Талантливый преподаватель трех языков поделилась прогнозами на развитие нейросетей в образовании.
16 июня на Петербургском международном экономическом форуме 2023 прошла дискуссия на тему «ИИ в высшем образовании: прорыв или деградация?». Эксперты пришли к выводу, что объединение технологических платформ и ВУЗов должно идти активнее. Среди наиболее перспективных направлений выделили два: построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом особенностей обучающихся и создание алгоритма машинного обучения без учителя, который очень удобен для студентов. Как эти технологии работают на практике и что нужно, чтобы как можно больше вузов внедрили их в образовательный процесс? Узнали у преподавателя английского, белорусского и русского языков – Виктории Аверьяновой. Она создала собственную методику, внедрила в процесс обучения искусственный интеллект и делится своим опытом с другими преподавателями, создавая учебные пособия.
– Виктория, вы преподаете в Гомельском государственном университете и активно используете в обучении нейросети. Свои наработки вы отразили в 5 электронных учебно-методических комплексах для обучения английскому языку, которые используются в ВУЗах Беларуси и России. Как эксперт в теме искусственного интеллекта, скажите, как нейросети уже сегодня помогают преподавателям?
Сейчас преподаватели уже используют работу в паре с чат-ботом. Есть боты, с которыми вы можете общаться на английском, в устной и письменной форме. Это Replica, ChatGPT, Siri, Andy. Replica, например, вначале использует стандартные фразы и алгоритмы, а затем копирует ваше поведение и подстраивается под вас, становится своеобразным другом-alter ago. Можно также создать человека, описать его особенности, характер, манеру поведения, и бот сделает собеседника по заданным параметрам. Онлайн-школа Skyeng недавно запустила чат-бота «Кешу», который моделирует диалог с учеником, анализирует его ответы, находит ошибки и сразу дает обратную связь.Проблема заключается в том, что сейчас большинство систем, ориентированных на устную речь, реагируют только на простые ключевые слова и испытывают сложности с оценкой грамматики. Эти интерактивные системы обучения работают по четко обозначенным сценариям с предсказуемыми диалогами и соответствующими источниками ошибок. Но здесь надо сказать, что особенность нейросетей как раз в том, что они постоянно обучаются. И через несколько лет подобных проблем не возникнет. Другой сервис на основе GPT- 4 – AgentGPT. Он умеет буквально всё. Здесь ИИ разбирает любую задачу на подзадачи и выдает вам детальный пошаговый гайд для достижения цели, предварительно собрав всю возможную информацию по теме. В целом, нейросеть может на основе входного тестирования по всем параметрам подобрать индивидуальную программу обучения английскому с учетом интересов и возраста. А также, анализируя стартовый уровень и прогресс на нескольких пробных занятиях, ИИ точно сможет рассчитать, когда человек достигнет цели – уровня английского B2, например.
– Ваша авторская методика Tango English Approach как раз основывается на использовании ИИ и помогает изучать английский не только эффективно, но и увлекательно. Можете рассказать о своем личном опыте работы совместно с искусственным интеллектом?
Искусственный интеллект в последнее время занимает все более важное место в образовании, и его применение может значительно улучшить процесс обучения в различных аспектах. Один из таких аспектов – это аудирование, которое является неотъемлемой частью изучения иностранного языка, в том числе английского. В традиционной методике обучения часто используются аудио- и видеоматериалы на занятиях для выполнения различных упражнений. Однако редко практикуется домашняя отработка сложных аудиозаписей с последующей строгой проверкой на занятиях. Это может быть связано с тем, что такие записи часто используются только для выполнения упражнений в классе. Для более интенсивного развития навыка аудирования можно использовать умеренно сложные видео- или аудиозаписи с расшифровкой для проработки дома. Студенты должны дома многократно слушать записи, чтобы научиться разбирать слова и фразы. И следующее занятие следует начать тестом на умение “услышать” сложные фрагменты речи. Использование онлайн-ресурсов для проработки, таких, как видео- и аудиозаписи с упражнениями и тестами, также очень полезно. Однако окончательная проверка навыка аудирования должна проходить на занятиях “вживую”.
– Аудирование – навык пассивный, здесь и правда важна тренировка и контроль. А как ИИ помогает улучшить навык говорения, который у большинства вызывает трудности из-за психологического барьера?
Что касается говорения, я стараюсь сделать эту работу максимально увлекательной и творческой для студентов. Один из наиболее эффективных способов развития навыка говорения на занятиях – работа в парах. Во время работы в парах оба партнера активно говорят на иностранном языке, что позволяет им отрабатывать и закреплять ранее изученные лексику и грамматику. Каждый ученик имеет возможность уделить примерно 50% учебного времени на активное общение, что положительно влияет на развитие навыка говорения. Практика в парах с чат-ботом также способствует развитию уверенности в говорении, поскольку она предлагает более комфортную обстановку для обучения и позволяет студентам исправлять свои ошибки сразу же. Здесь могут помочь и другие онлайн-ресурсы. Например, сервисы для поиска собеседников-носителей языка – Tandem, Hellotalk, Italki и др. Сделать процесс обучения творческим я стараюсь и при изучении лексики. Здесь не должно быть нудного заучивания. Например, есть много приложений с красочными картинками и нетривиальными заданиями.
– А как хорошо нейросети справляются с грамматикой? Насколько известно, ИИ часто допускает ошибки именно с этим.
Да, в грамматических заданиях нейросети иногда допускают ошибки, однако сейчас ИИ эффективно используется для запоминания правил. ChatGPT может давать советы по правильному употреблению грамматических структур английского языка. С использованием генераторов видео даже можно сгенерировать видео для объяснения правила. Нейросеть может дать тест на использование фразовых глаголов или перечислить все времена в английском языке, а также подробно пояснить, в каких случаях стоит использовать тот или иной предлог. А если вас интересует английский для поступления, то нейросеть может выдать пробные варианты экзаменационных заданий.
– А что касается других языков? Вы создали 3 пособия по изучению белорусского, а также рецензировали три учебника своих коллег по изучению русского языка. Как идет внедрение ИИ в изучение этих языков, есть ли различия с английским?
Для обучения русскому и белорусскому языкам существует меньше возможностей по сравнению с английским. Это связано с тем, что английский язык более распространен и имеется много приложений и сервисов с использованием ИИ для его изучения. Однако преподаватель может создавать свои упражнения с заданными условиями. Алгоритмы искусственного интеллекта могут также с успехом использоваться для обучения русскому и белорусскому языкам. Так же, как и для английского, искусственный интеллект может создавать различные упражнения на вставку, сопоставление, тестовые задания и др. с использованием заданной лексики или грамматических конструкций. Вообще, ИИ способен обучаться, поэтому для создания любого упражнения обычно достаточно дать ему образец упражнения, а затем попросить сделать такое же, но, например, с другой лексикой. Также ИИ может создать различные упражнения на выработку навыка восприятия речи на русском языке для изучения русского как иностранного, например. Для развития речевых навыков на русском или белорусском языке можно устроить письменные дебаты, когда вы задаете ИИ роль и он занимает одну сторону в споре, а вы – другую. Также нейросеть формулирует очень интересные вопросы по заданной теме для последующего обсуждения в парах. В процессе обсуждения или выполнения заданий ИИ может корректировать и объяснять сделанные вами ошибки. Что касается моей методики обучения английскому Tango English Approach, она может с успехом применяться для изучения русского языка как иностранного. Максимальное внимание – заданиям на распознавание речи собеседника и работе в парах при говорении. При изучении лексики важным будет усвоение в первую очередь самых часто употребляемых слов, а также повторение.
– Можете поделиться своими прогнозами на развитие нейросетей? Как изменятся возможности их использования в образовании в ближайшем будущем?
Применительно к обучению языкам – можно при помощи ИИ анализировать речь учеников, выявлять ошибки и пробелы. При дальнейшем развитии – ИИ сможет отвечать на вопросы, эффективно поддерживать беседу в письменной и устной форме, имитируя речь носителя языка. Уже сейчас, например, приложение для изучения английского Memrise предлагает письменную беседу с чат-ботом для некоторых ситуаций. Также в приложении Duolingo ИИ используется для распознавания речи. Но! Последний инструмент в Duolingo пока работает с погрешностями – распознает только серьезные ошибки, замену другими словами. Менее значительные речевые ошибки – неправильное произнесение слов, замена отдельных звуков, неправильное ударение – он практически не распознает. Необходимо отметить, что у прогресса всегда есть обратная сторона. Например, ИИ может генерировать сочинения и ученики могут этим пользоваться, чтобы создавать тексты, а не писать самим. Здесь может пригодиться одна из ключевых функций учителя – функция контроля. То есть дома ученики могут использовать ИИ для подготовки к сочинению. Но на занятии учитель контролирует, чтобы ИИ не использовался и ученик писал сочинение ручкой, а не печатал. ИИ может дать отличный пример работы, сочинения, проекта, который станет основой для собственной творческой работы ученика. На мой взгляд, ИИ обладает большим количеством плюсов, которые нивелируют все минусы. Многие опасаются, что нейросети скоро вовсе заменят педагогов. В ближайшем будущем нельзя утверждать, что нейросети полностью заменят педагогов. Скорее всего, педагоги, которые используют возможности нейросетей, заменят тех, кто не хочет развиваться и не использует эти инструменты. Педагогу все равно будет необходимо осуществлять важную функцию контроля и участия. Ученик будет испытывать чувство ответственности перед живым человеком. Еще важным аспектом будет взаимодействие с учителем в целях развития социализации и воспитания учащихся. Коммуникацию с живым человеком в процессе обучения не заменит ничто!
Комментарии