search
main
0

Виссарионы, неистовствуйте!

Премия для литературных критиков подвела итоги третьего сезона

Всероссийская литературно-критическая премия «Неистовый Виссарион», названная в честь классика отечественной критики В.Г.Белинского и учрежденная в 2019 году по инициативе носящей его имя Свердловской областной библиотеки в Екатеринбурге к 120‑летию ее основания, была в этом году присуждена третий раз. Присуждается она ежегодно авторам, живущим в России, за, как говорится в положении о премии, «значительные достижения и творческую активность в области критики, обращенной к современной русскоязычной литературе XXI века», на основании работ, опубликованных в печатном или электронном (кроме блогов и соцсетей) формате в течение предыдущих двух лет до момента выдвижения. Помимо звания лауреата жюри присуждает специальные призы в номинациях «За вклад в развитие критической мысли», «За творческую дерзость» и «Перспектива».

Евгений НИКИТИН, ведущий Телеграм-канала «Метажурнал», осваивает новые интерактивные формы критики
Фото из личного архива Евгения НИКИТИНА

На сей раз премия за вклад в развитие критической мысли не присуждалась (яркие претенденты были), наиболее творчески дерзким признали Евгения Никитина, самой перспективной среди молодых растущих критиков – Яну Сафронову. А самым неистовым Виссарионом этого года был назван Игорь Гулин.

Игорь Гулин, обозреватель журнала «Коммерсантъ-Weekend», пишущий о литературе на сайтах Colta, Stengazeta.net, соредактор журнала «Носорог» (и поэт, знающий литературу изнутри как практик), из тех, кто сегодня говорит о литературе наиболее умно, точно и нетривиально. Основной формат его высказываний – короткие рецензии в периодике, что кажется мне даже несколько парадоксальным, поскольку по ним можно видеть, что он человек не просто с объемным восприятием и огромной эрудицией, но с мышлением литературоведа и, шире, теоретика культуры. Он критик-мыслитель, его тексты при небольших объемах обладают высочайшей плотностью. Да, Гулин относится к числу наиболее заметных современных критиков, но он пока далеко не полностью раскрыл свой потенциал, у него еще все впереди, сегодняшнее лауреатство видится мне только началом и его признания, и его развития (в его руках хорошо смотрелся бы и приз «Перспектива»). Не перестаю надеяться однажды увидеть изданным сборник его критических текстов, разбросанных по разным изданиям. Вообще, мне кажется, присуждающей премию Библиотеке имени В.Г.Белинского стоит издавать не только ежегодный сборник текстов критиков, вошедших в лонг-лист, но и (толстое – добавлю мечтательно) собрание работ очередного лауреата, позволяющее прочитать их как целое и осмыслить их ведущие тенденции.

Я также очень рада за Евгения Никитина – тонкого поэта, автора нескольких поэтических сборников, человека, прекрасно понимающего и чувствующего поэзию, в качестве аналитика литературного процесса осваивающего новые интерактивные формы критики (создавшего и ведущего Телеграм-канал «Метажурнал»), и за молодого критика Яну Сафронову, с работой которой, к сожалению, до сего дня была мало знакома, но теперь буду вчитываться.

Шорт-лист был в этом году не просто, вопреки названию, отменно длинным – тринадцать кандидатов, но сильным: в него вошли помимо объявленных 7 июня победителей Евгения Вежлян, Василий Владимирский, Анна Голубкова, Людмила Егорова, Сергей Костырко, Лев Оборин, Андрей Пермяков, Андрей Рослый, Александр Скидан и Александр Чанцев. Понятно, что у каждого из наблюдающих за критическим процессом есть в голове собственный шорт-лист и персональный список победителей. Есть он и у меня (и как хорошо, что, будучи частным лицом, могу иметь их даже несколько); дерзну кое-что высказать. Из одного только этого перечня очень подходящими претендентами на так и не присужденный приз за вклад в критическую мысль мне видятся, например, Александр Скидан (хотя бы уже за одну только книгу об Аркадии Драгомощенко), Василий Владимирский, работающий в основном с фантастической (и пограничной с ней) литературой, наряду с Марией Галиной (победителем в номинации «За творческую дерзость» 2019 года) он одна из ведущих фигур этого направления критической мысли, энтузиастка фем-письма Анна Голубкова, поэт, критик, ученый Евгения Вежлян, сращивающая в своей работе мысль критическую и исследовательскую, литературоведческую и социологическую (впрочем, Голубкова и Вежлян могут смело претендовать и на приз за творческую дерзость). Вручила бы я эту премию в этой номинации и Сергею Костырко, который не просто умнейший критик, а держит перед нами подвижную карту современной словесности, каждый божий месяц нанося на нее в авторской рубрике «Нового мира» новейшие книги. Еще мне кажется важным назвать в этом ряду не попавшую даже в лонг-лист Елену Пестереву, издавшую этой весной сборник своих литературно-критических и литературоведческих статей, эссе и интервью за последнее десятилетие «Инстинкт просвещения» (СПб. : Алетейя, 2021), ее вклад в развитие критической мысли должен быть понят и оценен. Вошедший в лонг-лист Борис Кутенков, безусловно, достоин премии за усилия по развитию и критической мысли, и критической практики (хотя бы уже за один только проект «Полет разборов»). В качестве лауреатов в номинации «Перспектива» прекрасно смотрелись бы Лев Оборин и Андрей Рослый. (Я и шорт-лист удлинила бы, включив в него, скажем, Станислава Снытко, Виталия Лехциера, Дениса Ларионова.) В золотой же гонг победителя, по-моему, имеет все основания ударить Александр Чанцев («Ижицы на сюртуке из снов» которого, вышедшие в прошлом году («УГ» писала об этой книге в номере от 18 августа 2020 года.[1]Прим. ред.), впрочем, вполне могут быть рассмотрены как вклад в критическую мысль и как акт – совокупность таковых – творческой дерзости). Думаю, он в него еще ударит.

[1] old.ug.ru/archive/84514

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте