В ресурсном центре одаренности МГППУ была проведена масштабная работа по выявлению одаренных и высокомотивированных детей в Москве, в которой приняла участие лаборатория диагностики одаренности этого же университета (руководитель С.Белова). Исследователи отвечали на несколько вопросов, обращенных к ситуации в массовой школе.
Часть I – важные вопросыКакую часть в массовой школе составляют одаренные и высокомотивированные дети? – Известно, что есть дети, чья одаренность достаточно рано сформировалась и хорошо выявляется как психологами, так и многими учителями. Именно их и называют одаренными школьниками. Интуитивно многие люди, даже мало знакомые с психологией, достаточно точно понимают, что это дети с высоким уровнем развития каких-либо способностей. Сам уровень, с которого начинается одаренность, определяют в большей или меньшей степени конвенционально (точнее, статистически), но обязательно при этом явное и существенное превышение нормы. Добавлю, что речь в первую очередь шла о так называемой общей, или умственной, или интеллектуальной, одаренности (это все фактически синонимы). Но кроме одаренных детей есть еще и так называемые высокомотивированные, или потенциально одаренные дети. С ними дело обстоит существенно сложнее, так называемым интуитивным пониманием здесь уже не обойдешься. У высокомотивированных детей одаренность еще не вполне сформировалась: их интеллект, хотя и достаточно хороший, все же не достигает того условного уровня, с которого начинается одаренность, это так называемая хорошая норма. Высокомотивированными этих детей делает их ярчайшая особенность, которую невозможно не заметить, – они очень активны в творческом и умственном отношении: много читают, включая даже сложную, не всегда понятную им познавательную литературу, с интересом работают в кружках, на факультативах, самостоятельно проводят какие-то исследования, пусть самые нехитрые. Мне встречались дети из этой группы, составляющие свои энциклопедии. Они не просто стремятся, они рвутся к собственному развитию, эта мотивация именно так и обозначается: мотивация саморазвития. Эта потребность чаще всего оказывается очень устойчивой и сохраняется практически на всю жизнь.Очень важно иметь в виду то, что хотя эта мотивация ярко выражена, она далеко не всегда включает так называемую учебную мотивацию, то есть организованное, институализированное учение. Это зависит от школы: интересно, трудно, хочется учиться, тогда эта мотивация саморазвития тесно связана с учением в школе, если же учение в школе представляется ненужным, тогда эти дети в стороне от школы и учатся всю жизнь (иногда очень серьезно), но уже по своим законам. Такими были образованнейший Иосиф Бродский – он бросил школу в 7-м классе и больше никогда и нигде официально не учился, академик Я.Зельдович и даже А.Колмогоров. Психологи убедительно доказали (что, правда, давно знали хорошие педагоги), что если высокомотивированным детям создать благоприятные условия, их потенциальная одаренность становится актуальной. Важно, конечно, чтобы эти условия в том или ином виде появились вовремя. Более того, как ни парадоксально, эти дети существенно чаще, чем рано развившиеся одаренные дети, показывают в будущем высокие достижения. Мотивация – мощнейший мотор развития как самой одаренности, так и высоких достижений, но, по правде сказать, только в том случае, если деятельность достаточно совпадает с познавательными и творческими интересами человека. В силу всех этих причин в нашем мониторинге специальное внимание мы уделяли выявлению у школьников именно мотивации саморазвития.- Как обстоит дело в массовой школе с разными видами одаренности?- Внимание большинства учителей по понятным причинам приковано к так называемой интеллектуальной одаренности – это основа для развития любой одаренности. Однако только ли этот тип одаренности важен в школе и можно ли только им ограничиваться? В настоящее время особое внимание уделяется социальному, эмоциональному, практическому интеллекту, это считается основой для успешности человека в обществе. Есть даже данные, что именно высокий социальный интеллект вносит самый большой вклад в чувство удовлетворенности жизнью, что иногда называется счастьем.- Как связана одаренность с успехами детей в учебной и внеучебной деятельности?- Можно ли выявлять одаренных и мотивированных детей по успешности, по высоте их достижений? В настоящее время практически основным методом выявления одаренных детей стали интеллектуальные соревнования (олимпиады). В каком-то смысле олимпиадное движение – гордость советского и российского образования, не случайно у его истоков стояли лучшие ученые страны. Однако при этом возникает очевидный вопрос: какую часть одаренных и высокомотивированных детей выявляют такого рода интеллектуальные соревнования, как связаны с умственной одаренностью учебные достижения (успеваемость) школьников?- Видят ли учителя одаренных и мотивированных детей?- В настоящее время у школьных учителей в массовых школах важнейшая задача: работа с одаренными и высокомотивированными детьми. В какой мере учителя массовых школ уже сейчас подготовлены к решению этой задачи? От ответа на этот вопрос прямо зависит судьба многих детей.Часть II – подготовка исследованияВсего в нашем исследовании участвовали школьники 3-10-х классов из 63 школ Москвы. 60 школ были выбраны по особой математической процедуре, предполагающей создание так называемой репрезентативной выборки: от каждого из 10 округов Москвы случайным образом были выбраны школы разного типа, при этом исключены были только коррекционные школы. Точно таким же образом были выбраны и классы, где проводили обследование детей. Всего таким образом были обследованы 7305 школьников. Мы опросили 97 учителей, которые были классными руководителями обследованных классов или вели в них основные предметы. Очень большое внимание было уделено созданию так называемой батареи методик, то есть психологическому инструментарию. Мы использовали два интеллектуальных теста, не «засвеченные» в Интернете: это тест Дж.Равена (одна из его Модификаций, созданная специально для выявления одаренных людей) и тест «Аврора», разработанный в Йельском университете. Если первый тест измеряет собственно интеллектуальные способности, то второй тест выявляет еще и творческую, социальную и практическую одаренность. Оба теста были стандартизованы на российской выборке.Для выявления мотивации развития были специально разработаны анкеты, опросники, структурированное интервью для учителей, проводился анализ портфолио школьников и их учебных результатов. Принципиально важно, что была проведена специальная работа по защите индивидуальных данных в соответствии с этическими и правовыми нормами: результаты каждого школьника были должным образом зашифрованы и никаким образом не могли быть разглашены.Часть III – результаты мониторингаКак мы и ожидали, в каждой школе Москвы есть одаренные дети, хотя количество их от школы к школе, конечно, значительно меняется. В среднем их количество в нашей выборке составляет в зависимости от возрастной группы от 4 до 7%, а детей с потенциальной одаренностью даже несколько больше, в среднем от 3 до 8%. Это означает, что каждая школа без исключения должна использовать специальные стратегии работы с одаренными и мотивированными детьми. При этом выявление других типов способностей помимо собственно умственной, а еще и творческой, социальной и практической одаренности, увеличило выборку одаренных детей почти в 3 раза. Таким образом, в обычных, так называемых массовых школах оказывается достаточно много актуально одаренных детей, до 15-18%, и это не считая высокомотивированных детей!Анализ связи достижений школьников и одаренности показал, что только треть одаренных школьников (27%) и 13% высокомотивированных детей имеют победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Соответственно успехи на олимпиадах и в школьном обучении не могут служить единственным или даже главным способом выявления одаренности, судя по всему, необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в том числе и специальный психологический инструментарий. В среднем примерно 40% учителей вполне адекватно оценивают имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников, однако при этом очень многие педагоги до сих пор руководствуются в той или иной степени учебной мотивацией и успеваемостью ребенка для оценки его способностей.По результатам мониторинга были проведены несколько встреч с руководством и педагогическим коллективом тех школ, где состоялось тестирование. На этих встречах сотрудники МГППУ рассказывали педагогам о целях и задачах мониторинга, о содержании полученных результатов. Что касается конкретных результатов проведенного тестирования (каков уровень развития интеллекта и мотивации каждого ученика), то здесь мы руководствовались правилом «позитивного плеча», то есть конкретно говорили только о тех детях, которые входили в группу одаренных и высокомотивированных детей. Дело здесь не только и не столько в этическом кодексе психолога, а в самой сути дела. Хотя мы очень тщательно подбирали наш психологический инструментарий и впервые в практике мониторинговых обследований в России использовали только сертифицированные (стандартизованные именно в России) психологические тесты, однако у любого здорового ребенка до определенного возраста остается значительная, существенно выше нуля, вероятность проявить повышенные способности. Это происходит как в силу неравномерности умственного, социального, эмоционального развития, часто встречающегося у детей, так и в силу изменения условий развития на более благоприятные, что тоже иногда происходит. Любой внимательный к детям психолог и педагог встречался со случаями яркой вспышки, неожиданного проявления высоких способностей. Наша задача на этих встречах состояла именно в том, чтобы убедить педагогов, что способностей от природы в готовом виде нет и не может быть (есть только задатки) и миссия учителя состоит именно в их развитии, точнее, в создании благоприятных условий для их становления.В течение следующего года была проделана еще одна важнейшая часть работы: своего рода вторая серия мониторингового исследования. В тех же школах (правда, в меньшем количестве) мы провели сравнение двух вариантов проведения мониторинга одаренности: бумажного, то есть с помощью тестовых буклетов, отпечатанных анкет и опросников, и только компьютерного. Для этого пришлось создавать компьютерные версии одного из психологических тестов (теста «Аврора»), всех опросников и анкет. Следует с благодарностью отметить, что все возможности для полного компьютерного тестирования оказались в каждой обследованной нами школе. Очевидно, что сейчас это не проблема для любой московской школы.Сравнение двух версий мониторинга показало, что степень корреляции (связи) результатов по разным версиям практически никак не отличается от требуемого уровня надежности, статистически заданного для интеллектуальных тестов. Иначе говоря, результаты оказались примерно такими же, как если бы мы еще раз точно таким же образом, как и в первый раз, обследовали тех же школьников.Таким образом, к настоящему времени МГППУ имеет сертифицированный компьютеризированный психологический инструментарий, позволяющий: дистанционно проводить массовые обследования; автоматически обрабатывать данные; гарантировать защиту персональных данных учащихся.Судя по всему, в будущем в системе московского образования необходимо предусмотреть регулярный мониторинг одаренных и высокомотивированных детей. Он необходим для создания для каждого ребенка тех благоприятных образовательных условий, в которых он нуждается.Часть IV – выявление разных типов (виды) одаренностиХотя работа с интеллектуально одаренными детьми имеет первостепенную важность, тем не менее необходимо выявлять и другие виды (типы) одаренности. Это позволит не только значительно расширить охват способных учащихся, но и эффективным образом реагировать на общественные запросы, касающиеся развития разных видов высоких способностей, прежде всего социальной одаренности.Часть V – разработка и апробация комплексной модели работы с одаренными школьниками в массовой школеНужна комплексная модель, включающая выявление, развитие, психолого-педагогическое сопровождение одаренных и высокомотивированных обучающихся, пригодная для использования в массовых школах. При этом необходимо использование инновационных стратегий обучения детей, которые позволяют реально решать задачи организации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка (например, методы смешанного обучения).Следует специально готовить учителей к работе с одаренными и высокомотивированными детьми.Важно, чтобы достаточная часть школьных учителей прошла подготовку к работе с одаренными и высокомотивированными детьми. Особое значение в этом отношении имеет организация стажировочных баз, где транслируется успешный опыт работы с этим контингентом детей. Определенную помощь в этом отношении может оказать подготовка магистров по направлению «Психология и педагогика образования одаренных детей», уже несколько лет вполне успешно проводимая в МГППУ.
Комментарии