search
main
0

Виталий ГУТМАН, министр образования и науки Астраханской области: Будущее за инновационными технологиями

​Виталий ГУТМАН возглавляет Министерство образования и науки Астраханской области с 2005 года. Надо сказать, что за это время регион стремительно вырвался вперед и все чаще появляется в списках лидеров в самых различных областях, в том числе и в образовании. Здесь понимают – будущее за инновационными технологиями и методиками обучения. К примеру, высокоскоростной Интернет даже в сельских школах появился еще несколько лет назад. Каждое общеобразовательное учреждение имеет свою точку доступа wi-fi. Дистанционные уроки в отдаленных школах давно не новость. Об успехах, нововведениях и проблемах образовательной системы региона мы говорим с Виталием Гутманом накануне нового учебного года.

– Виталий Александрович, какие задачи вам удалось решить за счет внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс?- Внедрение информационных технологий мы начали с дополнительного образования. Есть ученики, которым не хватает школьного курса, я имею в виду одаренных детей. У ученика лицея или гимназии в Астрахани больше возможностей, чем у сельского ребенка. Поэтому одна из главных составляющих – это дополнительное образование для талантливых детей вне зависимости от места их проживания и обучения. Кроме того, дистанционное образование решает еще одну проблему – нехватки учителей в отдаленных сельских школах. Разумеется, у нас есть школьные автобусы для подвоза детей из маленьких школ в ресурсные центры. Однако мы сейчас все активнее используем современные технологии. Педагог через видео-конференц-связь проводит урок, дети отвечают, задают вопросы, разница лишь в том, что учитель и ученики видят друг друга на экране монитора. Часть детей не могут ходить в школу по состоянию здоровья. Им мы предоставляем возможность получать знания, не выходя из дома. Этот проект реализуется на территории региона 5 лет, и количество дистанционных учеников с каждым годом растет. В самом ближайшем будущем мы предоставим возможность так обучаться не только детям-инвалидам. Ребята по желанию смогут поступать в дистанционную школу, там будет свое расписание. Можно будет часть занятий посещать в обычной школе, часть – в дистанционной, если, к примеру, ребенку нужно углубленно изучить какой-то предмет. Организовывать и координировать эту работу в регионе призван созданный в этом году центр дистанционного образования. Он будет выступать в роли методического центра для школ области, где ведется преподавание посредством видео-конференц-связи.- В Астрахани открыт первый в стране школьный технопарк. Расскажите, как он работает?- Главное отличие технопарка от традиционных центров дополнительного образования детей заключается в интенсивном режиме сопровождения ребенка в его проектной деятельности со сложным научным оборудованием, а также возможности испробовать разные научные и творческие направления в течение одного года, общении в командах из 4-5 человек, необходимости регулярно выступать и делать презентации, участии в федеральных соревнованиях и конкурсах и, главное, в свободе реализовывать свои идеи. Все это делает региональный школьный технопарк уникальным местом на образовательной карте Юга России.Наша задача будет выполнена, если этот проект охватит все районы области. Это мы сделаем опять-таки с помощью дистанционного образования, которое строится на основе удаленного сопровождения ребенка и существующих информационных технологий организации общения – вебинаров, трансляций семинаров, социальных сетей.- У вас даже конкурс «Учитель года» проходит с использованием интернет-технологий.- Да, мы изменили традиционный формат конкурса, желая вовлечь в голосование как можно больше людей, родителей, общественность. И нам это удалось: мамы, папы, бабушки и дедушки голосовали за учителя, который нравится им или их ребенку. Всеобщее голосование в образовательных учреждениях – это первый этап, а вот на втором учителя размещают на сайте конкурса свое портфолио, и тут к голосованию уже подключаются все заинтересованные интернет-пользователи. Третий этап – традиционный – урок, но его конкурсанты демонстрируют членам жюри дистанционно, а финал – это защита своей гражданской позиции. Мы выбираем лучших педагогов по номинациям  «Воспитатель года», «Учитель школы», «Работник учреждения дополнительного образования», «Лучший администратор», «Преподаватель колледжа». Хочу подчеркнуть, что мы выбираем не просто предметника – хорошего физика, математика или биолога, а прежде всего личность, которая может увлечь и заинтересовать ребенка. Хотелось бы, чтобы этот конкурс имел больший общественный резонанс, чтобы он стал настоящим событием в жизни региона и страны, только так можно поднять престиж учительской профессии.- Виталий Александрович, обратимся к началу начал – к дошкольному образованию. Не секрет, что многие крупные города России  испытывают острую нехватку мест в детских садах. Есть ли подобные проблемы в Астрахани?- Разумеется, мы не исключение. Самая сложная ситуация по городу Астрахани. Губернатор поставил перед нами задачу – к сентябрю 2015 года полностью обеспечить детей местами в дошкольных учреждениях. Ситуация с очередностью детей от 3 до 7 лет имеет положительную динамику. Самый большой спрос сейчас на ясельные группы для малышей от полутора до двух лет. Мы ни в коем случае не собираемся их закрывать, чтобы обеспечить местами детей от 3 до 7 лет. Министерством разработана «дорожная карта», в соответствии с которой решается проблема детсадовского дефицита в регионе. Могу сказать, что во многих районах области, особенно в сельских территориях,  мест  в дошкольных учреждениях уже достаточно для всех.