search
main
0

Вглядитесь в жизнь, как в зеркало

​Для качественного современного образования необходимо усвоение школьниками тех знаний о человеке, которые дают им портрет своего собственного возраста, видение себя со стороны и предупреждают о наиболее типичных ошибках в поведении.

Человечество всегда испытывало потребность в психологическом по своей природе знании о себе. Философы следовали призыву «Познай самого себя!», грамотные люди рассматривали себя в «зеркалах» повествований о мудрости и глупости, исторических событиях и отдельных судьбах. И Востоку, и Западу хорошо знаком жанр таких «зерцал», которые создавали как руководства по самопознанию, благодаря им читатель находил в поступках других отражение собственных страстей и побуждений. В XI веке образованный византийский отшельник Филипп Пустынник (Монотроп) написал «Диоптру, или Душезрительное зерцало». Событием в интеллектуальной жизни славян XIV века был его перевод с греческого, на Руси эту книгу переписывали очень часто вплоть до XIX столетия. В «Диоптре» детально и всесторонне исследовались особенности и загадки человеческой природы. Ни одно из переводных и оригинальных сочинений, составлявших древнерусскую литературу, не давало такого количества знаний о человеке, как «Диоптра». В русскую литературу «Диоптру» ввел интерес к человеческой личности, она, в свою очередь, поддерживала этот интерес на протяжении почти пятисот лет. С XVIII века конкуренцию «Диоптре» составляло «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717), подготовленное по указанию Петра I. В числе источников «Юности честного зерцала» называют, в частности, сочинение «О воспитанности нравов детских» Эразма Роттердамского. «Юности честное зерцало» охватывало практически все аспекты общественной жизни от правил поведения за столом до государственной службы и стало на долгие годы стало руководством по поведению в обществе. Книгу неоднократно переиздавали до конца XIX века.Эта традиция «зеркальных» пособий по поведению молодежи только укрепилась в ХХ столетии, исследования последних лет также выявляют сходные интересы школьников разных стран. По мере развития философии и наук о человеке учебные материалы для школьников, знакомящие их с устройством жизни, приобрели по преимуществу психологическое содержание. Ощутимое влияние на этот процесс оказала антропология и этика Канта, а позднее – философия жизни, особенно Дильтея. По Дильтею, наука постигает человеческую жизнь через познание человеческой деятельности и ее духовных продуктов, то есть изучает духовный мир человека, реализовавшийся в различных объективациях – от элементарных человеческих знаний до совершенных произведений истории, философии. Характер изначальных контактов человека с миром способствует формированию определенной осведомленности о существующих связях и значениях, понимание жизни неразрывно связано с ее переживанием. Категория «переживание» включает в себя почти все содержание сознания и во многом совпадает с жизнью как таковой. Науки о человеке должны пройти от чисто внешних проявлений духовной жизни к их истокам, а это задача «понимания», которое выступает главным во всей «триаде» – «переживание», «выражение», «понимание». Понимание структур духа начинается с понимания личности, все пережитое ею доводится до сознания через самопонимание. Чтобы понять себя, надо обратиться к другому, но чтобы понять другого, надо перевести его внутренний мир на язык собственных переживаний. Из «понимающей психологии» Дильтея выросла «понимающая педагогика» Шпрангера. С ней согласовывалась «школа жизни» Декроли.Понимание человеком самого себя становится системообразующим компонентом содержания образования. Только при этом условии растущие люди способны признать правоту других людей не как враждебное себе, а как подлежащее уравновешению, гармонизации, переговорно-компромиссному урегулированию. Понять себя – значит понять равнозначность фундаментальных страстей, которых нельзя обойти ни одному человеку, потому только, что он человек; а стало быть, и движущих сил поведения, первопричин желаний и истоков мыслей, обслуживающих желания.Изучение жизни людей представляет собой неотъемлемую часть общего образования. Изучение это отвечает современным социальным ожиданиям от школьного дела, равно как и личным потребностям учащихся в понимании окружающего их мира и в понимании себя. Содержание образования призвано служить предотвращению агрессивной нетерпимости – прародительницы междоусобиц любого типа. Система знаний, с позиций которой могут вести диалог представители различных этносов, удаленных друг от друга в культурном отношении, задает базовое человекознание. Оно обладает свойствами нейтрализовывать религиозные, философские, экономические, политические, военные, культурно-бытовые, идеологические и иные психогенные перегородки между людьми. Это знание-ценность, знание-отношение и знание-переживание, эмоционально окрашенное осознание своих глубинных, сущностных мотивов, интенций, интересов, страстей, надежд, знание о всем многообразии противоречий между людьми и абсолютной необходимости и возможности их преодоления, мирного разрешения.Потребности школьников в понимании и оценке своего жизненного опыта весьма велики. Вступающим в жизнь требуется прямое зеркало их надежд, тревог и мучений – компас в окружающем их мире. Это материалы о друзьях и помощниках человека, вступающего в наш «яростный и прекрасный мир» (Андрей Платонов), одновременно это курс предупреждений о волчьих ямах бытия, о лабиринтах жизни в быту, в культуре, среди сообществ, в «душевной смуте» (Борис Пастернак) и о типологии выходов из лабиринтов. Важно при этом, чтобы школьник осознал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из окружающих его людей. Если человек, который находится рядом с ним, отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой, нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями.В своих сомнениях и страданиях подросток менее всего склонен признаваться окружающим, приобщение же к литературе, адекватно рассказывающей подростку о подростке, а это прежде всего возрастная психология, играет роль эффективного воспитателя. Психологическое зеркало того или иного возраста, сочувственная констатация его плюсов и трудностей обладает профилактической и терапевтической ценностью. Изучение себя в этом зеркале снимает психическое напряжение: оказывается, я не один такой страдающий и жаждущий! Все такие! А я-то думал, что я самый несчастный на свете! Задача человековедческого компонента образования – предоставить подросткам и юношам материал для выбора своих жизненных максим, образа действия при достижении своих целей. Это бесконечно важно. Управление развитием без включенности в него самоуправления воспитуемых вредно, опасно. Ребенку необходима зеркальная четкость информации о результатах произведенных действий, о степени их успешности. «Зеркало» – знание о том, «как оно обычно бывает» и как удается справиться с «этим», то есть достойно изжить трудность. В противном случае ему кажется, что он один такой, наказанный судьбой, только по отношению к нему одному несправедливыми обстоятельствами.Предметом обучения в школе должен стать сам ребенок и люди, с которыми он живет. Уже в начальной школе закладывается ядро доступного детишкам целостного видения своей жизни и жизни важных взрослых. В серии возрастных характеристик учащиеся получают «научное зеркало» собственных тревог и забот, знакомятся с методами самообразования, самовоспитания. Психология личности и межличностного взаимодействия органически сочетается с проблемами семьи, здоровья, воспитания детей, образа жизни. Источником комплексных и интегративных курсов человековедения служит не только собственно психология, но и психологически осмысленные данные искусства и наук о человеке, прежде всего – культурологии, этнологии, истории, этики, эпистемологии, социологии и возрастной физиологии.Одна из интересных особенностей человеческих существ состоит в том, что они пытаются понять самих себя и свое собственное поведение. Это особенно характерно для новейшей европейской культуры, однако не существует группы, которая не создала бы схемы или схем для объяснения человеческих действий. Концепция культуры – самый любопытный ответ из тех, что антропология может предложить для удовлетворения извечного вопроса «Почему?».Целостность и системность психологически осмысленным знаниям о человеке придает философия вообще и философия образования в особенности. Действительность предстает в зеркале различных теорий, и это различие должно выливаться в конфликт теорий, а представать в качестве многоаспектности и их взаимной дополнительности в изучении действительности.В зеркале искусства перед нами предстает многообразие становящихся и ставших характеров. Но разглядывание себя в зеркале искусства имеет свои правила, о которых очень хорошо писал Мераб Мамардашвили Он согласен с Гамлетом в том, что «цель как прежде, так и теперь, была и есть – держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси – ее же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Но здесь важно обсуждение, которое помогло обратить взор на себя, сравнить себя с действующими лицами. Быть зрителем недостаточно, надобно работать, думать, понимать. И философия, и любой литературный текст, текст искусства, сводятся к жизненным вопросам, то есть к любви, смерти, к смыслу и достоинству существования, к тому, что мы реально испытываем в жизни и ожидаем от нее; и, очевидно, читаем мы то, что близко нашему душевному опыту. Какие-то куски литературы для нас закрыты просто потому, что они, наверное, не совпадают с самым главным актом – актом раскрытия себя в том, что говорит тебе впечатление от читаемого.Если мы не узнали себя в том, что читали, то оно для нас пусто, читатель, которого ничто не задело за душу, не сможет тогда ничего эксплицировать в тексте так, чтобы, развиваясь сам, расширить и опыт книги, и опыт ее читателей. Осознание своей жизни есть движение распутывания жизненного опыта и одновременно определение места искусства в таком движении вообще и в судьбе (и личностном облике) читателя. Акт чтения предстает как жизненный акт. Литература не внешнее дополнение к жизни, не область украшения и развлечения. Плохо, если человек убегает посредством книг от действительности, плохо, когда книги дают ему путь в ней, известный кому-то за него и вместо него, а он их пассивно потребляет. На самом деле искусство словесного построения есть способ существования истины, действительности, ее нельзя внушить, она не существует в готовом виде. Если книгу ты прочитываешь, то только в той мере, в какой она есть зеркало, поставленное перед путем жизни, который по отражениям в нем выправляется, и зависит, следовательно, от того, что в твоей собственной душе. Писатель пишет себя по «зеркалу», ищет путь, бытие, выправляет их по экспериментальным реализациям в словесной действительности и не излагает никакого учения. Если мы это воспринимаем как нечто «учительское», то только потому, что можем сделать близким себе путь человека, который дивился действительному смыслу своего существования и тому, что оно свидетельски явило об окружающем. Читатель и писатель уравнены в отношении к тексту, то есть писатель так же должен расшифровывать и интерпретировать его, как и читатель. Такое отношение к книге, естественно, уравнивает акт чтения книги с другими жизненными актами.Человековедческое образование «курс предупреждений» в той мере, в какой оно повествует о психологических опасностях и их предотвращении. Предупреждения о ловушках жизни, о многообразии иллюзий, заблуждений составляет одну из наиболее ценных составных частей курсов человековедения. Желательно, чтобы он раскрывал также способы манипулирования сознанием, чувствами, отношениями людей (PR, реклама, предсказатели, мошенники), – например, учащимся полезно знать об опасностях, таящихся в подражательной склонности человека и о психологических корнях принесения остракизма. Стилистика человековедческого образования – никаких проповедей, душеспасительных бесед и попыток убедить в правильности того или иного выбора. Одно только яркое и образное живописание многообразия судеб. Только сообщение о бесспорно славных радостях и предупреждение о волчьих ямах бытия. Зеркала обязаны быть очень честными, прямыми, не искажать действительности.Школа обязана быть не только сиюминутной жизнью, но и репетицией будущей жизни. Игровой элемент репетиции, упражнения снимает напряженность и ингибирующую силу реальной опасности. Важно тренировать поведение в ситуациях опасности, равно как и пути и способы совместного, группового, коллективного действия. Без логически связанных репетиций и упражнений в жизни невозможна подготовка к жизни.Борис БИМ-БАД, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте