«Книга, взрывающая мозг», «русский Гарри Поттер», супербестселлер – так агрессивно рекламируют «Марусю» в Интернете. На какой бы популярный сайт вы ни зашли – будь то «Одноклассники» или «Mail.ru», – «Маруся» атакует вас, как вирус. Продвижение через Интернет, превратившийся в глобальное средство коммуникации человечества (особенно юной его части), позволило ей войти, как утверждают авторы, в десятку самых продаваемых книг страны. Итак, что же читают подростки, ставшие жертвой умелого массированного продвижения сего продукта?
«Маруся» очень просчитанный коммерческий проект. Начиная с выбора героини – 14-летней девочки Маруси, живущей в 2020 году и, естественно, обладающей суперспособностями, как в любимых подростками фильмах вроде «Люди Х». При этом, чтобы не выглядеть занудой, она ленива, легкомысленна, эгоцентрична и не слишком «умствует» – словом, все как у сверстников. Без источника дара (сначала металлической саламандры, потом других подобных вещиц) у нее один талант – влипать в неприятности и искать себе приключений. Тоже знакомое всем в пубертатном возрасте (Маруся бы не поняла, о чем это я) свойство.
Главное достоинство книги – лихо закрученный сюжет. Маруся несколько раз умрет (прямо как в компьютерных играх) и воскреснет, познакомится с таинственными людьми и существами, будет молниеносно и не очень перемещаться в пространстве, убегать от погони, спасать и губить окружающих. Что касается языка и стиля изложения, так и хочется сказать: немного поталантливее бы. Ну хоть совсем немного. Судите сами: «Маруся полезла в карман за леденцом, чтобы хоть как-то подсластить горечь поражения, и наткнулась там на ящерку. Она была холодной, пожалуй, даже ледяной, и это наполняло ее каким-то мистическим смыслом».
Заметили, что я ни разу не упомянула автора книжки? Дело в том, что на одноименном сайте указывается коллектив авторов: Полина Волошина, Евгений Кульков, Кирилл Бенедиктов и т. д. А еще упоминаются «хранители идеи», авторы сайта и прочие причастные к проекту люди. Видимо, руководит всем главный «кукловод», он же автор идеи, Константин Рыков. То есть «Маруся» не плод грез и вдохновения отечественной Джоан Роулинг, а некий продукт, собранный, как на конвейере, разными людьми. Больше напоминает кино или ТВ (на сайте даже фотографии (!) героев уже разместили), но не литературу, которая до недавнего времени была штучным товаром. Авторы «Маруси», похоже, даже гордятся тем, что создали новый жанр – «литературный сериал», где даже главы названы эпизодами. А сама «Маруся», в свою очередь, лишь первая серия в проекте «Этногенез», который, как говорится на сайте, продлится несколько лет и которому пока нет аналогов в мире. Всего планируется 12 серий с самостоятельными сюжетами, складывающимися в общую картину, как элементы пазла. Среди героев грядущих серий называются Христос, Гитлер, Сталин и современные олигархи. Судя по всему, нас опять ожидают спекуляции на мистически-оккультные темы. О том, что это не литература, а продукт потребления, сориентированный на самые актуальные тенденции рынка развлечений, лишний раз подчеркивают предлагаемые в комплекте к книге аудиоверсия, компьютерная и настольная игры.
Ничего плохого в стремлении развлечь публику и получить при этом хорошую прибыль нет. Просто не надо «впаривать», пользуясь современным сленгом, тинейджерам, что «главная тайна «Этногенеза» – смысл существования человечества во Вселенной». «Откуда мы и для чего мы здесь? Что дает толчки для эволюции? Достигнем ли мы своей цели и кто, наконец, ставит их перед нами? Тот, кто прочитает весь эпос, получит ответы на эти вопросы» – имеют смелость заявить авторы. Неужели ответят?! А бедное человечество веками билось над этими тайнами!..
Боюсь только за современных подростков, в силу необремененности знаниями склонных многое принимать на веру. Так что давайте расскажем им, кем был Сталин и что открыл людям Христос. А то получим поколение невежественных марусь, подсаженных на иглу виртуального пространства.
Комментарии