В районах области мы решаем проблему нехватки садов за счет выкупа подходящих помещений и квартир. К примеру, у нас несколько квартирных детсадов в Красноярском районе, там же построена целая «детская деревня» – 10 новых домов для детсадовских групп. Это ноу-хау Астраханской области. Существенно выросла заработная плата воспитателей – более чем в 2 раза. Но одно повышение зарплаты не даст существенного повышения качества дошкольного образования. Сейчас в связи с введением в строй большого количества новых мест в детских садах возникла острая потребность в педагогах дошкольного образования. Безусловно, в рамках новых требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования будущих воспитателей нужно обучать инновационным программам. А для этого нужно изменить программу их профессиональной подготовки. Ресурс в данном направлении у нас хороший. В регионе успешно осуществляет профессиональную подготовку педагогических работников для сферы дошкольного образования Астраханский социально-педагогический колледж. Также на базе нашего Института повышения квалификации и переподготовки идет переучивание педагогов с непрофильным и педагогическим образованием. Мы сейчас думаем о создании своего регионального педвуза, который бы прежде всего готовил педагогов для дошкольного образования. Подобный опыт  у нас уже есть – выпускники Астраханского инженерно-строительного института  востребованы на рынке труда. Вуз дает качественное высшее образование,  специалисты с дипломом АИСИ  выдерживают конкуренцию даже с теми, кто имеет дипломы столичных вузов. В этом институте у нас довольно высокий конкурс.  – Я знаю, что в регионе создаются образовательные кластеры.- Да, это попытка увязать вместе бизнес и образовательные учреждения в одну цепочку «школа – вуз – предприятие». Подобная система существовала раньше. Школы с математическим уклоном отправляли своих ребят в технические вузы,  работодатели  в свою очередь забирали с профильных кафедр молодых специалистов. Поначалу работодатели никак не хотели вкладывать деньги. Однако со временем они поняли –  в противном случае останутся без квалифицированных кадров.  Диалог со  средними профессиональными учреждениями наладился практически моментально – перенастроили учебные планы, стали отправлять студентов на практику, в свою очередь работодатели  начали предоставлять площадки для обучения студентов. Мы задумались о том, чтобы готовить к выбору  профессии и вообще к жизни детей уже в школе. Поэтому еще в 1996 году ввели  в школах три предмета: «Основы граждановедения». «Основы рыночной экономики» и «Основы жизненного самоопределения». На граждановедении детям объяснили их права и обязанности. Жизненное самоопределение было похоже на беседы о вечном. А вот с основами  рыночной экономики учителя  не совсем справились. Мы пришли к выводу:  этим должны заниматься профессионалы. У нас в области нашлись предприниматели, которые готовы делиться своими знаниями с детьми в клубах юных предпринимателей. Это не сухие лекции, а интересная работа, когда ребята пишут бизнес-планы, проводят расчеты прибыльности.- Тем не менее основной груз образовательной и воспитательной работы лежит на школьном учителе. Можно ли сегодня говорить, что профессия педагога стала престижной? – Зарплата учителя сегодня сравнялась со средней по экономике и даже чуть превышает ее – в среднем 24 тысячи рублей в месяц. Мы полностью выполнили майские указы Президента РФ 2012 года. Хотя повышение учительской зарплаты началось у нас еще раньше – с переходом в 2006 году на подушевое финансирование. Могу сказать, что постепенно растет престиж  профессии педагога. В городе вакансий практически нет, по области не хватает учителей физкультуры, иностранного языка, технологии.   Выпускники педвузов идут в школы, едут в село, мы выделяем им 50 тысяч подъемных, стараемся обеспечить жильем, если это сельская местность.Во многом зарплату учителям нам удалось поднять за счет оптимизации сети. Неэффективные школы были закрыты или стали филиалами. Но тем не менее в каждом селе осталась начальная школа. Растет качество образования,  наши дети успешно сдали ЕГЭ в этом году. Успехи учеников отражаются на зарплате педагогов.  Сейчас хорошо работающие учителя могут рассчитывать на получение надбавок из стимулирующего фонда. Кстати, в распределении этого фонда самое активное участие принимают управляющие советы. Сегодня они во многом  определяют стратегию развития школы.- Виталий Александрович,  до  нового учебного года осталось чуть больше двух недель. Наверняка у вас, как у человека креативного, есть какая-то интересная идея к Дню знаний.- А как же без этого? Только боимся, чтобы нашу идею не украли. Рядом  с областным Министерством образования и науки мы хотим к началу учебного года открыть памятник «Похороны двойки». Согласитесь, есть памятники  первой учительнице, выдающимся деятелям науки и образования, а вот оценку, которой так боятся наши дети, никто до сих пор не запечатлел. Каким будет этот памятник –  секрет, приезжайте – увидите. Цифры и фактыВ Астраханской области с 2005 по 2014 год:    проведены капитальный ремонт и работы по благоустройству в 186 общеобразовательных учреждениях;    свыше 12 тыс. ед. современного компьютерного оборудования поставлено во все общеобразовательные учреждения региона – количество обучающихся на 1 компьютер сократилось с 20  до 8 человек;    приобретено более 640 тыс. единиц учебной и художественной литературы – учебниками обеспечены все начальные классы и классы, обучающиеся в экспериментальном режиме по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов;    в 198 школ поставлено 20 тыс. ед. спортивного оборудования и инвентаря;    приобретено 172 единицы школьного автотранспорта;    все общеобразовательные учреждения области обеспечены высокоскоростным доступом к сети Интернет и wi-fi-оборудованием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте