертах, делают эстампы с аппликацией и конструируют из бумаги. Главное – своими руками.

Картинка четвертая: иностранная

Стулья сдвинуты в полукруг – и можно начинать английский язык. Все без исключения семьи, ходящие в школу Филякиной, любят это занятие. Родители – потому что видят результат: приличный запас аглицких слов, дети – потому что весело. Еще бы не весело, если даже пальчики на руках, оказывается, имеют имена: Томми, Бобби. Ну и, конечно, английские названия к этим прозвищам “пристегиваются”, а запоминается все “с лета”, потому что про пальцы есть песенка. Пока поется песенка, мама может украдкой записать, о чем идет речь, – дома нужно ежедневно играть в “английский язык”. Родители в “Семеечке” ученые, знают, что нельзя ребенка насильно заставлять заниматься. Вот, например, мама четырехлетнего Георгия рассказывает: “Я пыталась когда-то давить на него дома, заставлять: “Давай почитаем?” – “Ой, опять!” Нужно перехитрить: “Давай поиграем!” – “А как это?” – “Вот скажи, сколько у тебя пальчиков?” – “Сейчас!” Мне Лидия Константиновна говорит: если ты волнуешься, торопишься, получишь только отрицательный результат. Это абсолютно верно”. Учительница английского Ольга Алексеевна Нецветаева, по-школьному Мэри, – замечательный человек, бесконечно терпеливый “заниматель”, если применять к ней терминологию Филякиной, и просто профессионал. Для уроков она подбирает английский фольклор, игры, прекрасные книжки и – упаси Бог! – никогда не ругает своих учеников за невнимание.

Картинка пятая: “Хожу к бабушке, прошу редечки”

Наверное, только в “Семейке” ребенок прямо во время занятий может спокойно выйти – в сопровождении мамы – и погулять: до первого этажа и обратно. Что делать, стало скучно, нужно отдохнуть. Лидия Константиновна замечает насмешливо: “Для методистов, например, гуляние на уроке кажется просто безобразным. У них одна мысль – держать дисциплину. И даже придумали, представляете, какие слова – “я владею классом”. Тоже мне барон!” Для того чтобы надобность в прогулках отпала сама собой, в “Семеечке” принято очень часто менять сферу деятельности, особенно если занимаются трехлетние малыши. 15 минут английского – пошли попели и потанцевали на музыке или послушали батюшку отца Андрея. 15 минут серьезного занятия чтением и письмом, которое, впрочем, самим детям вряд ли кажется серьезным, – становимся в хоровод или в игру играем, где бабушку просят дать редечки, и она “выдергивает” редьку – ребятишек из круга. Это занятие называется “Народные игры”, потому что в хороводе ребята и взрослые ходят не просто так, а как это делали наши предки. И песни русские народные поют. Учит всему этому, а еще плести из бисера украшения и костюмы делать народные Женя Букатова. Своего рода специалист по обычаям, традициям, песням верхней Оки – Калужской, Орловской, Тульской областей, куда Женя ездила, когда занималась в фольклорной студии “Народный праздник” вместе с папой и мамой. Ее папа, кстати, тот самый театральный педагог Вячеслав Букатов, которого привлекла в “Семейку” Лидия Константиновна. Женя считает, что “игры – это общепонятный язык. И в песнях язык доступный. Взрослые текст запоминают, поют, я смотрю, и ребята текст запомнили, каждый за своей мамой цепляется. Это как бы не учишь, а все само собой”. Несколько слов из специальной “масленой” песни, которая поется на Масленицу, действительно засели в памяти:

“Едут люди по дрова, по дрова,

болит моя голова, голова,

Масляная счастливая, протянися

до велика дня.

Едут люди по сена, по сена,

болит моя колена, колена.

Масляная счастливая, протянися

до велика дня”.

Картинка на фасаде

Попавшие в “Семейку” дети сами не понимают, как им повезло, потому что Лидия Константиновна думает не только о настоящем, но и о будущем своих питомцев. Благо дело, “Семейка” входит в состав столичного учебно-воспитательного комплекса N═1811 “Измайлово”, где можно осуществить свои представления о школе. В первый класс некоторые из детей сразу не идут. Они продолжают ходить в “Семейку” и “притираются” к будущей учительнице. Учительница выбирает себе учеников, а ребенок оценивает учительницу. Учителя, которых выбирает Филякина и которые учатся чему-то у Лидии Константиновны, не просто люди, которые перенимают какие-то методы (к примеру, вообще не ставят оценок в начальной школе), это высокообразованные наставники, которые не принимают самые страшные стереотипы – стереотипы педагогики. И ученики у них хорошие. А по мнению Лидии Филякиной, хороший ученик – это тот, кто умеет спрашивать. Умеет что-то делать. И умеет общаться с товарищами. Всего-навсего.

Картинки “рисовала” Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте