Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Виноват. Так уж получилось…». «Живое право». Курс практического права. Тема «Если вы совершили административное правонарушение»

Учительская газета, №21 от 24 мая 2005. Читать номер
Автор:

Сегодня мы узнаем: Как действуют представители власти при обнаружении административного правонарушения?

Что делать, если вы совершили административное правонарушение?

Я обучаю ребят вождению автомобиля. Сейчас очередь Лехи, над которым мы все вместе взяли «шефство».

Леха медленно нажал на газ, отпуская сцепление. Машина плавно тронулась с места и начала набирать ход…

– Здорово! – восхищенно сказал Дима. – У меня еще так не получается…

– Немного перегазовал… – «заценил» Илья.

– Тише, не мешайте, – остановил я ребят. – Леша, будь внимателен – выезжаем на перекресток… Не забыл, что нужно сделать?

– Не-а, – сказал Леха и отпустил все педали.

Машина заглохла в самом центре перекрестка…

– Старший сержант Шустров! – представился нам невесть откуда взявшийся сотрудник дорожно-патрульной службы. – Какие-то проблемы?

– Нет, все в порядке, – ответил я, улыбаясь. – Вот учу подрастающее поколение водить машину.

– Прошу предъявить ваши документы…

Я привычно хлопнул по карману, где всегда лежали мои права… И тут же мне пришлось хлопнуть себя по лбу – надо же! – в суматохе я забыл документы дома…

– Та-ак! – радостно сказал сержант, садясь за руль машины. – Похоже, вы не только правила учебной езды нарушаете! Поедем на штрафную стоянку!

Делать было нечего. Сержант довез машину до штрафной стоянки, а нас доставили в ближайшее отделение милиции. Там нас поместили в коридорчике перед спецприемниками для административно задержанных, в которых сидели достаточно подозрительные личности. Видимо, наш вид внушал доверие: вот и не посадили за решетку.

Окончилась эта история через два с половиной часа. Мне дали возможность позвонить, и сосед Руслан привез мои документы. За это время были также установлены наши личности, выяснено, что машина в угоне не числится, а принадлежит мне. И вот наконец-то мы на свободе!

Вызволив свою машину со штрафной стоянки, мы получили квитанцию для уплаты штрафа за езду без документов (ст. 12.3 КоАП) и за нарушение правил учебной езды (ст.12.22 КоАП – у меня не было удостоверения инструктора, машина не оборудована дополнительными педалями сцепления и тормоза, знаками «У», да к тому же мы ехали по улице, которая не предназначена для учебной езды). Оказалось, что все эти новые правила учебной езды были введены в Правила дорожного движения еще постановлением Правительства РФ от 24 января 2001 года № 67 (у меня было лишь старое издание Правил). Мне сказали, что я еще должен радоваться, что меня оштрафовали за учебную езду (штраф 100 руб.), а не за передачу права управления лицу без документов (ст. 12.7 КоАП, штраф – до 500 руб.).

Только дома мы смогли прийти в себя.

– Как это так – нас задержали, а уголовное дело не завели? – интересовался Илья. – Разве так можно?

– Машину задержали да еще всю обыскали! – возмущался Дима.

– Надо было дать ему денег, да и отпустил бы нас сразу, – мрачно посоветовал Леха, которому вид изолятора напомнил о его недавнем прошлом.

– Дача взятки, статья 291 Уголовного кодекса, – прокомментировал я предложение Лехи. – Лишение свободы до трех лет…

– Ишь ты, – проговорил молчавший Руслан, вертя в руках мои штрафные квитанции, – могли бы штраф на месте взять – суммы-то небольшие. Сейчас вот тебе надо в Сбербанк идти. Всякие квитанции заполнять… Специально, чтобы хлопот было больше!

– Короче, – решительно сказал Дима. – Надо жаловаться! Где у нас советы, как писать жалобу?

– А я бы для начала посмотрел в кодекс об административных правонарушениях, – остановил я его. – Там должны быть правила – как должна действовать милиция и другие органы в этих случаях.

Мы стали изучать КоАП, и у нас получились отличные памятка и практические советы.

А для Лехи это был второй урок из его «исправительной» программы изучения права. Я дал ему еще задания и назначил очередную встречу через неделю.

Действия представителя власти при обнаружении административного правонарушения

В случае если сотрудник МВД или другого полномочного органа считает, что гражданин совершил или совершает административное правонарушение, он должен:

остановить нарушителя;

представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

проверить документы у нарушителя, установить его личность;

разъяснить гражданину, какое нарушение он совершил, выяснив причину подобного поведения;

в рамках своих полномочий составить на месте и выдать нарушителю протокол об административном правонарушении и постановление-квитанцию, а также взыскать штраф, если штраф не превышает 1 МРОТ (в этом случае протокол не составляется, а выдается только постановление-квитанция); однако при нарушении правил дорожного движения штраф всегда уплачивается в Сбербанке (ст.28.6, 32.2, 32.3 КоАП);

передать протокол другому лицу или органу для дальнейшего рассмотрения дела, если полномочия сотрудника не позволяют разрешить это дело (например, когда нарушение требует более сурового наказания, чем штраф, дело должно быть передано в суд).

В случае необходимости (для производства расследования, своевременного рассмотрения дела полномочным лицом или органом) представитель власти вправе применить меры обеспечения, необходимые для расследования административного дела:

1. Личный досмотр гражданина, его вещей, транспорта (совершается только в присутствии понятых, за исключением обоснованного подозрения в наличии оружия).

2. Изъятие вещей и документов, связанных с правонарушением и помещение их на хранение до окончательного рассмотрения дела (совершается в присутствии понятых).

3. Арест товаров, вещей, транспортного средства, т.е. опись вещей, опечатывание и запрет ими распоряжаться до окончательного рассмотрения дела (применяется в случае, когда изъятие вещей невозможно).

4. Отстранение гражданина от управления транспортным средством.

5. Задержание транспортного средства.

6. Освидетельствование на состояние опьянения.

7. Доставление нарушителя в кратчайший срок в милицию или в служебное помещение других органов с целью составления протокола об административном правонарушении. После составления протокола гражданин должен быть немедленно освобожден.

8. Административное задержание сроком на 3 часа, а в серьезных случаях (когда грозит наказание в виде административного ареста) – на 48 часов с помещением в камеру административно задержанных. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.

9. Привод нарушителей, свидетелей для расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Обо всех принятых мерах обеспечения указывается в протоколе об административном правонарушении (либо составляется отдельный протокол).

Практические советы № 22

Если вы совершили административное правонарушение…

1. Итак, вы попались! Примите это спокойно, как неизбежную расплату за кучу мелких нарушений, которые вы безнаказанно совершали.

2. Вежливо общайтесь с представителем власти, выполняйте его законные требования, искренне признайтесь в нарушении (если оно было): «Виноват… Так уж получилось…»

3. Боритесь изо всех сил с собственным желанием дать взятку, если вы желаете преодолеть коррупцию.

4. Если вас оштрафовали, вежливо дождитесь заполнения всех граф постановления-квитанции. Внимательно прочитайте выданный вам экземпляр квитанции. Там должны значиться: пропечатанный официальный номер квитанции; имя; соответствующая вашему нарушению статья КоАП и размер штрафа.

5. Не платите штраф на месте при нарушении правил дорожного движения: это запрещено КоАП. В других случаях штраф на месте можно уплатить, если он не превышает 1 МРОТ. По общему правилу штраф должен быть уплачен в течение месяца в Сбербанке. Ст. 28.6 КоАП, ст. 32.2 КоАП.

6. Настаивайте на составлении протокола и вручении его вам во всех случаях, указанных в Памятке №18, а также в случае, если наказание строже, чем штраф в 1 МРОТ. Проверьте заполнение всех граф протокола, укажите свои замечания к нему.

7. В случае доставления, задержания, привода вспомните о наличии у вас ПРАВ (см. ПС № 12).

8. Обжаловать несправедливое постановление о вашем наказании нужно в вышестоящий орган либо в суд в течение 10 дней.

Ст. 30.3, 30.2 КоАП.

Творческие задания

Задание 1. Административные процедуры

Еще раз прочитайте историю, описанную в беседе, и Памятку №18.

1) Что сделал правильно инспектор ДПС Шустров при задержании нарушителей?

2) Какие ошибки он допустил?

3) Какие меры обеспечения были использованы в этой ситуации?

4) Обоснованно ли они были использованы?

5) Какие документы должны быть выданы нарушителям?

Задание 2. Наказание нарушителей

Подготовься разыграть сценки, показывающие законное пресечение и наказание нарушителей в следующих ситуациях, используя практические советы, памятку этой беседы и предложенные статьи КоАП.

Примечание. Всем нарушителям исполнилось по 16 лет. Все упомянутые должностные лица имеют право самостоятельно применять меры обеспечения и налагать наказания – предупреждение и штраф. Для наложения более суровых наказаний должностные лица должны направить дело в суд.

Ситуация 1 (ст.12.12 КоАП).

Велосипедисты пересекали перекресток на красный свет. Автомобили вынуждены резко притормаживать, объезжать их. Велосипедистов останавливает инспектор ДПС.

Ситуация 2 (ст.8.29, 27.2 КоАП).

Ребята ходили по лесу и от нечего делать разоряли гнезда, муравейники, кидали камни в норы животных. Они были задержаны лесником.

Ситуация 3 (ст.20.1, 27.2, 27.3 КоАП, ст.9 «Правила общежития»).

Компания ребят и девчат после 23-00 во дворе громко пели песни и играли на гитаре. По жалобе соседей во двор приехал участковый.

Ситуация 4 (ст.7.17, 27.7 КоАП).

Члены секции каратэ, возвращаясь с тренировки, начали отрабатывать приемы, ломая забор. Охранник предприятия, которому принадлежал забор, остановил каратистов.

Ситуация 5 (ч.2 ст.8.39, ст.27.7, 27.10 КоАП).

Двое братьев любили ездить на рыбалку с лодкой и сетью на заповедное озеро. Однажды их на месте лова остановил инспектор рыбоохраны.

Дополнительные материалы

Ювенальная юстиция

Древнеримская богиня юности Ювента дала названия особой области в праве – ювенальной (или детской) юстиции.

Вплоть до XIX века детей наказывали и даже казнили наравне со взрослыми. Датой рождения ювенального правосудия считают 1899 год, когда в Чикаго (США) был учрежден особый суд для несовершеннолетних как ответ на всплеск детской преступности. Вот как описывает российский профессор П.И.Люблинский разбор одного дела в Чикагском ювенальном суде, в «небольшой уютной комнатке», после того, как после допроса удалены родители, «чтобы ребенок не боялся»;

– Ну, Вилли, скажи, ты знаешь, почему тебя привели в суд?

– Должно быть, N жаловался, что я взял у него деньги.

– Ну расскажи, как это случилось…

И подросток рассказывает… Появление слез, искренних, горячих слез на глазах ребенка – первый и верный признак, что сердце его завоевано и раскаяние возможно… Окончив беседу, которая касается не только учиненного проступка, но и успехов в школе, товарищей, вкусов ребенка и т.д., судья приглашает попечителя, родителей и потерпевших в свой кабинет:

– Вилли признал, что он взял деньги у N.; я признаю его нарушившим закон, и он имеет право принести жалобу.

Это – провозглашение приговора. Затем идет труднейшая часть всего процесса – избрание подходящей «воспитательной меры». Это могло быть лечение, изоляция ребенка от дурной компании или родителей, возмещение ущерба за счет карманных денег ребенка, задание прочитать или переписать поучительную книгу, временное помещение в приют. Только в случае серьезной испорченности могло быть назначено тюремное заключение.

Вскоре почти по всему миру стали создавать независимые ювенальные суды. В России первый такой суд был создан в 1910 году в Петербурге. Деятельность детских судов оценивалась во всем мире очень высоко. Чикагский судья Галлей утверждал, что «за свое краткое существование суд для несовершеннолетних в нашем городе сделал больше для уменьшения преступности, чем все суды государства за 20 лет…». Однако сейчас американские юристы менее оптимистично смотрят на свои ювенальные суды и думают о реформах с использованием опыта других стран.

А опыт этот достаточно разнообразен и интересен.

Например, в Японии ювенальный уголовный суд превратился в семейный гражданский суд, куда поступают все дела, связанные с несовершеннолетними и семьей. Такой суд занимается «социальным исследованием» ситуации при помощи психологов, педагогов и выносит решения, скорее, о помощи детям и семье, а не о наказании.

В Новой Зеландии вся система ювенальной юстиции построена на основе восстановительной модели правосудия. На помощь «трудным» детям, их семьям и жертвам правонарушений приходят не суды, а «семейные конференции», основанные на традициях коренного населения маори. На эти встречи приглашаются соседи, родственники, а иногда и адвокаты, полицейские, социальные работники. Решения принимаются консенсусом.

В некоторых странах созданы не суды, а административные комиссии. В России, например, в 1918 году вместо детских судов были учреждены специальные комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), куда входили педагоги, врачи, социальные работники, судьи. К несовершеннолетним применялись только воспитательные меры, например, направление в «убежища» (приюты, колонии). Однако рост детской преступности заставил возродить уголовные наказания для несовершеннолетних и передавать их дела в суд. Вскоре комиссии были ликвидированы и возрождены лишь в 1967 году, но со значительно урезанными полномочиями. Уголовные дела несовершеннолетних остались за обычными судами и следствием, хотя установлены особенности «ювенального» процесса, есть и суды, специализирующиеся на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних.

Однако «карательный» уклон суда, следствия и даже КДН, неумение учитывать особенности психологии подростков снова остро ставят вопрос о возрождении ювенальной юстиции в России.

На международном уровне эта проблема давно признана. Стоит упомянуть Минимальные стандартные правила ООН 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (так называемые Пекинские правила, названные по месту их принятия), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних 1990 г. (Эр-Риядские принципы), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.

Виктор ПРОНЬКИН, председатель Совета Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту