Окончание. Начало читайте в N 35 “Ста друзей”
7. Музыкальная игра “Колобок”
Карточки, на которых указаны персонажи русской народной сказки, разложены на столе текстом вниз. Участники выбирают карточку с указанием роли. Преподаватель напоминает содержание известной сказки и просит детей описать, нарисовать, дать характеристику “своему” персонажу и сочинить его “биографию”.
Преподаватель напоминает содержание известной сказки и просит детей описать, нарисовать, дать характеристику “своему” персонажу и сочинить его “биографию”.
Педагог или ученик предлагает ситуацию, не описанную в сказке (допустим, Колобок заблудился), участники представляют “свой” персонаж в этой ситуации и импровизируют сцену. Перед тем как начать представление, обговариваются условия, при которых конец сказки должен быть переосмыслен, и Колобок не съедается, побеждает добро.
В ней также сохраняется правило: ничего не говорить, все реплики петь. Желательно также изображать движения персонажей (прыжки Зайца и тяжелую поступь Медведя…) импровизацией на фортепиано, маракасах, металлофоне.
Дидактический материал к игре: карточки с названием героев, которые делаются каждая отдельно и прикрепляются на грудь (колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
8. Музыкальная сказка – игра “Лектор Айболит”
Педагог напоминает учащимся, что опера – это театральное представление, в котором все действующие лица поют, а не говорят (для примера приводится детская опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”). Далее ученикам предлагается вспомнить сюжет сказки и (по книжке с иллюстрациями) распределить роли по желанию. Затем начинается игра в “оперу”. Каждый из ребят представляет себя “артистом оперы”. Преподаватель исполняет роль ведущего и начинает петь ее:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!..
Педагог импровизирует мелодию, а ребята включаются в нее и также импровизируют и поют тексты своих персонажей (Лиса, Зайчиха, Медведь…)
Дидактический материал к игре: карточки с названием героев (Айболит, Зайка, Лиса).
9. Музыкальная игра “Осенняя Фантазия”
Педагог исполняет на фортепиано аккомпанемент к песенке про осень и поет:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
Или, импровизируя в ритме вальса:
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
В это время ученики произвольно вальсируют по залу, плавными движениями как бы изображая осенние листья, их полет.
На слово “замри” каждый участник принимает неподвижную позу, изображая героя какой-либо сказки (Русалку, Морского царя, Репку или Деда…). Преподаватель говорит: “Отомри, Катя” и “Отомри, Вова”. Один из них (первый) подходит к инструменту и играет, импровизируя мелодию, близкую персонажу другого. Второй участник выходит на середину комнаты и импровизирует танец своего персонажа.
По окончании импровизации оба садятся, и игра начинается сначала. Педагог вызывает следующую пару ребят. При каждом новом исполнении игры стихотворение или мелодия сопровождения может меняться в зависимости от фантазии педагога.
10. Музыкальная игра “Сочиняем сказку”
Фантазировать начинает педагог. Он рассказывает сказку, а ребята по ходу иллюстрируют ее пением и движением под музыку. Внезапно рассказ педагога прерывается, и закончить сказку должны сами ребята, сочинив собственное продолжение.
Педагог: Как-то раз пошла Маша в рощу. Светило ласковое солнышко, и пели птички. Она покаталась на колесе обозрения и отправилась собирать цветы. (Педагог импровизирует на фортепиано либо включает магнитофон, и звучит фрагмент в записи). Маша услышала голос кукушки и замерла… Она слышала как бы две ноты, одну – высокую, другую – низкую.
(Педагог исполняет полевку Карла Орфа или импровизирует “Ку-ку, на суку”).
Одному из учеников предлагается повторить также. Затем всем ребятам предлагается исполнить роль птицы, тоже спеть кукушкину песню. Педагог предлагает петь вместе с ним и исполняет попевку в разных тональностях.
Педагог: Вдруг загремел гром! Пошел сильный дождь, стуча по листьям и траве. Птицы спрятались в гнезда.
Предлагается детям встать в круг и подвигаться под музыку. При этом не навязывается какой-либо определенный характер движений.
Условие этого задания: движения должны соответствовать характеру музыки, ее настроению (движения руками, выразительная ходьба, подскоки, повороты корпуса и т.д.).
Подсказать детям нужно лишь тот художественный образ, который они должны почувствовать и выразить. Дети импровизируют движения сами так, как они обычно это делают, подражая в играх определенным персонажам.
Педагог: Вдруг все стихло, дождь прошел, и вновь засветило солнышко. Снова защебетали птички, они поют о солнышке (играет и поет): “Стало снова солнышко пригревать, пригревать. Землю, словно золотом, заливать, заливать!”
Все повторяют песенку птичек, взмахивая руками, как крыльями.
Педагог: Машенька тоже выучила эту песенку и, напевая, пошла дальше в рощу, она попала в самую глушь… Деревья были мрачными и колючими, сухими ветками цеплялись за ее косички. Темные ветки сосен спускались до самой земли. Красные мухоморы росли под ногами, а с дерева на нее смотрел филин своими большими желтыми глазами. Девочка вспомнила, что в чаще живет Баба-Яга… (Звучит музыка П.И. Чайковского “Баба-Яга”). Что было дальше? Кто из вас продолжит сказку?” (Дети по очереди продолжают и завершают сказку).
Педагог следит за тем, чтобы как рассказ, так и сопровождение были образными, яркими, увлекательными.
11. Музыкальная игра “Чебурашкина викторина”
Педагог предварительно раскладывает билетики так, чтобы нарисованные на них листья образовали круг. Под музыку песенки про крокодила Гену ребята по очереди раскручивают на веревочке фигурку Чебурашки. Внезапно эта музыка замолкает, а Чебурашка кисточкой указывает, какой билет в этот момент выпадает игроку.
Таким образом, каждый ученик получает билетик с вопросами, на которые он должен дать один ответ, обозначающий то или иное понятие из курса теории музыки, начинающейся с буквы, указанной на левом углу билета и на листке с лицевой его стороны. Ученик, которому не удалось дать правильный ответ, исполняет собственное сочинение на фортепиано или металлофоне (в зависимости от исполнительского опыта ребенка).
12. Музыкальная игра “Свадебка”
Игра предусматривает не менее пяти участников (желательно мальчиков и девочек). Предназначена для учащихся класса музицирования и композиции, освоивших следующие виды фактуры: а) гомофонно-гармоническую; б) аккордовую; в) полифоническую; а также семь-восемь различных видов аккомпанемента. Например, в расчете на предлагаемый стихотворный текст из семи куплетов:
Первый куплет исполняется ансамблем из двух мальчиков таким образом: мальчики заранее выбирают мелодию, которая пройдет через все куплеты. Первый из них исполнит мелодию в октаву в унисон в большой и малой октавах, второй – аккорды в контроктаве (тональность и аккорды, подходящие к мелодии, также обговариваются всеми учениками) с использованием разложенных на столе карточек с надписью: “dur”, ” moll”, Т, S, D, 2/4, 3/4, 4/4.
Первый куплет (ведущий читает): “Деды в деревню на свадьбу идут, Громко хохочут и песни поют”.
Мальчики играют в низком регистре, используя аккомпанемент столбиком, “снеговиком” и подпевают запомнившийся стих.
Второй куплет: “Бросился Ваня вприсядку плясать. Лихо плясать, молодых поздравлять”.
Дети исполняют этот куплет в первой октаве, изображая молодого и лихого Ванюшу; при этом в аккомпанементе идет уже аккорд с басом, подражающий плясовой.
Третий куплет: “Славят невесту, ликует душа! Парень красив, и она хороша”. Третий куплет исполняется девочкой и мальчиком. При этом она излагает мелодию в октаву в первой и второй октавах. Мальчик – арпеджио в две руки в большой и малых октавах.
Четвертый куплет: “Волосы русы, в глазах – небеса. Лентами убрана вьется коса.”
Четвертый куплет исполняется девочкой, которая играет мелодию во второй октаве, а аккомпанемент – триолями в левой руке.
Пятый куплет: “Вот уж и деды пустились плясать, Кости размять да себя показать!”
Пятый куплет играют исполнители первого куплета, два мальчика. Теперь мелодия звучит в басу в контроктаве и в большой, а плясовой аккомпанемент – в малой и первой октавах.
Шестой куплет: “В круг величаво невеста идет, Милого друга за ручку ведет”.
Шестой куплет играют исполнители третьего куплета. Девочка – первую часть куплета исполняет аккордовой фактурой в правой руке, басами – в левой (Т, S, D, и т.д.). Вторая часть куплета исполняется мальчиком в большой и малой октавах.
Седьмой куплет: “Песню запела, а следом – жених. Ладный дуэт получился у них”.
В седьмом куплете мелодия исполняется каноном: девочка начинает играть первой во второй и первой октавах в унисон, а мальчик вступает и проводит тему на третьем такте в малой и первой октавах.
Дидактический материал к игре: Карточки dur, moll, T, S, D; для предварительного обсуждения – 3/4, 2/4, 4/4, mf, ff.
Н.СИДОРАК,
педагог дополнительного образования
Оренбург
Комментарии