Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров:

Мой профсоюз, №27 от 6 июля 2004. Читать номер
Автор:

– Мы попросили университетские округа России проанализировать законопроекты и получили довольно обширный материал. В этих заключениях содержатся требования об уточнении сотен формулировок, отмене многих пунктов. Общее мнение ректоров – убрать пункт, отменяющий автономию вузов.

Мировая практика свидетельствует о том, что университеты тогда поднимаются и развиваются, когда получают автономию при соответствующем государственном и общественном контроле. Иного пути и у нас быть не может.

Особый разговор о социальном направлении предложенного законопроекта. Мы знаем, в каком непростом положении находится эта сфера. То, что вузы, школы, научные учреждения еще сохраняют коллективы, – это их заслуга, это результат использования их потенциала. Учреждения, которые интеллектуальным потенциалом не обладали, были либо приватизированы, либо разрушены, либо ушли на второй план.

Минувшие десять лет были годами практических ударов по образованию, но система выдержала. Да, есть потери, но в целом она даже выросла. Поэтому я поддерживаю те выводы, которые сделали мои коллеги и профсоюзы, проанализировав предложения о лишении образования социальных преференций.

Не все в законопроекте надо отрицать. Я бы согласился с усилением контроля за качеством образования в стране. Сколько раз мы говорили о том, что надо убрать заявительный принцип при создании новых университетов. Он работает уже 10 лет, и в результате мы получили 3200 новых вузов и их филиалов. Даже если мы уберем заявительный принцип, останется приличное «наследие». Выход состоит в создании жесточайшей системы контроля качества.

Вопрос расширения объема и видов образвания можно решать с помощью дополнительного, дистанционного и других форм образования. Нельзя же, чтобы 3200 университетов давали дипломы, по форме абсолютно не отличающиеся от дипломов МГУ.

Я вовсе не хочу сказать, что негосударственное образование нужно поставить вообще вне игры. Это было бы неправильно, такие образовательные учреждения могут работать по-настоящему. Но правила игры должны быть такими, чтобы могли работать только те, кто их выполняет.

Геннадий МЕСЯЦ, вице-президент Российской академии наук:

– Мы дали законопроект на заключение нашему Институту государства и права, президиум РАН его обсудил. Каковы основные замечания?

Полномочия субъектов РФ в области науки полностью ликвидируются. Никакого финансирования регионы вести не могут. Что получается? Полное противоречие Конституции РФ, где записано: наука, образование и культура – сфера совместной деятельности.

Я пятнадцать лет проработал на Урале и несколько десятков – в Сибири, я прекрасно знаю, что в регионах наука может и должна развиваться. Мне кажется, что сейчас, когда мы с колоссальным трудом приняли региональные законы о науке в республиках и областях, когда мы добились того, что в научных программах участвуют Урал, Сибирь, Дальний Восток, абсолютно бесперспективно сворачивать такую работу.

В заседании общественного совета по науке при Комитете Госдумы участвовали три губернатора. Все они говорили, что так поступать нельзя, что мы погубим науку, если будем принимать подобные законопроекты.

Из закона о науке предлагается изъять абзац, касающийся аренды. Российская академия наук сдает примерно 4-5 процентов своих площадей. Сдает потому, что у нас нет достойного финансирования. От аренды мы получаем один миллиард рублей в год при 47 миллиардах, отпускаемых на всю российскую науку. Эффективность арендной деятельности очень высока. С деньгами все очень прозрачно, они используются научными учреждениями для развития, для проведения важных работ. Мне кажется, что сейчас, приняв такую поправку, мы сильно подорвем деятельность наших институтов.

Появляется новая терминология, касающася научных учреждений. Все научные учреждения государственных академий у нас имели государственный статус. Сейчас вводится понятие «федеральное государственное учреждение», которое по закону может быть обанкрочено, закрыто, приватизировано. Одним ударом может быть поставлена под удар вся наука.

Сколько сил было потрачено на то, чтобы в минувшие десять лет сохранить науку. В конце концов даже то имущество, которое мы сдаем в аренду, – это имущество Российской Федерации. Мы его реанимируем, восстанавливаем, увеличиваем его стоимость. Все, что сегодня предлагается, в конечном счете ставит только одну цель – забрать это имущество, приватизировать и передать в частные руки.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту