search
main
0

виртуальная реализация и реальные знания. Подготовка к ЕГЭ

Cчитанные недели остались до конца учебного года, а значит, и до начала экзаменов. И хотя подготовка к ним шла на протяжении всего года, приближение этого момента всегда пугает своей неожиданностью. «Дрофа» уже не один год предлагает в помощь выпускникам и абитуриентам свои издания.

в разделах «Тематический терминологический минимум» и «Толковый словарь физических понятий» наиболее удобны для повторения основных определений и понятий, они доступны при работе в режиме обучения, а система поиска позволяет легко обращаться к необходимым разделам и терминам. Предусмотрен поиск по списку формул, словарям терминов и понятий и текстам теоретических материалов. При поисковом запросе учитываются морфологические особенности, возможен поиск словосочетаний, поиск групп терминов, разделенных другими словами. Приведем примеры поисковых запросов: материальная точка, материальные точки; одиночные слова – например, тело, телом; формулы при многословном запросе – например, внутренняя энергия.

Среди них особое место занимает серия «Готовимся к ЕГЭ», выпускаемая по всем предметам школьного курса. В отличие от многих, в них предложены не только тренировочные задания разного типа и уровней, возможные варианты вопросов, примеры решения как сложных, так и простых заданий в соответствии со структурой ЕГЭ, правила оформления работ, но и широко представлен анализ результатов такого экзамена, даны психологические рекомендации поведения.

Обратите внимание на новые серии «Дрофы»!

«Сдаем ЕГЭ» создана совместно с Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В пособиях описываются структура КИМ, типы заданий, требования к оформлению, записи ответов на задания разного типа, а также рекомендации к проверке и оценке решений заданий с развернутым ответом, рассматриваются типичные ошибки. При подготовке вариантов использован открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. В приложениях приводятся списки нормативных документов и экзаменационные бланки, которые необходимо заполнить при сдаче ЕГЭ.

«Выпускной-вступительный» – авторы пособий – действующие преподаватели ведущих вузов страны. При создании книг ими были учтены помимо общих требований и характерные особенности конкретных вузов, где они преподавали и принимали вступительные экзамены.

Особой популярностью среди школьников пользуются и мультимедийные издания «Дрофы», среди которых серия «Виртуальные лаборатории и практикумы», куда входят издания по подготовке к единому государственному экзамену. В составе серии – виртуальные лабораторные практикумы по физике, диск «Вероятность и статистика», «Интерактивная математика», «Подготовка к ЕГЭ по биологии», «Подготовка к ЕГЭ по химии» и др.

Новинкой в этой серии стало издание «Подготовка к ЕГЭ по физике», в котором обобщен многолетний опыт авторов издания преподавания физики в педагогическом университете и профильном лицее. Диск можно (и удобно) использовать совместно с ранее вышедшим пособием «Готовимся к Единому экзамену: Физика» (Москалев А.Н., Никулова Г.А. – М.: Дрофа, 2004, 2005).

Мультимедийное издание будет полезно как сторонникам ЕГЭ, так и тем, кто не вполне принимает эту форму аттестации. Задания, теоретический и справочный материал мультимедийного пособия позволят отработать навыки решения задач по физике, закрепить и обобщить теоретические знания и подготовиться к любой форме испытаний по физике.

Структура издания

В состав мультимедийного издания включены нормативные документы, касающиеся правил и технологии проведения ЕГЭ, пользователи смогут ознакомиться с документами, регламентирующими правила проведения ЕГЭ, рекомендациями по сдаче ЕГЭ, правилами оформления бланков, технологическими подходами к выполнению задач различного типа.

Издание содержит краткое изложение теоретических материалов, близкое к опорным конспектам, более 900 разобранных задач и заданий различного уровня сложности (в том числе представлены задания вступительных экзаменов ведущих вузов России), тренировочные, контрольные и экзаменационные варианты заданий, а также тренинг по заданиям группы «С». Общее число тренировочных и контрольных заданий – около 2000.

Справочные материалы включают: физические константы, таблицы «Свойства материалов», элементы математики для решения физических задач, основные формулы по курсу физики средней школы, необходимые для выполнения заданий, терминологические словари.

Структура диска позволяет пользователю работать в трех основных режимах: обучения, контроля, поиска справочной информации. Информационные объекты мультимедийного издания объединяет блок «Обучение и повторение», в состав которого входят разделы: «Теория», «Примеры», «Тренинг». Структура этого блока позволяет эффективно использовать диск не только для повторения или ликвидации тематических пробелов, но и для активного тренинга. При выполнении тренировочных заданий нет ограничений по времени, траектория обучения выбирается учащимся самостоятельно или учитель составляет индивидуальные планы. В ходе выполнения заданий группы «С» учащиеся могут воспользоваться тремя подсказками, ориентированными на формирование общих подходов к решению задач, а также получить собственно решение. Политомическая оценка позволяет учесть неполное знание (стандартные несущественные ошибки школьников).

Контрольные и экзаменационные варианты заданий представлены в разделах «Тематические контрольные» и «Экзамен». Время выполнения вариантов контрольных лимитировано продолжительностью стандартного урока (45 мин.), экзамена – продолжительностью ЕГЭ (210 мин.), выбор заданий каждого типа случаен, результаты заносятся в журнал.

Справочные материалы в разделах «Тематический терминологический минимум» и «Толковый словарь физических понятий» наиболее удобны для повторения основных определений и понятий, они доступны при работе в режиме обучения, а система поиска позволяет легко обращаться к необходимым разделам и терминам. Предусмотрен поиск по списку формул, словарям терминов и понятий и текстам теоретических материалов. При поисковом запросе учитываются морфологические особенности, возможен поиск словосочетаний, поиск групп терминов, разделенных другими словами. Приведем примеры поисковых запросов: материальная точка, материальные точки; одиночные слова – например, тело, телом; формулы при многословном запросе – например, внутренняя энергия.

Для реализации поиска с учетом морфологии был использован словарный морфоанализатор в сочетании с методом индексации. Алгоритмы морфологического анализа и синтеза, основанные на базовом словаре, позволяют нормализовать слова, определяя их начальную форму. Система полнотекстового индексирования организует поиск с учетом логических операторов. При этом индекс текста должен включать идентификатор нормальной формы слова и грамматические характеристики. В программе существует несколько типов индексов, упорядоченных для быстрого поиска: для всех документов (теории), для терминов и формул, для каждого документа. При многозначности сохраняются все варианты нормальных форм. Например, для слова «стали» – это будут глагол «стать» и существительное «сталь».

Кроме поиска в форме запросов, описанная технология используется при параллельном использовании толкового словаря физических понятий (во всех режимах работы, кроме контролирующих), при котором осуществляется подсказка или уточнение смысла физического термина. При выделении любого термина или сочетания в основном окне в нижнем поле появляется список определений, а также соответствующие формулы, причем выделенное может состоять из нескольких слов в любой словоформе. Например, термин «внутренняя энергия» будет успешно найден при выделении словосочетания «внутреннюю энергию» или «внутренней энергией».

Дизайн

По меткому изречению Ф.Аквинского «человеческое знание начинается с чувств». При разработке дизайна мультимедийного издания помимо эстетических вопросов большое внимание уделялось разработке элементов, в функции которых входит управление когнитивными процессами при обучении – фокусировка внимания, стимуляция запоминания, активизация процессов мышления.

Для дизайна мультимедийного издания характерны следующие особенности:

а) Интерфейс. Комфорт «общения с программой» помимо продуманной системы навигации включает набор визуальных элементов – пиктограммы, контекстные подсказки. Причем интерфейс не перегружен пиктограммами, это не дает пользователю заблудиться, но облегчает навигацию по разделам.

Предусмотрена возможность индивидуальной настройки цветовой гаммы интерфейса (три базовые палитры) и изменения расположения главных рабочих полей. Отметим, что оперативная, «одним кликом», смена размера поля (абсолютного и относительного вплоть до заполнения основным рабочим полем всего экрана) существенно расширяет режимы работы с пособием: от беглого ознакомления или быстрого повторения до глубокого сосредоточенного погружения.

б) Цветовое оформление. Очевидно, внешний облик ПП не должен раздражать и утомлять глаза, отвлекать от решения конкретной задачи обучиться чему-либо и в то же время навевать скуку. Учет этих моментов позволил разработать цветовую гамму с точки зрения психоэмоционального воздействия цвета. Основным цветом интерфейса программы является нежно-голубой, создающий прохладное окружение информационной среды, под воздействием этого цвета у пользователя уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение. В качестве фона для обучающих материалов используется светло-желтый, который согласно результатам исследований способствует решению задач и проблем, стимулируя мозг. Таким образом соблюдается баланс между синим (пассивная интроверсия и импульсы, обращенные внутрь) и желтым (экстраверсия, т.е. импульс, обращенный наружу).

Варианты использования

Анализ государственных стандартов среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) позволяет констатировать тенденцию к усилению компоненты самообразования. Представленное мультимедийное пособие ориентировано в основном на самостоятельную работу учащихся по отработке практических навыков решения задач, подготовке к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, а также при проверке знаний. Можно организовать групповую работу, в которой будут сочетаться традиционные приемы обучения и работа с мультимедийным изданием (подбор, поиск информации, выполнение тренировочных упражнений и т.д.). В этом случае удобно организовать проблемное обучение. Учитель только направляет, руководит работой учащихся, каждая группа готовит сообщение о поставленной проблеме и объясняет остальным участникам занятия. Это издание с успехом может использоваться и в педагогических вузах как для обучения физике, так и для обучения методологии встраивания новых методических средств в учебный процесс.

Нельзя обойти вниманием особую полезность пособия при домашней форме обучения или подготовке к повторной сдаче ЕГЭ в последующие после выпуска годы.

Использование электронного пособия «Готовимся к ЕГЭ. Физика» при самостоятельной работе учащихся может быть наиболее эффективным на следующих этапах:

1. закрепление материала, повторение теоретического материала, примеров решения задач по данной теме;

2. тренинг, когда учащийся сам контролирует усвоение материала, при необходимости возвращаясь к теории и разобранным примерам;

3. контроль знаний по данному разделу (результаты заносятся в журнал);

4. тренинг решения задач группы «С» с 3-уровневыми подсказками;

5. итоговое тестирование;

6. поиск информации или уточнение смысла терминов, встречающихся по ходу работы (толковый словарь физических терминов);

7. итоговое повторение формул и определений терминов непосредственно перед экзаменом (терминологический минимум).

Такое количество возможных этапов самостоятельной работы, предусмотренное сценарием пособия, в сочетании с объемом материала обеспечивает не только активную форму его усвоения, экстенсивный и интенсивный тренинг к ЕГЭ, но и способствует лучшему запоминанию информации и закреплению навыков на более продолжительное время.

Очевидно, что настоящее пособие может быть эффективно использовано и учителями физики, и студентами педагогических заведений в качестве обширного справочника с развитой навигацией. Но главное его назначение – поддержка самостоятельной подготовки учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте