search
main
0

Виртуальные образовательные экскурсии раскрывают образовательные возможности столицы

Москва – город неисчерпаемых образовательных возможностей. Столичные школы, колледжи, университеты и институты позволяют молодым жителям города получить качественное образование, освоить профессиональные навыки и приобрести необходимые для дальнейшей жизни компетенции. Расширить возможности образовательных организаций помогает городская среда – уникальный образовательный ресурс, способствующий как обучению и воспитанию, так и развитию человека.

Музейные комплексы, архитектурно-исторические объекты, культовые со­оружения, промышленные и энергетические предприятия, лесопарковые комплексы, театры, кинотеатры и концертные залы, спортивные объекты, памятники и монументы – богатейший ресурс города для включения в образовательный процесс. Сегодня он стал доступен каждому школьнику в любое время и при любом местонахождении. Речь идет о новейшей разработке московского образования – виртуальных образовательных экскурсиях, созданных в технологии VR-360. Пионером в этой области является Московский центр развития кадрового потенциала образования.

На сегодняшний день центром создано свыше 120 виртуальных экскурсий к более чем 200 урокам самого широкого спектра предметов всех ступеней школьного образования – физика, химия, география, биология, история, обществознание, мировая художественная культура и др. Все VR-экскурсии объединены в интерактивные циклы тематических видео, обеспечивая тем самым реализацию конвергентного подхода в образовании, формирующего у ученика целостное, не ограниченное рамками одного предмета восприятие полученных знаний. Каждая VR-экскурсия сопровождается интегрированной в сюжет графикой и методически выверенной учебной информацией.

Образовательные VR-пу­те­шест­вия прочно заняли свое место в Московской электронной школе и используются учителями как основа к традиционному уроку, а также как дополнение и обеспечение для более глубокого погружения в тему.

С помощью индивидуальных устройств – очков виртуальной реальности и специально созданного видеоконтента – ученик прямо на уроке сам переносится в места и ключевые объекты, имеющие образовательную ценность, интенсивно погружаясь в изучаемый материал. Такая форма работы, безусловно, способствует повышению учебной мотивации и интереса к познавательной деятельности.

Действительно, есть огромная разница в том, чтобы говорить о стыковке космического корабля, глядя на иллюстрацию в школьном учебнике, или использовать на уроке VR-очки, с помощью которых ученик сам как будто оказывается на космической орбите и становится свидетелем работы специалистов Центра управления полетами. Возможность увидеть открытый космос и взглянуть на нашу планету с орбиты Международной космической станции эффектно и эффективно дополняет учебный материал урока, стимулирует познавательно-прикладную активность, акцентирует внимание школьников на реальных процессах и явлениях окружающего мира.

Используя эффект присутствия с помощью образовательных технологий виртуальной реальности можно, изучая, например, архитектурные стили, показать школьникам как масштабность и величественность одних строений, так и авангардизм и инновационность других, не нарушая традиционного единства формы и содержания обучения, включая при этом школьника в мотивированный активный творческий познавательный процесс.

Или, рассказывая ученику об особенностях творческих профессий, максимально достоверно и точно передать рабочую атмосферу Дома мод или студии графического дизайна.

В результате из таких путешествий школьники возвращаются не просто с новыми знаниями, а с уже сформировавшимся личным отношением к предмету исследования, поскольку им была предоставлена уникальная возможность увидеть все своими глазами.

Каждый школьник имеет возможность виртуально оказаться на плотине Иваньковской ГЭС и увидеть всю ее мощь с высоты птичьего полета, постоять на крышке заглушенного ядерного реактора Обнинской АЭС, почувствовать себя космонавтом, отрабатывающим нужные в полете навыки на уникальном тренажере «Выход-2», разглядеть детали разных архитектурных стилей, находясь в доме Пашкова, особняке Дерожинской, где сейчас располагается посольство Австралии. Также у ребят есть возможность примерить на себя разные современные профессии – BIM-инженера-технолога, UX-дизайнера и UX-исследователя, модельера-дизайнера и дизайнера ювелирных изделий. Узнать об особенностях этих профессий от руководителей и сотрудников крупнейших компаний, оказавшись в современных офисах и предприятиях.

Для обеспечения достоверности содержащейся в образовательных VR-экскурсиях информации, повышения мотивации школьников к процессу обучения и использованию в познавательных целях образовательных возможностей города Москвы в качестве экспертов выступают руководители крупнейших музеев России: Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея, Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, Наталья Артюхина, директор Мемориального музея космонавтики, Вадим Дуда, генеральный директор Российской государственной библиотеки. Также в съемках принимают участие представители законодательной и исполнительной власти: Алексей Шапошников, председатель Московской городской Думы, Евгений Ревенко, депутат Государственной Думы Российской Федерации, Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы, и др. О своей деятельности рассказывают профессиональные музыканты, артисты, художники, спортсмены: саксофонист народный артист России Игорь Бутман, пианист народный артист России Юрий Розум, народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко, народный художник РСФСР Борис Неменский, заслуженный художник РФ Никас Сафронов, олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин.

Последовательный рассказ по основным вопросам каждого цикла экскурсий ведут профессиональные ведущие: Лев Новоженов в цикле «Освоение космоса», Алексей Бегак в цикле «Москва многоконфессиональная», Иван Затевахин – «Биоразнообразие Москвы», Михаил Зеленский – «Законодательная власть Москвы», Павел Любимцев – «Московские адреса Серебряного века», Владимир Раевский – «Оттепель» в московских адресах», Илья Колмановский – «Электроэнергетика Москвы», Филипп Смирнов – «Архитектура Москвы».

Все образовательные VR-экскурсии размещены в открытом доступе на официальном сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования в разделе «VR-360», где можно найти актуальную информацию о современных цифровых технологиях образования, о возможностях их применения. Здесь же публикуются отзывы и мнения учителей, школьников и экспертов о VR-экскурсиях, также представлены ссылки на публикации в средствах массовой информации.

В помощь учителю разработано методическое пособие «Виртуальные образовательные путешествия для учителей и школьников» по эффективному использованию образовательных «экспедиций», включая технологии смешанного обучения, «перевернутого» класса. Пособие помогает разобраться и с различными вариантами технического оснащения, предлагая конкретные примеры уроков и разработанные проекты с применением видео-360. Пособие размещено также на сайте МЦРКПО. Для обеспечения самого широкого доступа ко всем циклам виртуальных образовательных экскурсий создан видео­канал «Образовательные экскурсии VR-360» на видео­хос­тин­ге YouTube.

На канале представлены как полные циклы фильмов, так и все экскурсии по отдельности. Разделы всех циклов экскурсий структурированы, размещены визуально-графические метки, гиперссылки, статьи. Список образовательных экскурсий регулярно обновляется.

YouTube-канал «Образовательные экскурсии VR-360» имеет сегодня около 13000 подписчиков, а количество просмотров приближается к 1000000!

Сегодня с уверенностью можно сказать, что VR-технологии не только активно ворвались в повседневную жизнь современного человека через новые требования к профессиям, необходимым для развития цифровой экономики, но уже сейчас предоставляют исключительные возможности школам для расширения форматов проведения эффективных уроков, мотивирующих на получение действительно полезных и применимых в реальной жизни знаний.

Для более полумиллиона человек, которые уже воспользовались виртуальными образовательными путешествиями в формате «видео-360», наш город предстал в совершенно новом качестве, став неисчерпаемым ресурсом для развития, образования и самосовершенствования. А виртуальные образовательные экскурсии VR-360 навсегда стали частью цифровой образовательной среды Москвы!

С особой радостью и гордостью отмечаем, что образовательные VR-экскурсии, разработанные Московским центром развития кадрового потенциала Департамента образования и науки города Москвы, были удостоены Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2020 год! 15 октября 2020 года Председатель Правительства России Михаил Мишустин вручил Премии Правительства РФ в области образования команде разработчиков VR-экскурсий.

Юлия ФЕДОРОВА, начальник управления МЦРКПО;
Светлана ТОХТУЕВА, начальник отдела МЦРКПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте